Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество24 октября 2014 22:00

Первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк: «Тестов и экзаменов для выпускников детсадов не будет!»

На этой неделе в Сочи прошел Второй съезд работников дошкольного образования. "Комсомолка" рассказывает о том, что и как меняется в жизни российских малышей, их родителей и воспитателей.

Сейчас с жизнью детсадовской малышни связаны две серьезные проблемы. О первой известно даже закоренелым холостякам: в стране не хватает мест в детских садах. Дело в том, что Россия сейчас выкарабкалась из демографической ямы, и каждый год количество маленьких россиян только увеличивается. Вторая: теперь дошколята в детских садах не только воспитываются, но и учатся. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» сделал детские сады первой ступенью образовательного процесса. Переучиваются воспитатели, вводятся новые программы для ребятишек.

Вот, спрашивается, мало стране хлопот с созданием новых мест для все прибывающей и прибывающей малышни, так еще и взялись за изменение самой дошкольной жизни. А это тоже немалые деньги. Зачем?

Первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк. Фото Сергей Скопцов.

Первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк. Фото Сергей Скопцов.

- Да все просто, - объясняет Наталья Владимировна Третьяк. - Наша задача — вырастить здоровое и успешное поколение. И эта задача — среди приоритетов правительства. В этом году впервые совокупный бюджет образования составил 3 триллиона рублей.

А потом добавляет:

- А важнейшая составляющая в решении такой задачи — эффективная система дошкольного образования. И начинать ее выстраивать по-новому нужно было именно сейчас.

- Настал подходящий момент?

- Вот смотрите: сегодня у нас дошкольным образованием в различных формах охвачено больше 6,4 миллиона человек. На 200 тысяч детей больше, чем год назад. В том числе примерно половина всего детского населения страны в возрасте до семи лет. А из малышей от 3-7 лет в детсады, группы временного пребывания ходят и вовсе 98%. А это тот самый возраст, когда как раз начинает формироваться личность человека, самое время, чтобы заметить его зарождающиеся способности и таланты и начать их развивать.

- То есть проблема обеспечения местами в детсадах решена и уже можно обратить внимание на то, чем ребята занимаются в садиках?

- Почему вы считаете, что одного должно следовать за другим?! Все проблемы нужно решать сегодня — потому что это в интересах наших детей.

Конечно, до конца проблему обеспечения детей в возрасте от 3 лет местами в детсадах мы не решили. Но сдвиги есть и они принципиальные. В 11 субъектах Российской Федерации очередей в детсады нет. Еще 54 субъекта близки к решению этой задачи.

Мы абсолютно объективно оцениваем картину. По данным электронной очереди, на 1 октября 2014 года не обеспечено местами в детских садах более 400 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет и более миллиона детей в возрасте до 3-х лет.

Тут надо учитывать, что за прошедший год детей в возрасте от 3 до 7 лет в России стало больше на четверть миллиона: естественный прирост - 210 тысяч, новые субъекты Российской Федерации - 21 тысяча, беженцы и вынужденные переселенцы - более 22,5 тысяч детей.

Мы знаем все регионы, где есть проблемы с детсадами. И в каждом есть «Дорожная карта» по развитию инфраструктуры для дошкольников. В этом году должно быть открыто больше 350 тысяч новых мест в дошкольных образовательных организациях. Из федерального бюджета на это выделено около 50 млрд. рублей, еще около 30 млрд. - средства регионов.

Только в прошлом году было создано более 400 тысяч новых мест для дошкольников. Построено, реконструировано и возвращено в систему образования около более 2,6 тысяч объектов.

Развиваем систему частных детсадов. Семейных групп по уходу и присмотру детишек за год стало больше почти в четыре раза. Сейчас их посещают почти 240 тысячи детей.

- Но частные сады порой весьма дороги для родителей...

- Далеко не всегда. У регионов есть много возможностей субсидировать и такие садики, предоставлять аренду помещений по льготным тарифам.

Мы очень большое внимание уделяем доступности дошкольного образования. Вопрос того, сколько родители платят за детский сад, стоит здесь, естественно, не на последнем месте.

По России в среднем плата за детсад составила чуть меньше 1,5 тысяч рублей. Но при этом разница между минимальным и максимальным размером очень существенна. В Дагестане мамы и папы платят около 400 рублей, в Камчатском крае - 3142 рубля, в Магаданской области — 3560 рублей. Это различие объяснимо географическими и экономическими факторами. Но когда очень существенные различия есть внутри одного региона - возникают вопросы. Например, в подмосковных г. Балашихе и г. Подольске средняя родительская плата составляет 3475 и 3680 рублей. А в Серебряно-Прудском районе - 1470 рублей. Мы попросили правительство Московской области в этом разобраться.

- Но ведь дошкольные учреждения могут сами устанавливать плату. За что же их ругать?

- Я много раз говорила и сейчас повторю: плата за детсад не может являться источником извлечения прибыли! Законом четко определены виды расходов, которые могут учитываться при определении размера родительской платы. Это только услуги по уходу и присмотру. Ни за коммунальные услуги, ни за обучение детей брать деньги не имеют права!

