Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество8 января 2015 8:06

"Не Россия угрожает безопасности Европы, терроризм - общий враг"

Пользователи соцсетей, блогеры, общественные деятели пытаются понять, что стало причиной трагедии во Франции и каковы будут последствия случившегося
Весь мир был потрясен бойней в редакции французского сатирического журнала..

Весь мир был потрясен бойней в редакции французского сатирического журнала..

Фото: REUTERS

7 января редакция сатирического французского еженедельника "Charlie Hebdo”, расположенная в центральной части Парижа, подверглась вооруженному нападению. Несколько человек с автоматами Калашникова и гранатометом, войдя в офис редакции, открыли огонь на поражение по находящимся внутри людям. В результате теракта погибло десять журналистов и два полицейских, 11 человек были ранены.

Трагедию в Париже обсуждает сейчас весь мир. Пользователи соцсетей, блогеры, общественные деятели пытаются понять, что могло к ней привести и каковы будут последствия случившегося. Публикуем некоторые мнения:

Фото: Евгения ГУСЕВА

Эдуард Лимонов, писатель: Атаковать мировые религии и их пророков и богов - аморальная низость

"Убийства журналистов Charlie Hebdo сегодня в Париже конечно же экстраординарны по жестокости.

10 журналистов (cреди них четыре самых зловредных карикатуриста Франции), собравшихся на планёрку были расстреляны в упор из автоматов, двумя неизвестными в масках, время от времени убийцы вскрикивали "Аллах акбар!"

Уходя уже, эти двое застрелили двух полицейских, подъехавших на вызов и оказавшихся неповоротливыми. Итого 12 убитых и вроде бы 20 раненых, из которых четверо или пятеро балансируют на грани смерти.

"Не убий!" учит нас христианская цивилизация. Исходя из заповедей - совершено злодеяние. Я его осуждаю, злодеяние.

Между тем, аналитики всего мира, раздумывая над происшедшим, приходят к выводу, что совершённое нападение - месть за неоднократные оскорбления нанесённые пророку Мохаммеду дерзкой и агрессивной редакцией. Одно из последних оскорблений - карикатуры на пророка, опубликованные журналом 19 сентября 2012 года. Я тогда писал осуждающе в моём ЖЖ от 20 сентября 2012 : "Вот подлили масла в огонь. Поражает своей зловредной безмозглостью вчерашнее происшествие во Франции..."

И тогда я считал и сейчас того же мнения, что атаковать мировые религии и их пророков и богов не следует, что это аморальная низость. Поскольку более чем миллиард человеческих душ верует в Христа, и миллиарда полтора верует в Аллаха, следует уважать верования этих людей. И нет никакой надобности их атаковать, следует обойтись без кощунств и низости в адрес великих фигур их верований.

Я, кстати сказать в своё время осудил книгу Рушди, когда она вышла в Европе, и был среди мусульманского духовенства России на пресс-конференции в 1996-ом, когда эту книгу вознамерились опубликовать в России. Мы протестовали против публикации. В итоге публикация не состоялась.

Charlie Hebdo - выступал и против меня лично.. В № 56 от 21.07.1993 года они опубликовали отвратительную статью против меня "Limonov: L'intellectuel arracheur de couilles" (Лимонов: Интеллектуал - отрыватель яиц"), с соответствующими карикатурами.

12 трупов в наказание за аморальную низость. Что ж!"

Фото: СОЦСЕТИ

Владимир Корнилов, украинский политолог, директор Центра евразийских исследований: Причем здесь атака на свободу слова?

"Обратите внимание на то, как пафосно все западные лидеры говорят сегодня о парижской атаке на "свободу слова", "свободу выражения мысли" и т.п. То есть, речь идет не только о смертях, о жестокости исламистов, о терроре, чего, на мой взгляд, было бы достаточно для описания ужаса момента. Но раз уж речь идет еще и об "атаке на свободу слова", то давайте зададимся вопросом: сколько бы из скандальных карикатур или "перфомансов" сексуального характера, представленных французскими карикатуристами, пропустили бы цензоры Фейсбука? Да за подобные изображения здесь жестоко банили и, уверен, будут банить! Так если речь идет об "атаке на свободу выражения мысли", то чем политика Фейсбука отличается от политики парижских террористов? Если исключительно в кровопролитии или отсутствии оного, то давайте все-таки говорить о смертях невинно убиенных, а не об "атаках на свободу".

