Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество26 августа 2014 11:15

Горячая линия "Комсомолки": что изменится в школах и вузах с 1 сентября

Ректор Высшей школы экономики ответил на вопросы читателей и рассказал о переменах в жизни учащихся
Горячая линия "Комсомолки": что изменится в школах и вузах с 1 сентября

Горячая линия "Комсомолки": что изменится в школах и вузах с 1 сентября

Фото: Алексей ФОКИН (фото)

Какие нововведения появятся в этом учебном году? Надо ли собирать портфолио, будут ли студенты служить в армии, подорожают ли общежития?

На эти и другие вопросы читателей "Комсомолки" отвечал ректор НИУ "Высшая школа экономики" Ярослав Кузьминов, председатель Комиссии по ращвитию образования Общественной Палаты РФ.

- Здравствуйте, меня зовут Дарья. Как вы относитесь к ЕГЭ? Будете ли вы продолжать такой прием, или стоит отменить этот вариант поступления?

- Сейчас все вузы России обязаны принимать абитуриентов по результатам единого экзамена. В нем есть и сильные, и слабые стороны. Но можно с уверенностью сказать, что на данный момент ЕГЭ утвердился как главный способ оценки знаний выпускников, и речь может идти только о том, чтобы совершенствовать его процедуры.

При этом не надо забывать, что есть и другой способ поступления в ведущие вузы — это олимпиады школьников. Для тех ребят, кто действительно интересуется предметом (физикой или, например, историей), это реальная альтернатива ЕГЭ на пути поступления в вуз. И доля олимпиадников в хороших вузах в принципе не должна падать ниже 20-30%.

Кроме того, в творческих вузах есть дополнительный конкурс - ты должен, например, спеть или сыграть на скрипке. Но это не может быть аналогом ЕГЭ, который предполагает анонимность. Эти испытания всегда были и будут персонально окрашены, со всеми плюсами и минусами.

- Меня зовут Наталья, я из Москвы. Будут ли в этом году дорожать студенческие общежития московских вузов?

- Есть решение Минобрнауки, которое рекомендует ректорам вузов не повышать стоимость общежитий. Наш университет, например, не будет повышать стоимость общежитий для студентов, которые учатся за счет бюджета (она у нас минимальная). Внебюджетники же обязаны платить реальную стоимость общежития.

- Если на первом курсе не получилось жить в общежитии, с какого курса можно претендовать на комнату? И какая средняя цена сейчас?

- Честно говоря, ответ на ваш вопрос зависит от конкретной ситуации вуза. Вузы с дефицитом общежитий обязаны проводить распределение мест совершенно прозрачно. У них на сайте должно быть указано и точное число мест, и порядок заполнения их, и появление всех вакансий. Но вообще, в Москве большинство вузов неплохо обеспечено общежитиями. Вузы должны кооперироваться и занимать места друг у друга в случае, если у них пришло много иногородних. Я считаю, что это вполне возможно.

- Меня зовут Александр. Я бы хотел узнать, нужно ли в университетах вводить соревнования по сдаче норм ГТО? И зачем вообще это все нужно?

- Я сторонник того, чтобы в университетах были все возможности для физического развития студентов. От нашего здоровья зависят и наши профессиональные возможности. Человек, не занимающийся своим здоровьем, не только себе наносит ущерб - он будет больше болеть, а, значит, у него будет ниже производительность.

Я считаю, что студенты - взрослые люди, и главная задача вуза - предоставить им возможность самостоятельно решать, какой именно физической активностью они будут заниматься. В Вышке, вот вообще нет обязательной физкультуры, но все студенты имеют возможность записаться на секции и регулярно заниматься спортом.

Формы ГТО в том виде, в каком они сложились в СССР, были очень простыми, потому что тогда очень бедная была страна. А сейчас наша страна гораздо богаче, и вузы вполне могут предоставить студентам профессиональных тренеров по самым разным видам спорта.

- Вас приветствует Елена, я из Москвы. Хотела узнать ваше мнение по поводу программы MВA. Как вы оцениваете, можно ли в России доверять подобным программам, или стоит лучше получать образование за рубежом? Еще сейчас много книг о том, что МВА можно получить на дому. Есть ли подобная альтернатива, с учетом того, что стоимость обучения достаточно весомая?

- Выбор между отечественным и зарубежным МВА – это выбор между 4 и 40 тысячами долларов. Люди, которые имеют десятки тысяч долларов на свое образование, они могут ехать за зарубежной степенью. Понимаете, это форма образования, которая обобщает практический опыт работы в бизнесе и менеджменте. На мой взгляд, туда должны идти люди, которые уже 2-3 года отработали теми же менеджерами или попытались организовать свой бизнес. Любая программа МВА успешна тогда, когда на ней преподают реальные бизнесмены, реальные менеджеры.

В России опыт реального успешного менеджмента гораздо меньше, чем на Западе. Именно поэтому наш МВА пока отстает. Но у нас есть хорошие школы. Я думаю, что ведущие вузы России предлагают неплохое бизнес-образование.

