186
Елена НЕФЕДОВА

Солнечный удар: как все это случилось?

Фильм снят по мотивам произведений Бунина, который описывал ощущения эмигрантов через осмысление потерянной России. Фото предоставлено кинокомпанией «ТриТЭ».Фильм снят по мотивам произведений Бунина, который описывал ощущения эмигрантов через осмысление потерянной России. Фото предоставлено кинокомпанией «ТриТЭ».

«Солнечный удар» Никиты Михалкова еще не вышел в прокат, однако накал страстей вокруг картины зашкаливает [видео+ эксклюзивное фото]

В утешение знатокам истории, любителям Бунина, почитателям, равно и хулителям Михалкова можно сказать одно: ждать осталось недолго. Мировая премьера фильма «Солнечный удар» состоится уже 3 октября в Белграде. Затем картину увидят жители Симферополя и Севастополя. В широкий прокат фильм выйдет 9 октября. В чем интрига необычного графика премьерных показов, почему фильм вызывает столько вопросов и почему вдруг так много людей связывают с ним свои ожидания? Никита Михалков накануне премьеры дал интервью «Комсомольской правде». А компания «Три Т» предоставила эксклюзивные кадры из фильма.

«Солнечный удар»: путешествие из Белграда в Москву

- Никита Сергеевич, страна замерла в ожидании, и вдруг такой сюрприз. Поясните, почему Белград, Сербия? Вы не боитесь, что вас могут обвинить в «непатриотизме»?

- Нет, не боюсь. Скажу больше, это наш осознанный выбор. «Солнечный удар» - картина, безусловно, историческая, свою историю забывать нельзя. Иногда, чтобы увидеть будущее, надо пристально вглядеться в прошлое. Сербский народ в тяжелую годину для нашей Родины, только что пережившей две революции и еще не пережившей Гражданскую войну, протянул руку братской помощи русским эмигрантам в знак признательности нашему Отечеству. К середине 1920-х годов в Сербии нашли пристанище около 40 тысяч беженцев из России. И сегодня там помнят этот период нашей общей истории гораздо лучше, чем в России, к сожалению. В Сербии хранится много русских святынь, которые в равной степени чтимы как потомками белоэмигрантов, так и коренными сербами, которые не делят историю на свою и чужую. Без этих святынь не может быть до конца осознана и наша российская история. Знаете, в Белграде есть место, которое мне особенно дорого - это русская церковь Святой Троицы, построенная на средства эмигрантов из России. Там покоится прах Петра Николаевича Врангеля, главнокомандующего Вооруженными силами Юга России. Премьера фильма, к которому я шел почти 40 лет, событие для меня не просто важное, но и очень личное. Это как день рождения - день рождения фильма. А дни рождения обычно люди празднуют с друзьями. Уверен, что Сербия - это страна друзей, где, надеюсь, моя картина может быть понята и принята.

Фото предоставлено кинокомпанией «ТриТЭ».

Фото предоставлено кинокомпанией «ТриТЭ».

- Вслед за мировой премьерой последует российская. И опять вопреки правилам не в столице, а в Крыму.

- «Солнечный удар» - картина в том числе про то, как уходили в эмиграцию десятки тысяч русских людей. Уходили они и из Крыма. Вспоминаются строки Николая Туроверова, замечательного казачьего поэта, современника и участника описываемых событий: «Уходили мы из Крыма/Среди дыма и огня./Я с кормы, все время мимо,/В своего стрелял коня». Картина совершает как бы обратный исторический путь - из Сербии в Крым, из Крыма в Москву. Сегодня мы можем сказать, что изгнанники наконец возвращаются. Все это глубоко символично. В Крыму фильм покажем сначала в Симферополе, затем в Севастополе, где находится знаменитая Графская пристань, от которой отчаливали последние корабли с русскими офицерами, солдатами и казаками. Но и в Москве будет премьера - 7 октября в кинотеатре «Октябрь», а 9 октября «Солнечный удар» выйдет в широкий прокат.

- Вопрос не политический, хотя без политики сегодня никак. Что для вас Крым? Какие ассоциации связаны с полуостровом?