Министерство ведет регулярный мониторинг платы за детсады. Мы тут же информируем губернаторов, если нам становятся известны факты необоснованного и непрозрачного роста родительской платы.

- Кстати, вы упомянули про электронные очереди и про мониторинг платы... Минобрнауки — ведомство федеральное. Каким образом через головы местных чиновников вы отслеживаете информацию?

- С апреля этого года заработал федеральный сегмент электронной очереди, куда поступают сведения о численности детей дошкольного возраста, о малышах, поставленных на учет для предоставления места детсаду, о количестве нуждающихся в таких местах. То есть, мы можем видеть ситуацию как в каждом конкретном регионе, так и в целом по стране.

- Хорошо, с обеспечением местами в детсадах понятно. Но вы все время подчеркиваете возраст — от 3 лет. А двухлетки не могут быть в детском саду?

- Могут. И таких детей у нас много. Но психологи абсолютно правильно подчеркивают — до трех лет ребенку важно быть рядом с мамой, развиваться в семье. Дети, которые недополучили в младенческом возрасте материнской любви и заботы, во взрослой жизни часто подвержены депрессиями, они не уверены в себе. Я знаю, что далеко не всегда у семьи есть возможность, чтобы мама посидела дома с малышом пока ему не исполнится 3 года. Поэтому и в детских садах сохранились и развиваются группы для детей младшего возраста. Но с трех лет начинается активный процесс познания. И вот тут важно, чтобы ребенок был в группе, чтобы он был социализирован, чтобы его эмоциональным развитием занимался профессиональный воспитатель.

Поэтому для нас так важно качество дошкольного образования.

С 1 января 2014 года вступил в действие Федеральный государственного образовательный стандарт дошкольного образования. На его основе будут разработаны новые образовательные программы, мы научим по ним работать воспитателей и педагогов, объясним родителям, чему и как будут учить их детей. Важно понимать, что дошкольное образование, став первым уровнем общего образования, должно обеспечить каждому ребенку подготовку, достаточную, для успешной учебы в школе.

- То есть теперь в детсадах профессионально будут учить считать, читать и писать?

- Нет-нет! Мы принципиально против того, чтобы в садиках, забегая вперед и не учитывая физиологию малышей, учили их чтению и письму. Задача дошкольного учреждения - сформировать у ребенка те навыки и воспитать в нем те качества, которые помогут ему успешно учиться в школе. Это гораздо важнее, чем умение посчитать до сотни, не сбиваясь.

Мы должны сделать так, чтобы нашим детям было интересно и хотелось учиться, чтобы они научились быть внимательными, умели принимать решения и нести за них ответственность, быть готовым преодолевать трудности и неудобства, учиться строить отношения со своими сверстниками и взрослыми, понимали необходимость бережно относиться к своему здоровью. Ребенок должен быть физически, морально и эмоционально готов к обучению в школе.

- Хорошо, а как вы будете оценивать сформированы эти навыки или нет? Будет что-то вроде ЕГЭ для выпускников детсадов?

- Ни в коем случае! В законе «Об образовании в РФ» есть прямой запрет на аттестацию дошкольников. Мы пойдем другим путем — будем вырабатывать критерии оценки условий, в которых находятся дети в садике - насколько для них создана правильная предметно-пространственная среда, есть игры и игрушки, которые обеспечивают личностный рост ребенка, формирования траектории его индивидуального развития.

Ну и конечно, нам важно профессиональное развитие воспитателей и педагогов, которые работают с дошколятами. Сегодня в дошкольных образовательных организациях заняты более 652 тысяч человек. За год их стало больше на 25,5 тысяч.

Профессиональный стандарт педагога, принятый всего год назад, открывает совершенно новые горизонты при работе с детьми. Он ориентирован на детское развитие. Пока апробация профессионального стандарта будет идти в более чем 30 регионах страны. В том числе, на специально созданных в рамках Федеральной целевой программы развития образования стажировочных площадках. К этому привлечены детские сады и школы, региональные команды управленцев, педагогические университеты, институты повышения квалификации, родители и дети.

В течение этого и трех следующих лет нам предстоит понять, как по-новому совершенствовать профессиональный уровень педагогов, рост их практических навыков, аттестацию и материальное стимулирование труда.

Для подготовки новых поколений педагогов в тридцати вузах страны начата разработка новых образовательных программ.

- Все это здорово. Но воспитателям нужно платить хорошие деньги, у них должен быть соответствующий социальный статус. Иначе все громадные планы просто не будут осуществимы.

- За последние годы много сделано для повышения социального статуса педагога. За прошедший учебный год средняя зарплата дошкольных педагогических работников увеличилась с 22,2 тысяч рублей до 26 тысяч. И это при том, что еще в 2013 году был достигнут беспрецедентный рост заработных плат в дошкольном образовании - с 12,78 тысяч рублей до 23,36 тысяч. За 2 года рост составил 100%! Такой динамики нет ни в одной отрасли! Кроме того, в 2013 году четверть миллиона педагогических работников прошли повышение квалификации.

Так что ситуация меняется. И - вы сами можете убедиться - меняется к лучшему.