Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика28 сентября 2014 22:00

Победа в Арктике

«Роснефть» в рекордно короткие сроки пробурила на шельфе Арктики подводную скважину глубиной больше двух километров и открыла первое месторождение Карской морской провинции
Тимофей РОТОВ
Этой платформе не страшны суровые шторма Карского моря. Фото пресс-службы «Роснефти»

Этой платформе не страшны суровые шторма Карского моря. Фото пресс-службы «Роснефти»

Событие, которое обязательно запишут в историю Арктики да и всей России, произошло в Карском море. «Роснефть» успешно завершила бурение самой северной в мире скважины. Бурили вертикально, на глубину 2113 метров (глубина моря в этом месте - 81 метр). Разумеется, работы проводились с соблюдением всех необходимых технологических требований и заняли меньше двух месяцев. Сроки рекордные.

В результате работ подтвердилось: в структуре Университетская Карской морской провинции (провинцией называют большое месторождение углеводородов. - Ред.) есть нефть. Это произошло впервые в истории Арктики на таких высоких широтах. Новое месторождение уже получило имя: «Победа».

По мнению экспертов, событие равно открытию Самотлорского нефтяного месторождения возле Нижневартовска в 60-е годы прошлого века. Напомним, Самотлор стал тогда прорывом: шестое по размерам в мире месторождение дало вторую жизнь отечественной нефтяной промышленности.

Как отмечают специалисты, Карская морская провинция по запасам углеводородов богаче Мексиканского залива, бразильского шельфа, арктического шельфа Аляски и Канады, и сравнима со всей текущей ресурсной базой Саудовской Аравии. Российский арктический шельф - один из самых перспективных нефтегазовых регионов в мире. В этих районах можно рассчитывать на открытие и других уникальных месторождений и провинций. А в целом континентальный шельф России - крупнейший в мире источник неразведанных углеводородов, перспективные ресурсы которого в 13 раз превышают запасы Северного моря и Мексиканского залива, вместе взятых. Его освоение - гарантия стабильного энергообеспечения и России, и всего мира.

На российском шельфе у компании «Роснефть» 48 лицензионных участков - в Арктике, на Дальнем Востоке, в Черном, Каспийском и Азовском морях. Совокупные ресурсы составляют более 45 млрд. тонн нефтяного эквивалента - это более десяти лет всего мирового потребления нефти.

Фото пресс-службы «Роснефти»

Фото пресс-службы «Роснефти»

«Роснефть» стала пионером в освоении северных широт. Крупнейшая в мире компания по производству нефти за первые два десятка лет намерена вложить в освоение Арктического шельфа 400 миллиардов долларов.

Работа на шельфе подразумевает и серьезную научную деятельность. На данный момент с подачи «Роснефти» в Арктике уже проведено десять научно-исследовательских экспедиций. Благодаря компании полностью восстановлена система метеонаблюдений в Карском море. Особое внимание - биологическим исследованиям, в том числе охране морских млекопитающих и птиц. Одна из главных задач - комплексное изучение и опека учеными белых медведей.

Этим летом «Роснефть» заключила долгосрочные соглашения по бурению на шельфе с норвежской компанией North Atlantic Drilling. Норвежцы поставили на лицензионный участок Восточно-Приновоземельский-1 в Карском море буровую платформу West Alpha. Именно она и пробурила уникальную «Победу». До места назначения платформа преодолела путь свыше 1900 морских миль: через Баренцево, Печорское и Карское моря. Водоизмещение установки - 30 700 тонн, ее длина -

70 м, ширина - 66 м, а высота буровой вышки над главной палубой - чуть больше 108 метров. Удерживается грандиозное сооружение с помощью восьмиякорной системы, это обеспечивает ей повышенную устойчивость. Установка способна бурить на глубину до семи километров.

На платформе - уникальная схема предотвращения столкновений с айсбергами. Если эксперты посчитают, что льдина может повредить установку, специальные суда отбуксируют айсберг на безопасное расстояние. Если же льда слишком много и убрать его невозможно, система изолирует скважину без вреда для окружающей среды. В таком случае сама буровая установка перемещается в безопасное место.