- Это мое детство - Коктебель, «Артек», где я один раз побывал, незаслуженно совершенно, честно говоря. Туда отправляли отличников, а я им никогда не был. По большому счету Крым - это Мекка русской художественной интеллигенции. Вся богема из Москвы, из Петербурга перекочевывала летом и в бархатный сезон именно в Крым. Достаточно перечислить некоторые имена, которые сразу ассоциируются именно с Крымом: Бунин, Чехов, Горький, Шаляпин, Волошин… Крым стал для меня олицетворением той самой блистательной, деятельной и одновременно расслабленной атмосферы русской богемы. Кроме того, Крым - это великая воинская слава, это место, за которое пролито столько русской крови. В течение нескольких веков то и дело на Крым посягали то турки, то англичане, то французы. Кроме того, по одной из версий, Крым - это место крещения Великого князя Владимира. Он крестился здесь, в Херсонесе, который располагался в границах городской черты современного Севастополя. А для меня как режиссера Крым вообще место святое. Именно в Крыму зарождался русский кинематограф. Первая русская полнометражная кинопостановка - «Оборона Севастополя», снятая в 1911 году Ханжонковым и Гончаровым. Здесь же, в Ливадийском дворце, картину посмотрел император Николай II. Здесь Ханжонковым организована первая русская киностудия, ставшая основной базой для огромного количества прекрасных советских, а потом российских картин. Здесь снимались такие картины, как «Человек-амфибия», «Пираты XX века», «Дети капитана Гранта», «Солярис», и многие другие. Это настоящий рай для кинематографистов - много солнечных дней, поля и горы, леса и море, реки и водопады, бескрайние степи. Я считаю, что Крым по праву должен вернуть себе славу одного из главных центров российского кинематографа.

В дневниках Бунина невероятные одиночество и безысходность. Фото предоставлено кинокомпанией «ТриТЭ».

В дневниках Бунина невероятные одиночество и безысходность. Фото предоставлено кинокомпанией «ТриТЭ».

Бунин как повод

- О вашем новом фильме по мотивам произведений Ивана Бунина начали говорить задолго до его премьеры. «Солнечный удар» - фильм долгожданный и ожидаемый. Однако Бунин у каждого свой, и зрители в оценках фильма будут, конечно, пристрастны. Впрочем, пристрастен был и сам Бунин, его резкость, непримиримость, неуживчивость и бескомпромиссность в суждениях во многом сделали его славу. Основной вопрос: почему Бунин? Почему именно его произведения вы выбрали для своего нового художественного высказывания? Неужели творчество Бунина - лучший материал, на котором можно разобраться, как все это случилось?

- Я допускаю, что некоторые люди ищут ответ на этот вопрос в творчестве Ивана Шмелева, например. Его «Солнце мертвых» - великий материал о времени Гражданской войны. А «Лето Господне» - замечательное произведение о дореволюционной России. Меня же поразило, насколько Бунин разный. В легком, летящем, абсолютно неосязаемом рассказе «Солнечный удар» он один, а в «Окаянных днях» Бунин уже совершенно другой - оскорбленный, униженный революцией, восставший против нее, испытывающий страстную ненависть к той части интеллигенции, которая мгновенно повелась на новые посулы и нацепила банты. Меня поразил этот Бунин, эта частная история, этот перелом, который суждено было пережить именно этому человеку. Что до замысла фильма, то история эта началась в 70-е годы. Замечательный киновед Владимир Дмитриев, к сожалению, ныне покойный, подошел ко мне как-то и сказал: «Сними «Солнечный удар» и, если у тебя это получится хотя бы на 30%, считай, что ты режиссер».

Я перечитал «Солнечный удар» и понял, в чем дело. То, что так неуловимо написано на бумаге, как будто акварелью, практически невозможно перевести на язык кино. Идея меня захватила, я подал заявку, впрочем, без всякой надежды, что ее когда-нибудь одобрят. Это было 37 лет назад, можете себе представить, что значит разрешить экранизировать Бунина в то время... Но с тех пор мысль о «Солнечном ударе» жила во мне и со мной. Время шло, менялось многое вокруг, менялся я сам. За эти годы я читал, изучал Бунина и все, что с ним связано. В результате возникла идея соединить того неуловимого, летящего, светлого Бунина из «Солнечного удара» с Буниным «Окаянных дней». Бунинские дневники - это очень жестокий и очень правдивый материал, в котором Бунин не щадит никого, в том числе и себя. Невероятное одиночество и безысходность вопиют со страниц дневника. Он оказывается один на один со временем, которое за секунду может превратить все его таланты, помыслы, мечты в прах. Это все действительно очень трудно передать, но достойно того, чтобы этим заниматься.

