Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире21 ноября 2014 10:13

Палестина поддерживает позицию Москвы по украинскому кризису

Иногда нужно решительно демонстрировать свою позицию, считают в Рамалле

Рамалла, столица автономной Палестины, растет как на дрожжах. Я помню – Рамалла была маленьким горным курортом, куда летом съезжались зажиточные эффенди из монархий Персидского залива, пили арак (анисовую водку) и смотрели танец живота. Вечера там прохладные даже в августе, тем паче сейчас, в ноябре. Здесь располагается Палестинская Национальная Администрация – до тех пор, когда они смогут переехать в Иерусалим в десяти километрах отсюда. Переезд несколько задерживается, а тем временем Рамалла строится. Новые классные отели, новые рестораны и кафе, неподалеку отличный университет, современные элитные дома наряду со старыми благородными особняками. Европейцы и американцы льют в Рамаллу многие миллионы долларов гуманитарной помощи. Все больше государств признают Палестину, народ богатеет, но…

«Мы живем в пятизвездочной тюрьме», - говорит профессор химии Гассан Абдалла, ученый с международным именем. Эту фразу я слышу и от палестинских министров. Действительно – со всех сторон Рамалла окружена восьмиметровой стеной и кольцом еврейских КПП. На неделе министр иностранных дел Колумбии Мария Анхела Ольгин хотела навестить своего коллегу в Рамалле, но израильский мининдел Либерман не разрешил. Хочешь заехать в Рамаллу – сперва езжай к нам с официальным визитом, сходи с Либерманом в музей Холокоста, возложи венок у памятника жертв террора, а потом уж езжай в Рамаллу. Если время останется.

Израиль не дает палестинцам забыть, кто хозяин. Приехал в гости в Рамаллу бывший премьер Малайзии д-р Махатир, захотел съездить помолиться в мечеть аль-Акса в Иерусалиме. Евреи его не пустили – чтобы власть свою показать.

Набиль Шаат – палестинский лидер старшего поколения ФАТХ, университетский профессор (экономика и право), министр иностранных дел, глава общества русско-палестинской дружбы, сейчас – старший дипломат-переговорщик, в отчаянии. «У нас не осталось козырей на руках. Припугнуть Израиль мы не можем – нечем. Арабский мир в развале и раздрае, в Сирии война, в Египте – военный диктатор и враг палестинцев. Как нам быть?»

Шаат – соратник Ясера Арафата, и он сохранил манеры революционера, как кубинцы его возраста (ему 75). В прошлый раз я его встречал в Мукате, разбомбленном бункере Арафата, и мы обнимаемся, как старые друзья. Он заметно похудел за эти годы.

«Мы стоим на стороне России, - говорит он. - Сразу после присоединения Крыма я дал указание нашему послу в Москве – посетить Крым. Вы понимаете – это демарш! И наш посол Фаед Мустафа был, по-моему, первым иностранным послом, посетившим Крым. Мы за мир между Россией и Украиной, хотим скорейшего завершения конфликта, но мы не виним Россию в конфликте. Виноваты американцы и европейцы, которые постарались вытеснить Россию, окружить ее базами, разжечь конфликт с соседями. Они вмешались во внутренние дела Украины, не Россия. Мы поддерживаем Россию, даже если это обидит некоторые страны. Если никого не обижать – у тебя не будет врагов, но не будет и друзей. Иногда нужно решительно занимать позицию».

Задолго до майдана и до возвышения Коломойского, Украина склонялась на сторону Израиля. При Януковиче израильская разведка смогла свободно захватить в Киеве и увезти с собой палестинского инженера. Он так до сих пор сидит в израильском ГУЛАГе. Украинские представители в Израиле клялись в своей любви и преданности Израилю (и в своей вражде к России). Но Палестина, конечно, поддерживает дипломатические отношения с Украиной.

Поддерживает Россию и архиепископ Феодосий Аталла Ханна, самый высокопоставленный палестинский иерарх иерусалимской церкви. «Мы, палестинские христиане, - говорит он, - всегда молимся за благополучие России, ее народа и ее церкви.» Владыка Феодосий поддерживает и позицию России по Сирии, которая здесь особенно важна. Он часто служит в Рамалле, где много православных христиан, и даже мэр – православный. Он старается примирить евреев и палестинцев, и по крайней мере – смягчить конфликт.

При мне он поехал успокаивать страсти в Кане Галилейской, городке на севере Израиля, где некогда Христос превратил воду в вино, – а сейчас еврейский полицейский застрелил безоружного молодого араба-мусульманина. «Это грустная история, - сказал владыка, - но нужно жить дальше. Лучше сейчас помириться, чем разжигать пламя усобицы». И действительно, Феодосий поехал вместе с мусульманским муфтием и еврейским раввином, и так они успокоили уже разгоравшуюся стихию.

Грустный опыт соседней Сирии учит: нужно постараться примирить разные общины, чтобы избежать гражданской войны, в которой все пострадают. Палестинцы мало и редко конфликтуют друг с другом – несмотря на титанические усилия израильской разведке «Шабак» так и не удалось разжечь серьезную вооруженную междоусобицу между светским ФАТХ и религиозным «Хамас». Но взаимная, давняя неприязнь есть. Палестинский президент Махмуд Аббас в сложном положении – Израиль возлагает на него ответственность за любое преступление, совершенное палестинцем, даже на неподвластной ему территории. Аббас старается подавить любые антиизраильские выступления, чтобы у Израиля не было оснований отказаться от мира. В результате распадается союз ФАТХ-Хамас, а это может снова вбить клин между Западным берегом и Газой.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ КОЛОНКУ АВТОРА

Израильтяне полюбили Бандеру и бегут из своей страны в Берлин

Тель-Авив – час езды от Иерусалима, но эти два города как будто находятся на разных планетах. В Иерусалиме – религиозное напряжение, борьба за святыни, взаимные убийства, попытки израильского правительства вытеснить палестинцев и их отчаянное сопротивление. А в Тель-Авиве обычная жизнь в свое удовольствие, - и тель-авивцам иногда кажется, что проблемы палестинцев их никак не касаются.

В субтропическом теплом Тель-Авиве недолгие первые дожди смыли пыль, и снова засияло солнце. Неправдоподобно теплая вода манит купальщиков, на пляжах – полно народу. В воду лезут не все - в воде поджидают медузы. Раньше медузы осаждали средиземноморские берега только в августе, а сейчас их много и в ноябре. Новый вид медуз приплыл из Индийского океана через Суэцкий канал, который сейчас стали расширять до размеров пролива – и всякая нечисть захватывает и колонизует Средиземноморье (читайте далее)