Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды14 октября 2014 21:00

О славном поэте замолвим мы что-то

Наш колумнист вспоминает Михаила Юрьевича Лермонтова, который родился ровно 200 лет назад
Лермонтов для нас - усталый романтический красавец, как на знаменитой картине Петра Кончаловского.

Лермонтов для нас - усталый романтический красавец, как на знаменитой картине Петра Кончаловского.

Фото: RUSSIAN LOOK

Наверное, Лермонтова сегодня трудно преподавать в школе. «Основная линия» невнятно очерчена. В советские времена было ясно: цитируешь про «немытую Россию», которая, как известно, «страна рабов, страна господ», - и пятерка. Говоришь про мятущийся дух поэта, с детства страдавший под гнетом бабушки-крепостницы, - еще пятерка. Добавляешь про Печорина как «лишнего человека», далее соболезнуешь милому Максиму Максимычу как «человеку маленькому», а тут и четверть кончилась с хорошей оценкой в дневнике.

Для читающих поэзию в юношеском возрасте Лермонтов был предпочтительнее, чем Пушкин. У Михаила Юрьевича правили максимализм и разочарованность обществом, обида на «взрослых» или на «девушек». Я огрубляю, но все же Михаил Юрьевич, в подростковый период переживший смерть матери, разлуку с отцом, удушающую опеку бабушки, насмешки отвергнувших его барышень, был и будет идеальным поэтом для тех, кто еще только оканчивает школу. Кто «мятежный, ищет бури».

Знание нескольких языков, рисование, музицирование, чтение… И - ссоры отца с властной бабушкой. Истерики, крики, ограничения встреч, угрозы лишить наследства. Неудачные занятия в университете, где была и холера, остановившая процесс обучения где-то на семестр, и споры с профессорами, поскольку Лермонтов был начитан как-то очень широко, а вот системы, обязательной программы не знал. Он оказывался то умнее всех, то невежественнее. И попал в результате в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, где даже читать не разрешали.

А потом - «Смерть поэта». Сейчас об этом стихотворении говорить можно с тем же усилием, с каким объясняешь ребенку, что были времена, когда существовали телефоны с наборными дисками. Представьте себе, какой силой обладало слово. Пока ты пишешь фразу (так же как вращаешь неподатливый телефонный диск), ты думаешь о мире, о читателе, о своей ответственности. И вот ты пишешь о смерти Пушкина, узнав подробности дуэли от своего домашнего врача. Стихотворение даже не напечатано, оно просто сошло с твоего пера и обошло уже в списках «весь свет», вызвав и восхищение, и негодование. Ты ставишь точку в некрологе там, где «на устах его печать». И тут приходит твой знатный дядя.

Дядя читает нотацию, обвиняет в оскорблении… Кого? Дантеса! Перо, бумага, и появляются строчки про «надменных потомков», «подлость прославленных отцов», «жадную толпу, стоящую у трона».

Был суд, была ссылка на Кавказ. Потом - еще одна ссылка. Вспыльчивый, нервный, то скучающий, то принимающий участие в самых диких армейских забавах, Лермонтов смог оставить после себя прозу, формировавшую русский язык. Оставил также споры литературоведам, темы для сочинений школьникам. Оставил Печорина. Ясности для ЕГЭ только не оставил.

«- Послушайте, - сказал я, - или застрелитесь, или повесьте пистолет на прежнее место, и пойдемте спать». Так говорит Печорин, не Лермонтов, в ответ на попытку Вулича испытать судьбу в главе «Фаталист» в «Герое нашего времени».

Есть в этой фразе для меня не столько жестокость и подстрекательство к самоубийству, сколько презрение к аффектации и усталость. Усталость от того, что нет в жизни ничего, кроме двух полюсов: страсти и выстрела в висок или казарменной рутины (поиграли в карты, пошли спать). Поскольку строки эти написаны человеком, которому не исполнилось (а потом и никогда не исполнится) даже тридцати лет, начинаешь подозревать Лермонтова в «байронической» игре. В разочаровании напоказ, хотя именно Грушницкого за подобное разочарование Лермонтов высмеивает беспощадно. И я, как бывший подросток, очарованный когда-то Лермонтовым, почему-то считаю: последняя, роковая, вздорная по всем воспоминаниям современников дуэль с Мартыновым была вызвана именно этим.

Нежеланием идти спать, собирая разбросанные игральные карты.

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ

М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы»

В честь дня рождения великого поэта, которому исполнилось ровно 200 лет, мы публикуем его сочинение о столице, написанное им в школе юнкеров.

Михаил Юрьевич Лермонтов во время учебы в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, как все студенты того времени, тоже писал сочинения на уроках словесности. Например, в 1834 году, незадолго до того, как вышел из училища в чине лейб-гвардии корнета, наваял вот это, назвав «Панорама Москвы» (читайте далее).

Из сочинения: Лермонтов погиб, как настоящий гангстер, – в перестрелке

Накануне громкой даты – 200 лет со дня рождения Михаила Лермонтова – «КП» провела опрос среди школьников.

15 октября 1814 года родился Михаил Лермонтов. 200 лет – цифра солидная и серьезная. А что делают в день рождения? Правильно! Говорят об имениннике! Много, долго и хорошо. «Комсомолка» решила не нарушать традиции. Мы попросили школьников ответить на простые вопросы о Михаиле Юрьевиче, ему на радость и нам почитать… и посмеяться. Правда, иногда сквозь слезы - некоторые ответы были ну-у-у очень неожиданными! (читайте далее)