- Но сравнивать наше и зарубежное бизнес-образование вы бы не стали? Я имею в виду не только финансово.

- Зарубежное просто на порядок дороже. Любая магистерская программа по бизнесу – это в первую очередь социальный капитал. Ты знакомишься с новыми людьми, с реальными бизнесменами высокого порядка, с менеджерами высокого уровня. Ценность степени МВА – это столкновение с реальной практикой и знакомства с людьми, которые потом могут стать твоими бизнес-партнерами.

- Меня зовут Екатерина. У меня двоюродный брат на будущий год поступает. Сейчас, учитывая и экономическую, и политическую ситуацию в стране и мире, у нас как-то меняются предпочтения по специальностям? Можете вы какую-то рекомендацию дать, на какие специальности лучше сейчас ориентироваться?

- У нас огромная страна, и в ней есть спрос на все специальности. Совет может быть такой: вне зависимости от специальности надо стать настоящим профессионалом. У нас очень много произведено плохих экономистов и юристов за последние годы, но такое же количество выпускается слабых врачей, слабых инженеров. Эти люди дискредитируют свои специальности, а виноваты плохие вузы, которые их учили. Надо вместе со специальностью выбирать вуз, научно-образовательный коллектив, которому вы доверяете. И смотреть, чтобы там реально учили профессии и заставляли заниматься, а не просто выдавали диплом.

- Его тянуло в пиар и маркетинг. Мы вот пытаемся вдолбить ему в голову, что лучше получить какое-то более классическое образование, на основе которого потом дальше идти в эти области.

- Все зависит от того, насколько человек готов заниматься фундаментальной наукой, насколько быстро он соображает или, предположим, он склонен к проектному мышлению. Если последнее, то он может идти на менеджмент, на маркетинг, на коммуникации. Если он склонен к анализу, стоит идти на более фундаментальные программы, благо существуют и те и другие. Есть вузы, которые дают на любом направлении нормальные, сильные знания.

- Стоит ли беспокоиться из-за того, что результаты выпускников школ ухудшились? Что можно сделать для улучшения качества школьного образования?

- Если вы имеете в виду результаты ЕГЭ – 2014, то ничего ужасного не произошло. Во-первых, сам экзамен в этом году был проведен честнее. А, во-вторых, большинство детей действительно демонстрируют средние результаты. Есть небольшая доля тех, у кого результаты высокие или, напротив, низкие. Всегда будет определенная доля детей, не справляющихся с программой старшей школы. Можно предположить, что таких около 15 процентов.

С другой стороны, результаты ЕГЭ-2014 — это повод задуматься о повышении качества образования, прежде всего по русскому языку и математике. Кроме того, требования к результатам образования и учебные программы не должны быть едины для всех. Например, нельзя учить детей из семей, где не говорят на русском, точно также, как и остальных.

- Надо ли собирать портфолио для поступления в вуз? Будут ли его учитывать в этом году? Что стоит включать в портфолио?

- Я считаю, что портфолио - весьма коварная вещь. Очевидно, что в нем должны быть объективные вещи, например, что школьник участвовал в олимпиаде, был активным, интересовался химией, и так далее. Возможно, теперь результаты итогового сочинения будут прописаны в портфолио. С другой стороны, я уже представляю активных родителей, которые будут просить учителей, завучей и директора выдать их ребенку почетную грамоту. Поэтому портфолио нужно вводить постепенно, а если есть сомнения в его основательности, то лучше вообще пока оставить эту идею.

- Добрый день, меня зовут Ольга. Как вы считаете, политинформация в школах и вузах нужна или нет?

- Сложно представить реализацию этой идеи в обязательном порядке. Наверное, возможно создание каких-то клубов молодых политологов во внеучебное время. В таких клубах могли бы собираться ребята старших классов или студенты, которых действительно интересуют вопросы политической жизни страны и мира. К ним могли бы приходить ученые, общественные и политические деятели, возникать какие-то дискуссии. Как обязательный урок это трудно представить.

- Здравствуйте, меня зовут Александр. А что у нас с едиными учебниками по истории и литературе? На каком этапе это все?

- Я честно скажу, что идея единого учебника нужна для младших классов. Чем меньше класс, тем больше вероятность, что ты будешь переходить в другую школу. И линейки учебников должны лучше соответствовать друг другу. А то разнообразие учебников, которое есть сейчас, достигается за счет детей. Бывает, что они настолько не согласуются между собой по содержанию, что человек переходит в другую школу и просто становится в тупик. А вот в старших классах должно быть большее разнообразие.

Единый учебник по литературе - это вообще последнее направление, где можно обсуждать необходимость единого учебника. Есть список книг, которые нужно прочитать. А учебник - это всего-навсего интерпретация, и их может быть очень много. Единый учебник истории имеет гораздо больше прав на существование. Потому что история - это опасный предмет с точки зрения формирования социальных фобий. Надо исключать из учебников места, которые могут возбудить национальную или социальную рознь.