Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
В мире6 сентября 2014 10:00

Мэр Риги Нил Ушаков: «Не надо разделять Европу и Россию. Украина показывает, как не надо делать»

Станет ли в России больше латвийских товаров, как ладят между собой украинцы и русские в прибалтийском городе - в интервью обозревателю "КП" [видео]
Источник:kp.ru
Мэр Риги Нил Ушаков: «С чиновниками в Москве работать хорошо! Они входят в наше положение»

Мэр Риги Нил Ушаков: «С чиновниками в Москве работать хорошо! Они входят в наше положение»

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

38-летний глава рижского самоуправления приехал в Москву, чтобы попытаться спасти то, что можно спасти от торговой войны, объявленной Евросоюзом России. О том, станет ли у нас больше латвийских товаров, как ладят между собой латвийские русские и латвийские украинцы, чувствует ли он себя в большей безопасности после саммита НАТО г-н мэр рассказал в эксклюзивном интервью нашему обозревателю Алексею Панкину

«РИЖСКИЙ ДВОРИК» ЖИВ И БУДЕТ ЖИТЬ

- Нил Валерьевич. На момент введения российских ответных санкций против Евросоюза 7 августа в Москве и Подмосковье было около 20 «Рижских двориков» - таких симпатичных уголков в супермаркетах с символикой Риги, Латвии, где можно было купить продукты из вашей страны. Вы собирались на тот момент создавать новые?

- Естественно, обсуждались вопросы расширения этого проекта, в первую очередь, в других регионах Российской Федерации, говорили о других формах, как, предположим, участие в ярмарках.

Вся эта война санкций, естественно, не подарок, мягко выражаясь. Понятно, что большая часть нашего ассортимента - это молочная и мясная продукция. То, что осталось не под эмбарго – это рыбные консервы, это выпечка хлебобулочной продукции, сладости, соки, напитки, мороженое. В этой ситуации для нас очень важно - о чем мы говорили, в том числе и с вице-премьером правительства РФ господином Дворковичем - увеличить по возможности экспорта тех продуктов, которые не под эмбарго. По двум причинам нам это надо. Больший экспорт компенсирует хотя бы в какой-то мере потери от того, что молочка и мясные продукты попали под запрет. Плюс – чтобы зацепиться за эти «дворики». Мы не можем себе позволить опустить руки и потерять этот проект, потому что, как только мы уйдем из торговой сети, туда сразу придут другие.

- Но тем, как он развивался до 7 августа, вы были, в общем, довольны?

- Этот проект жил. У него было две задачи. Одна задача была прямая – это продажа продуктов питания. Другая – просто реклама самого города. Для нас очень важен туристический поток из России - в Риге это сейчас до трети всех иностранных гостей. А в такие периоды, как новогодние праздники - основная масса туристов это россияне. То есть, российский турист важен и мы за него конкурируем – рядом Таллинн, Хельсинки, Стокгольм, Прага…

ПРАГА – РИГЕ: ЗАБИРАЙТЕ СЕБЕ РУССКИХ ТУРИСТОВ

- Мэр Праги Томаш Гудечек объявил, что он разрывает отношения с Москвой и Санкт-Петербургом. Как вам кажется, перейдет ли теперь поток из Праги в Ригу в этих условиях? Дают ли вам такие действия конкретные преимущества?

- Если мы сможем перенять часть потока на Рождество и на Новый год из Праги, мы не будем против.

- То есть, будем считать, что мэр Праги сделал вам такой маленький подарок?

- Посмотрим.

- А еще он призвал другие чешские города присоединиться к его инициативе. Что выглядит очень забавно, поскольку у нас месяцами по главным каналам телевидения идет, видимо, очень дорогостоящая рекламная кампания, где россиян призывают открыть душу Чехии с выездом на место. А вам не приходит в голову кинуть клич по другим городам, может быть, Латвии, может быть, Прибалтики, может быть, Финляндии: присоединяйтесь к моей инициативе по сохранению отношений с Россией?

- Если честно, то и без клича многие делают то же самое. Таллинн, например. Мне трудно сказать, прикладывает ли сейчас мэр Вильнюса какие-то дополнительные усилия, чтобы получить туристов или помочь своим производителям (а для литовцев очень больно то, что сейчас произошло с санкциями), но он всегда тоже был очень прагматично настроен. Финны своей прагматичностью всегда славились в этой ситуации. Так что нам в регионе, если говорить о мэрах, никого дополнительно призывать особо не надо. Мэры в массе своей люди практичные. У нас работа такая.