Фото: СОЦСЕТИ

Денис Тукмаков, публицист: Европу погубит никакая не толерантность, а тонны непрерывного лицемерия

"Хотелось бы понять, для чего сейчас французы вывалили на площади. Чего они хотят-то?

Накостылять арабам? "Вот сейчас! сейчас! явится Карл Мартелл! вспомнят нехристи Пуатье!" Для этого?

Но я поглядел другие карикатуры расстрелянного издания. На одной из них — прямо на обложке — Христос, в терновом венце, с ранами на кистях рук и с глазами навыкате, сношает Бога-Отца в задний проход, а в него самого воткнулся сзади треугольник с оком и надписью "Святой дух". И я подумал, что имейся у Франции карлы мартеллы, никто бы сегодня карикатуристов не убил. Некого было бы уже. Потому что либо ты Мартелл — либо у тебя в стране Христос с Богом-Отцом на картинках совокупляется.

А может, люди на площадях собрались взывать к власти?

С жёстким таким требованием: чтоб впредь никто и никогда не расстреливал в центре Парижа средь бела дня французов, даже если они деграданты и пошляки? Но тут я наткнулся на новогодние новости: оказалось, что в ночь на 1-е января в романтическом Париже было сожжено 940 автомобилей (просто в Москве такое представить, на одну только минутку!). А полиция... Ну, она сочла это прогрессом, потому что год назад в такую же ночь было сожжено "на 12% больше". И я подумал, что — нет, требовать подвигов от полиции французы не стали бы.

Так может, они вышли на площадь, чтобы просто хором посмеяться сквозь слёзы и рыданья, всем ненавистникам назло? Ведь смех укрощает страх, а теперь это ещё и гражданский подвиг — хохотать в лицо любому, не так ли? Но потом я подумал, что если ничего святого не осталось и над любой темой — хоть чужой, хоть своей — дозволено надрывать животы, то и над сегодняшними площадными акциями тоже ведь можно похихикать. "А что такого-то?" Можно сразу с анальными ассоциациями — чтобы люди "посмеялись над собой", "вспомнили о всепобеждающей иронии" и вообще, "вели себя попроще".

Выйдет ли завтра хоть одна французская газета с карикатурой на толпы возмущённого народа? Изобразят ли карикатуристы свальный грех на площади траурного Ренна? А скорбящих парижан с метёлками и клизмами вместо цветов?

Или коллективная скорбь несостоявшихся мартеллов в атеистической стране — это Очень Серьёзно и Совсем Другое Дело?

...Всё-таки, если что и погубит Европу, то никакая не толерантность, а тонны непрерывно производимого лицемерия".

Владимир Соловьев, журналист, публицист, телеведущий: Оскорблять религиозные чувства недопустимо

"Ходорковский в своем Twitter призвал СМИ публиковать карикатуры на пророка Мухаммеда. Безумец? Я считаю, что оскорблять религиозные чувства недопустимо.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Егор Холмогоров, главный редактор интернет-журнала "Русский обозреватель": Абсурд: в Европе ради мусульман запрещают крестики, но не запрещают карикатуры

"Насчет позиций "свобода слова абсолютна" vs "нельзя оскорблять верующих".

На самом деле обе позиции сферические в вакууме.

Ради неоскорбления мусульман на Западе запрещают крестики, колокола, рождественские вертепы, ёлки и тд. Когда после всего этого вылизывания пола не запрещают карикатуры - джихадисты логично возмущены.

Толерантность убивает".

Дарья Митина, общественный и политический деятель, директор департамента Института развития гражданского общества и местного самоуправления: Франции неплохо бы задуматься, что на некоторые действия рано или поздно нужно ждать ответ

Фото: СОЦСЕТИ

"Журналистов убивать нельзя, - с этим вряд ли кто-то поспорит.

А ещё нельзя убивать детей и бомбить мирные поселения. А ещё нельзя устраивать по три государственных переворота за год, убивая народного лидера из профсоюзных активистов, для того, чтобы на его место посадить функционера Международного Валютного Фонда. А ещё нельзя финансировать и вооружать бандитов по всему миру, наивно полагая, что тебя это никак не затронет. А ещё нельзя точечным ударом уничтожать троих малышей, младшему из которых 4 месяца, а потом руководить отрядом головорезов, которые до смерти замучают их деда.

