Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Экономика11 декабря 2014 22:00

От чего зависят цены на бензин

Его цена часто не совпадает со стоимостью нефти [инфографика]
Алексей КУЗНЕЦОВ

Действительно, коллизия. Цена на «черное золото» на мировой бирже продолжает устанавливать антирекорды последних лет. Если еще летом за баррель нефти давали $115, то теперь почти вдвое меньше - около $65. При этом литр бензина с начала года подорожал на 10% - до 33,5 рубля. С чем это связано? И будет ли топливо дешеветь в ближайшем будущем?

ДОЛЯ ГОСУДАРСТВА - 60%

Для начала давайте разберемся, из каких же составляющих складывается цена на бензин в России. Ведь одно дело - добыть нефть. Здесь мы действительно долгие годы находимся в числе лидеров. И совсем другое - получить из сырья продукт, пригодный для заправки автомобиля.

Как заявляют в Российской топливном союзе, доля нефти в конечной стоимости литра бензина чисто символическая - порядка 4%. Поэтому любые, даже самые серьезные колебания на мировой сырьевой бирже мало влияют на стоимость бензина внутри нашей страны.

На это действуют внутренние факторы. В первую очередь, налоговая политика. Так, до 60% в стоимости литра горючего - это налоги. То есть акциз на бензин и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который обязаны платить государству все компании, разрабатывающие недра, в том числе флагманы отрасли - «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и другие.

Естественно, в цену закладываются услуги нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), расходы по транспортировке и торговые надбавки автозаправочных станций (подробнее - см. графику). И при этом цена на бензин сравнительно невысокая.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Конечно, тут можно привести в качестве контраргументы примеры других экспортеров нефти - например, Венесуэлы или Ирана. Мол, там заправить полный бак можно за 20 - 30 рублей на наши деньги. Но хорошо ли это? Такая щедрость происходит лишь благодаря субсидиям государства. Та же Венесуэла тратит на это порядка $12 млрд. в год.

ПОЧЕМУ В США ТОПЛИВО ДЕШЕВЛЕ?

В последние годы часто складывалась парадоксальная ситуация. В России, которая добывала и экспортировала огромное количество нефти, бензин зачастую был дороже, чем в Америке, которая, наоборот, до недавнего времени являлась одним из главных импортеров сырья в мире. В чем причина такой диспропорции?

Во-первых, сейчас это далеко не так. Из-за снижения курса рубля более чем на 60% к доллару, бензин в США сейчас стоит больше, чем в России. Во-вторых, ценообразование на топливо в Америке происходит по-другому.

Начнем опять же с себестоимости. Поскольку нефть американцам в основном приходится привозить издалека, то примерно 50% в розничной цене бензина - это стоимость сырья. Ведь обычно везут нефть танкерами через полмира - из арабских стран. Собственная сланцевая нефть – тоже не дешевая. Переработка на американских НПЗ забирает порядка 20%, а транспортировка и продажа на территории Штатов - еще 10%. В итоге на налоговое бремя остается всего 20%. То есть втрое меньше, чем в России.

При этом надо понимать, что США - исключение из правил. Штаты - исторически автомобильная держава. К цене бензина у местных избирателей очень трепетное отношение.

Совсем другая ситуация - в Европе. Взять ту же Францию, Германию, Италию или Великобританию. Там доля налогов в цене топлива примерно как в России (около 60%), а в некоторых развитых странах даже больше. Тем не менее, литр топлива в европейских странах и даже в Турции, которая в экономическом плане очень похожа на нас, - в два-три раза выше, чем в России.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

БУДЕТ РАСТИ

Не смотря на макроэкономические трудности, в целом по году подорожание бензина сопоставимо с уровнем официальной инфляции в стране. Но были и всплески роста стоимости. Один из главных факторов - это повышение акцизов на бензин. Они будут расти и дальше. Это заложено в бюджете на ближайшие три года и нашло отражение в «налоговом мневре» для нефтянки.

Также большую роль играет транспортный фактор. Например, тарифы на железнодорожные перевозки нефтеналивных грузов в России в ближайшее время вырастут на 10%. По оценкам, это прибавит около 30 копеек к цене литра топлива на АЗС.

Государство и нефтяные компании влияют на цену, но, поскольку бензин - это биржевой товар, на его стоимость оказывают давление и спекулянты. Агрессивные бензиновые трейдеры используют торговые программы-роботы. При этом их алгоритмы заточены исключительно на взвинчивание цен на бензин. С 1 июля этого года спекулянтов должны демотивировать штрафами. Тем не менее власти планируют сделать налоговые послабления. Например, тем, кто добывает нефть в сложных условиях Восточной Сибири или шельфа Арктики обещан льготный НДПИ. Ведь вложения в нефтедобычу там много выше, чем в традиционных регионах добычи. Если налоговое законодательство будет стабильным и предсказумым, учитывающим интересы и потребителей и компаний-производителей, то и цены на бензин и дизель будут на приемлемом для населения уровне.