- Вы сказали, что вторая цель вашей работы с Россией – продвигать образ Латвии, как страны дружественной. Но мы постоянно сталкиваемся с тем, что то, допустим, Михаила Задорнова, уроженца Риги, объявляют персоной нон-грата, то не пускают Кобзона. А ведь это все люди публичные, они не молчат в ответ… Как такие скандалы сказываются на потоке туристов?

- С Кобзоном я сегодня встречался – специально подъехал, встретился…

- Он сильно обиделся на правительство, которое его не пустило на фестиваль в Юрмале?

- Ну, скажем, у него есть свое мнение по поводу действий министра иностранных дел Латвии. Мы поговорили с ним, учитывая его двойной статус – и народного артиста, и депутата Госдумы РФ - о культурных связях. Абсолютно уверен, что мы с ним встретимся и в Риге. С Задорновым тоже были определенные сложности. Здесь, понимаете, с одной стороны нужно сделать скидку на то, что у нас предвыборное время. Некоторые политики ставят во главу угла свои сугубо личные интересы в рамках предвыборной кампании, а не интересы страны или общества. Во-вторых, у нас бывают, к сожалению, различные ситуации в отношениях между Латвией и Россией. И когда мы говорим о сотрудничестве Риги и регионов Российской Федерации, мы пытаемся их сглаживать в пользу основного, что есть – это человеческое общение, в том числе за счет туризма – это связи в культурной области, это связи в области спорта. Ну, а политика наверху, она меняется иногда.

ОТ ЛАТВИИ ДО ДОНБАССА

- Я знаю, что в Риге прошли акции в поддержку Донбасса и даже под флагом ДНР. Кто те люди, которые такие акции проводят?

- В Латвии общество разделено. Большая часть поддерживает Майдан, но есть люди, которые поддерживают восточную Украину. У нас проходят акции и в память жертв трагедии в Одессе, и проходят акции протеста под стенами российского посольства под украинскими флагами. Рижане имеют полное право высказывать каждый свое мнение, у нас в этом плане абсолютно свободное общество и свободная страна. Но понятно, что идет определенный раздел, когда мы говорим об отношении, в том числе, и по языковому признаку – что логично. Причем, есть не очень большая часть латышей, которые положительно относятся к восточным регионам Украины, есть значительная часть русских, которые поддерживают нынешние власти Украины. Все перемешалось.

- В этническом составе рижан больше 40% русских и 3,5% украинцев. Интересно, весь этот украинский кризис как-то на отношениях между латвийскими русскими и латвийскими украинцами отразился?

- У нас, во-первых, среди украинцев больше неграждан, чем среди русскоязычных. Во-вторых, у нас граждане Украины, которые живут в Латвии, традиционно голосовали за Януковича на предыдущих выборах. То есть, у нас украинская диаспора тоже разделена. У нас есть украинцы, которые поддерживает очень жестко Майдан, есть украинцы, которые занимают нейтральную позицию, а есть украинцы, которые поддерживают «сепаратистов». При этом у нас в Риге находится самая современная за пределами Украины украинская школа, недавно отремонтированная – историческое здание с очень хорошими условиями, где учатся около 300 человек и на последнем звонке вот в этом году я ходил именно в украинскую школу.

- То есть, никаких, я так понимаю, новых напряжений по линии русского языка в городе не возникло?

- Ну как, люди дискутируют, люди спорят. Понятно, что есть поляризация мнений. Есть напряжение, есть испуг по разным причинам – и от того, что происходило в Украине, и от того, что происходило в Одессе и восточных регионах - разные группы населения испуганы по разным абсолютно причинам.

Но при этом Украина показывает, до чего может довести, с одной стороны, безграничное воровство и коррупция, а с другой - бедность и национализм. И результат самый страшный, самый трагический из всех возможных – сейчас мы видим его в телевизоре. Тем самым мы получаем все очень четкий сигнал, что у нас есть вопросы не разрешенные, у нас есть больные темы, по которым нам еще придется говорить и искать компромисса. Но мы разберемся. У нас принято это делать мирным путем. Потому что Украина показывает, как не надо делать.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Мы в СССР перестройку проводили под лозунгом «Стать Европой». Первые годы независимости молились на европейские ценности. А сейчас у нас «Европа» - это плохое слово. Мы видим, что брюссельские чиновники построили для себя коммунизм, что бюрократия расползается и сочиняет все более сложные инструкции относительно того, как одинаково жить очень разным странам. А та же Латвия тем временем обезлюдела. Численность населения у вас упала ниже символической отметки в 2 миллиона. В Латвии не возникает ощущения, что вы попали в дурную компанию?