Французскому обществу, которому сейчас сострадает весь мир, неплохо бы задуматься о том, что если ты делаешь всё вышеперечисленное, то рано или поздно прилетит и обраточка".

Илья Константинов, политический и общественный деятель, : Это покушение на фундаментальное право человека - право смеяться

"Смертельная серьезность.

Это трагедия не только для близких погибших, но и для всей Франции. Да нет, не только Франции.

Но вот незадолго до этого СМИ сообщили о теракте в Йемене - более пятидесяти погибших и бог весть сколько пострадавших. Ужасно. Но такого сильного отклика в душах это сообщение не вызвало. И даже не потому, что к терактам и прочему смертоубийству на Ближнем Востоке, в силу постоянства этого явления, мы уже привыкли. В Европе теракты и смертоубийство тоже не редкость.

Фото: СОЦСЕТИ

Дело в чем-то другом. В чем, сначала сам толком не мог разобраться.

Расстрел редакции - покушение на свободу слова. Это было сказано. Это серьезно. Со свободой слова в последнее время в мире явно не все в порядке. Ее, бедную, жмут со всех сторон....Одни грозят судебными исками, другие обрезанием финансирования, третьи пикетами и бойкотом. А тут еще и теракты.

Но разве первый раз на редакции нападают? Да сотни случаев, да на протяжении всей истории печатного дела- не счесть. Нет, тут проблема глубже.

Это покушение и на самое фундаментальное право человека - на право смеяться.

Но как жить без улыбки? Как обойтись без юмора?

Жить с вечно втянутой в плечи головой и ртом, зашитым суровыми нитками? И смеяться в ванной под шум воды, как раньше в плохом кино очень серьезные вещи проговаривали?

Кто-то скажет: что вы хотите - религиозный фанатизм - дитя многовекового угнетения и унижения отсталых народов. Да разве я об этих террористах? Я о тех многочисленных духовных и светских комментаторах, которые, скорбя на словах о жертвах, поднимают глаза горе, вздыхают и говорят елейными голосами: "Ну, вы же понимаете, с чувствами верующих нужно считаться. Виноват не только террорист, но и тот, кто его спровоцировал на преступление. Нужна самоцензура, а может быть, и о цензуре стоит задуматься".

Конечно, я понимаю. Самоцензура вообще-то у любого нормального человека так или иначе присутствует. Но я вижу, что в современном мире для личной свободы человека остается все меньше места. Что ни сегодня-завтра в руках каких-нибудь фанатиков окажется не только автомат и гранатомет, но и атомная бомба. И вот тогда всем нам придется выбирать: умирать или плясать под их дудку, предварительно зашив себе наскоро рот, чтобы ни дай бог не рассмеяться, уже с юмором висельника?

Но я отказываюсь понимать умных, образованных людей, которые из конъюнктурных соображений готовы выполнять роль идеологической обслуги фанатиков и террористов. Увольте.

Я убежден, что способность посмеяться, прежде всего, над самим собой - важнейшая отличительная черта психически здорового человека. А непроницаемая серьезность по отношению с собственным сверхценным идеям часто идет рука об руку с ненавистью. А ненависть в наше время может пойти рука об руку не только с гранатометом..."

Игорь Коротченко, журналист, военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона»: Когда Украина убивала людей на Донбассе, в Европе закрыли глаза

"ИХ НРАВЫ: Европа в ужасе от теракта в Париже, где убито 12 человек. А когда Украина убивала сотни людей на Донбассе - Европе пох..."

Алексей Пушков, глава Комитета Госдумы по международным делам:

"Террористические акты во Франции и России имеют один и тот же источник. Это еще одна причина, чтобы сотрудничать, а не вступать в конфликт. Трагедия в Париже показывает, что не Россия угрожает Европе и ее безопасности. Это блеф. Подлинная угроза исходит от адептов террора. Это факт".