К премьере «Солнечного удара» Михалков шел 40 лет. Фото предоставлено кинокомпанией «ТриТЭ».

К премьере «Солнечного удара» Михалков шел 40 лет. Фото предоставлено кинокомпанией «ТриТЭ».

- Ваш фильм - не экранизация, картина создана по мотивам, что подразумевает свободный подход к тексту. В какой степени «Солнечный удар» ваша личная интерпретация «Окаянных дней»?

- Совершенно правильно поставлен вопрос. Фильм «Солнечный удар» создан по мотивам произведений Бунина. Я убежден, что экранизировать нужно не произведение, а автора. Так у нас с Сашей Адабашьяном было и с Чеховым в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», и с Гончаровым в фильме «Несколько дней из жизни Обломова». Здесь нас тоже интересовал в первую очередь сам Бунин, человек, который, с одной стороны, пишет «Солнечный удар», а с другой - бескомпромиссные, жесткие записки «Окаянные дни». Интересно, что рассказ «Солнечный удар» был написан в 1925 году, то есть после «Окаянных дней» и много позже описываемых в рассказе событий. Такой высоты чувства можно было достигнуть только через осмысление потерянного. «Что имеем - не храним, потерявши - плачем» - это был действительно лейтмотив большинства литературных произведений, написанных в эмиграции. Конечно, в моей картине многое остается между строк, многое взято из других произведений, атмосферных, чувственных вещей. Когда вместе с Владимиром Моисеенко, к сожалению, ныне ушедшим из жизни, мы начинали писать сценарий, мы «обчитывали» время со всех сторон. Это и исторические материалы, и мемуары участников Гражданской войны, Белого движения, научные исследования. Материал нас буквально захлестнул и шокировал. Это такой силы и правды свидетельства, что мы просто лишились дара речи! Как, например, вам фраза из гимназического сочинения на тему «Как ты воспринимаешь революцию»? Девочка пишет: «Хочется есть и пахнет мертвыми» - вдумайтесь только, что ворвалось в жизнь страны… Потом мы много читали Шмелева. Кстати, сцена с павлином в начале фильма - это из Шмелева. В какой-то момент мы поняли, что глубокое погружение в исторический материал лишило нас объективности. Когда я прочитал первый вариант сценария, я понял, что не должен это снимать. Мы продолжили работу уже с Александром Адабашьяном - переработали сценарий, постарались не разделять героев на черных и белых, хороших и плохих. Мы говорим о соединении противоположностей в каждом человеке, о том, что у каждого своя правда. Только как точно знать и как ее постигать, эту правду?

- Когда вы работали над картиной, у вас был ответ на главный вопрос: как все это случилось?

- Да, конечно. Его нельзя сформулировать как ответ, конкретную рекомендацию. Как говорил Чехов, у каждого счастливого человека за дверью должен стоять кто-то с молоточком, который будет стучать ему о чужом несчастье. С героями фильма произошло то, что происходит с людьми, у которых нет за дверью этого молоточка. Другая часть ответа заключается в том, что человек есть не средство, а цель. На него не просто нужно смотреть, его нужно видеть, с ним надо разговаривать.

Легендарная одесская лестница. Но в фильме об этом не сказано, и даже памятник Дюку «стерли». Фото предоставлено кинокомпанией «ТриТЭ».

Легендарная одесская лестница. Но в фильме об этом не сказано, и даже памятник Дюку «стерли». Фото предоставлено кинокомпанией «ТриТЭ».