- Хорошая компания. Давайте смотреть на это с другой точки зрения. Очень больно, что у нас миграция, что мы теряем население. Но при этом нужно понимать, что люди, которые уехали за границу и в другие страны Евросоюза, где они имеют возможность найти работу, где они имеют возможность поддерживать семьи, они находятся в одном так или иначе пространстве и они являются гражданами Евросоюза. Кто-то приобретает навыки и люди потом многие возвращаются с этими новыми навыками. С другой стороны, если бы не было куда уезжать, было бы намного хуже, поверьте мне.

У нас был очень тяжелый экономический кризис. Если бы мы не были частью Евросоюза, нам этот кризис пережить было бы на порядок сложнее. У нас много проблем, которые связаны и с Евросоюзом, но во многих случаях вина не в Европе, а в нас самих. Если мы не смогли использовать какие-то возможности или не смогли защитить свои интересы, в то время как поляки, предположим, смогли, кто виноват? Европа? Поляки? Мы сами виноваты. Если говорить про бюрократию – ну, я не знаю, я не проводил специального анализа, какая бюрократия сложнее – российская или европейская – но я думаю, что эта тема открыта для дебатов.

- Европейская, конечно!

- Ну, может быть, сложнее, но опять же… я бы не разделял Европу и Россию. Здесь культурное пространство все равно одно, история все равно переплетена вместе. Веками на территории Европы воевали все друг с другом. Потом мирились, потом создавали союзы, как сейчас. Были разного рода конфликты – торговые, военные, дипломатические и т.д. Но это не значит, что Россия не является Европой и что мы каким-то образом разделены. Кончится война санкций и жизнь продолжится дальше – мы все равно часть одной цивилизации и это нужно понимать. Европе без России будет развиваться сложнее и России без Европы тоже. Намного лучше, когда мы вместе.

В МОСКВЕ В ДЕНЬ ГОРОДА

- В латышской прессе есть мнения, что своей поездкой в Москву вы не столько преследуете задачи образом продвинуть экономические интересы Риги, сколько ведете предвыборную кампанию – у вас же выборы в парламент 4 октября?

- Вы знаете, у нас в стране выборы каждый год. У нас сложилось, что у нас выборы были в 14-м, в 13-м, в 11-м, в 10-м, в 09-м – то есть, по сути, я вообще не должен работать, потому что, что бы я ни делал, это трактуется как предвыборная кампания. Знаете, как говорят – вот почему вы сейчас как раз перед выборами едете и проверяете, отремонтированы школы или там парки. А потому что их только летом можно ремонтировать. Ты ж не будешь ремонтировать зимой парк или школу. А я что виноват, что у меня очередные выборы в стране и они опять осенью? Я ж не могу раз в год на полгода прекращать работу, потому что кто-то будет трактовать это как предвыборную кампанию.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Как вы собираетесь провести День Москвы?

- Пойду изначально на праздничное мероприятие, а потом просто по городу – у меня завтра получается как раз после праздничных мероприятий свободное время до вечера – по городу похожу – погоду обещают хорошую.

- Вы составили себе программу, может быть?

- Ну, нет, по настроению, по погоде. У меня очень много друзей и близких людей в Москве – постараюсь хотя бы еще с кем-то из них увидеться.

- По личным впечатлениям, тот же Аркадий Дворкович, другие, с кем вы общались, они такие вот бездушные сухие чиновники, выполняющие инструкции, или они входят в положение и понимают, что куча нас всего связывает и с Ригой, и с Латвией? Есть какой-то человеческий подход?

- Конечно, конечно. И Дворкович понимает латышскую специфику, и Кобзон понимает специфику всего того, что происходит в мире, очень хорошо, очень тонко все чувствует. Господин Собянин очень опытный политик, хозяйственник и хорошо понимает, что важно для развития двухсторонних отношений. С людьми в Москве работать хорошо.

ДОСЬЕ "КП"

Нил Валерьевич Ушаков, 38 лет. Карьеру начинал телевизионным журналистом и редактором. Лидер политического объединения Центр Согласия. В 2006 году был избран депутатом Сейма Латвии. С 2009 года – мэр Риги.

В ТЕМУ

Под видом «украинских» рыбы и мяса в Крым везут продукты из Европы

Несмотря на введенные Россией для европейских производителей санкции, зарубежные продукты то и дело пытаются провезти в Крым. На границе между республикой и незалежной сотрудники Россельхознадзора каждый день отлавливают подобные грузы. То раков в хозяйственных сумках кто-то пытается протащить, то вместо украинских рыбных консервов и паштетов - котлеты, конфеты и даже сало европейское запаковывают (читайте далее)