МЕЖДУ ТЕМ

Французская полиция арестовала одного из террористов, устроивших бойню в редакции сатирического журнала

Один из трех граждан Франции, разыскиваемых по подозрению в причастности к нападению на редакцию сатирического еженедельника Charlie Hebdo в Париже 7 января, решил сохранить свою жизнь и добровольно сдался полиции. Как сообщают местные СМИ, речь идет о самом младшем из террористов - 18-летнем Хамиде Мураде. Он сдался полиции в городе Шарлевиль-Мезьер (Charleville-Mézières), административном центре департамента Арденны. Это примерно в 240 км от Парижа. Двое его сообщников до сих пор находятся на свободе, но полиция предпринимает все возможные меры для их поимки (подробности)

ЕЩЕ МНЕНИЯ

«А у нас в обычае свобода слова. Мы ей реально троллим всех»

Сергей МИНАЕВ

Вот живешь ты, например, в Цивилизации. В Лондоне там или Париже, или Нью-Йорке. А вокруг коллективное Днище. Грязное, тупое, хамское. И ты столетиями качаешь из Днища ресурсы( нефть, "рожь, овощи, вот это все") взамен расплачиваясь с царьками Днища "ролс-ройсами" и прочими "бреге".

А в Днище ужас, конечно. Царьки над местным населением издеваются, насилуют его, голодом морят и иногда едят. Ты этих царьков порицаешь, по телеку показываешь, еду для их населений марафонами собираешь, миссии ООН туда отправляешь (подробности)

«Не чувствуешь грани – плати жизнью»

Владимир ВОРСОБИН

Главный вопрос, который тихо подвис в воздухе и на который осторожно пытаются ответить сейчас все комментаторы – от имамов до президентов - виноваты ли журналисты в своей смерти. Виноваты ли журналисты в том, что религиозные фанатики, выкрикивая имя одного из божеств, расстреляли их за написанное слово. За напечатанную карикатуру. За высказанную мысль (подробности)

Pussy Riot или Салман Рушди?

Александр ГРИШИН

- Весь цивилизованный мир потрясен, - сейчас это самое расхожее выражение по отношению к трагедии, разыгравшейся в Париже. Мне одному кажется, что здесь явно отдает лицемерием? Да трагедия, да, ужасно, да, жалко убитых, как любых людей, членов их семей и раненых. Просто, по-человечески. Но потрясен? Я, например, оказался гораздо больше потрясен произошедшим в Одессе 2-го мая прошлого года. Это было в десятки раз ужаснее – и то, что произошло, и то, как это встретили на Украине (в диапазоне от циничного «сами себя сожгли» до «радости от «поджаренных колорадов»). Я потрясен, а весь цивилизованный мир, оказывается, нет. Он этой трагедии цинично в упор не видит (подробности)

РЕАКЦИЯ

«Этот теракт, по сути, объявление войны»

Пользователи социальных сетей активно отреагировали на события в Париже, где 7 января группа террористов расстреляла редакцию сатирического журнала "Шарли Эбдо". От рук исламистов погибли 10 журналистов и двое полицейских, еще 20 человек ранены.

"Не будет линий фронта, как не будет и тыла, не будет полков, вступающих в побежденные города, не будет гауляйтеров и оккупационных коммендатур. А будет вот именно так, как было сегодня в Париже - короткий налет, расстрел или резня, и последующее растворение в толпе, после которого остаётся кровь и страх", - пишет пользователь ЖЖ seva_riga (подробности)

Коллеги о нападении на «Шарли Эбдо»: «И как рисовать после этого»?

Словами и рисунками откликнулись на нападение на редакцию сатирического журнала французские карикатуристы. Они страдают за коллег и опасаются за собственную безопасность.

- «Я обалдел, я в ужасе, - комментирует художник французской газеты «Монд» Аурел. – Я переживаю за ребят и не знаю, что делать – то ли самому добывать информацию о случившемся, то ли ждать. Мы всегда жили надеждой, что подобные вещи не могут произойти никогда. Ведь коллег из «Шарли Эбдо» должны были охранять. Немыслимо, что это все же случилось» (подробности)

ОФИЦИАЛЬНО

Мировые лидеры о нападении на «Шарли Эбдо»: «Потрясены, но не запуганы»

Тон официальным заявлениям по поводу трагедии в Париже задал президент Франции Франсуа Олланд, побывавший на месте происшествия:

- «Акт исключительного варварства был совершен в Париже против журнала, то есть против свободы выражения мнений, - сказал он. – Мы будем преследовать этих людей до тех пор, пока не привлечем их к ответственности и не осудим. Мы должны реагировать жестко, но не забывая о национальном единстве. Необходимо сплотиться и продемонстрировать, что мы – единая страна. Мы переживаем трудный момент, хотя нам удалось предотвратить несколько попыток терактов, мы осознаем что находимся под угрозой, поскольку мы являемся свободной страной», - заявил он. И добавил в Твиттере: «Ни один варварский акт не сможет запугать свободную прессу» (подробности)