Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество25 февраля 2015 10:00

Сталинград. Последняя строка?

25 февраля депутаты Госдумы вновь вынесли на повестку дня вопрос о переименовании Волгограда. Наш колумнист рассуждает, когда уже прекратится пиар вокруг названия, и начнется реальная работа по возвращению городу былой славы
"Говорят, возвращение названия «Сталинград» восстановит историческую справедливость. Объясните мне, в чем несправедливость сейчас."

"Говорят, возвращение названия «Сталинград» восстановит историческую справедливость. Объясните мне, в чем несправедливость сейчас."

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

О переименовании Волгограда в Сталинград я пишу лет десять. Летопись моя включает несколько постов, две песни, парочку нецензурных выражений и один анекдот (выражения и анекдот где-то потерялись).

Вроде все уже объяснила, и все равно меня спрашивают: почему ты за Волгоград? И, правда, – почему? Даже тревога закралась в мое сердце. Может, я не патриот? Или того хуже - либерал?

Отметаю сомнения – патриот я самый патриотичный. В Сталинграде воевали мои деды, там их могилы, в Волгограде живет моя семья. Сами волгоградцы любят город свой ругать, а я его просто люблю. И радуюсь каждому положительному изменению, даже самому маленькому. В Волгограде.

Говорят, возвращение названия «Сталинград» восстановит историческую справедливость. Объясните мне, в чем несправедливость сейчас. В том, что мы помним свою историю, чтим подвиг советского народа, восстанавливаем имена погибших бойцов? В том, что тысячи людей каждый год 2 февраля и 9 мая приходят на Мамаев курган и в панораму «Сталинградская битва»? В том, что мы бережем наши памятники?

После Сталинградской битвы решали, как с городом поступить. Были два варианта. Предлагали оставить его в руинах как музей и напоминание об ужасах войны. Если бы эту идею воплотили в жизнь, это был бы Сталинград. Но, слава богу, решили не оставлять этот памятник войне, а город восстановить. Как символ мира и победы.

И с названием сегодня та же дилемма.

Город переименовали только в 1961 году. Не мог он оставаться Сталинградом в эпоху хрущевских реформ, как не мог оставаться Царицыном в Советской России. Но сейчас возвращение в Сталинград – это возвращение в прошлое. В этом названии не только победа, но и боль, война, даже не принимая во внимание чувства антисталинистов: битва сторонников и противников Сталина будет вечной.

Говорят, возвращение названия «Сталинград» поможет городу возродиться, вернуть былую славу. Вот меня назвали Михрюткой, а я подправлю имя в паспорте на Эдуарда, и сразу из хрущобы в Бийске переселюсь в элитный особняк на Смоленской набережной. И жена моя из косоглазой толстухи превратится в Анжелину Джоли. А пока буду лить слезы над горькой Михрюткиной судьбой. Так и с названием.

Надо сидеть и плакаться на ущербность свою в ожидании, что с новым именем свалится на город манна небесная. Потекут инвестиции, залатаются дыры в бюджете, интуристы будут мчаться пачками, как в Нью-Васюки. Что мешает заняться городом сейчас? Верно, неправильное название!

Пока депутаты разных калибров стирают мандаты о Сталинград, город неизменно во всех рейтингах качества жизни занимает последние строчки. Бардак в коммунальном хозяйстве для горожан за долгие годы уже стал привычным, дороги, как после бомбежки, тоже удивляют только приезжих. Проедутся туристы из Москвы в Сочи через Волгоград и шутят: «У вас Сталинградская битва еще не закончилась».

Не закончилась, и не закончится никогда. Ведь как только город переименуют, исчезнет колоссальный повод для самопиара. Сталинград — символ, бренд, история. Второго такого не будет. Но даже не это главное. Придется ведь как-то шевелиться, делать для города что-то реальное, а не только воздух сотрясать. Михрютка стал Эдуардом — и теперь косоглазию его жены нет оправдания.