К вопросу об исторической правде

- Известно, что история представляет для вас не праздный интерес. Вы изучаете историю давно и глубоко. Ваши циклы документальных фильмов «Русский выбор» и «Русские без России» не раз с успехом прошли по телевидению и для многих стали откровением, открытием темы Гражданской войны, Белого движения и первой волны эмиграции. Историческая достоверность в художественном кино - это вопрос отдельный. Насколько вы следуете исторической правде? Что она для вас применительно к художественному произведению? Фильм «Солнечный удар» исторически достоверное произведение?

- Абсолютно. Я хочу следовать исторической правде, и мы все делаем, чтобы ей следовать. У нас есть консультанты по костюму, консультанты по быту, консультанты по музыке, консультанты по этикету и так далее и так далее. Другой разговор, что иногда есть вещи, которыми можно пожертвовать ради психологической и художественной достоверности. Самое главное знать, ЧТО ты нарушаешь. Нарушение должно идти не от серости, а от ЗНАНИЯ. Мне скажут, что Землячка и Бела Кун не были в Одессе, где мы снимали часть картины. Это так, но у нас нигде и не сказано, что действие фильма происходит в Одессе. В титрах написано: «Ноябрь, 1920 год, юг России». А лестница, ну мало ли где еще такая лестница есть. Мы даже стерли памятник Дюку. Меня ругали за предыдущие картины - считали звезды на американском флаге, пуговицы на юнкерских мундирах. Допускаю, что подобные досадные неточности могут оскорбить чье-нибудь эстетическое чувство, но в то же время хочу сказать, что за пуговицами можно проглядеть главное.

- Известно, что художники - люди мистически настроенные. Во время съемок случалось ли что-то такое, что поддерживало вас?

- Многое. Начиная с выбора актеров, который проходил с огромным риском. Мы сделали ставку на людей неопытных, неискушенных, не владеющих мастерством в достаточной степени. И, как мне кажется, не прогадали. Некоторые удивительной красоты сцены были сняты как будто бы случайно. Например, мы снимали финал. А погоды нет - туман. Я вижу - пароход белый, туман белый, актриса, светло-голубой прозрачный шарф… снимать нечего. Я говорю: а поставьте Вику на корму корабля, дайте ей бинокль. Поставьте две камеры, пусть корабль уплывает, а она пусть стоит. Она просто смотрела в бинокль, а потом опустила его на крупном плане. И корабль стал уплывать, а мы стали снимать. И эти кадры стали квинтэссенцией финала. А образ Незнакомки с развевающимся шарфом стал флешбэком воспоминаний героя, образом, который он пронес через всю жизнь, который не оставляет его ни на минуту. Не случись в тот день тумана, этой сцены могло бы и не быть…

- Пока российские зрители считают дни до выхода фильма в прокат, у вас есть возможность немного подготовить их к этому событию.

- «Солнечный удар» - кино многослойное. В фильме много аллюзий, ловушек, отсылок, начиная от Чехова и кончая Эйзенштейном. Там есть очень много вещей - то, что я называю «театр для себя», и их надо расшифровывать. Я совершенно уверен, что люди, которые войдут в картину, погрузятся в нее и досмотрят до конца, могут захотеть посмотреть ее еще раз, для того чтобы открыть для себя то, чего не успели при первом просмотре.

Я хочу верить, что «Солнечный удар» станет для зрителей той картиной, с которой хочется разговаривать. И надеюсь, что таких зрителей будет много.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Солнечный удар»: Премьера

- Премьера фильма, к которому я шел почти 40 лет, событие для меня не просто важное, но и очень личное, - сказал накануне премьеры в интервью «Комсомольской правде» Никита Михалков. - Это как день рождения - день рождения фильма.

Фильм «Солнечный удар» создан по мотивам произведений Бунина - по дневникам писателя «Окаянные дни», которые он вел в Москве и в Одессе с 1918 по 1920 годы, и по рассказу «Солнечный удар», написанному уже в эмиграции. Картина о мимолетной любви, которая подобно «солнечному удару» не отпустит героя даже в «окаянные дни», когда уходили в эмиграцию десятки тысяч русских людей...

Ожидаемая премьера в России состоится 9 октября. Представляем кадры из фильма (читать далее)

Солнечный удар (2014) Трейлер

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
186
 

Читайте также

Новости 24