Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Звезды25 февраля 2015 11:40

Недобитые!

В Москве состоялась церемония вручения театральной премии СТД РФ «Гвоздь сезона»
В Москве состоялась церемония вручения театральной премии СТД РФ «Гвоздь сезона». Фото: СТД

В Москве состоялась церемония вручения театральной премии СТД РФ «Гвоздь сезона». Фото: СТД

«Гвоздь сезона» - тот случай, когда только несведущих интересует перечень номинантов и лауреатов. Премий хороших и разных предостаточно, каждая хороша по-своему. Так обыкновенно думают лауреаты. С ними часто не соглашаются неудостоенные. «Гвоздь сезона» - явление во всех смыслах исключительное. И , если с прямым смыслом все понятно – признание коллег, достойная оценка текущего момента, и т.д., и т.п., и т.д., то лучше обратиться к переносному. Цитаты и репризы церемонии вручения премии – «переносить горазды», ведь церемония не имеет ни аналогов, ни рамок (приличия в т.ч.), ни табу. Ее бессменные (об этом ниже) авторы и ведущие Константин Богомолов и Сергей Епишев который год острят и заостряют, шутят так, что иным становится не до шуток… Зрители смеются и переглядываются, переглядываются, но смеются… «Шутки юмора» здесь перешагивают границы сцены: пусть премия имеет узкоспециальное, театральное значение, ее церемония расширяет горизонты. Ну, и зрачки у зрителей тоже иной раз расширяются: дуэт ведущих не знает «ни стыда, ни совести» (так считают сторонники благочиния), ни страха (восторгаются, аплодирующие стоя иные). Попасть на церемонию– большая удача, попасть в число номинантов – радость куда меньшая, ибо «Хрустальный гвоздь», диплом и букет отнюдь не компенсируют победителям капли (да что уж там, - потоки) иронии и сарказма, идущие «в нагрузку» к премии. Лауреатов здесь ославливают, а не прославляют. Без различия степеней и званий. Шутят на авансцене, на краю, на грани. И вот, кажется, дошутились. В финале церемонии ведущие публично простились и объявили, что следующий «Гвоздь сезона» им вручать не доведется. Не то чтобы шутки кончились, их, как показала прощальная (надеюсь, все-таки в кавычках) церемония, с лихвой, и все лихие (а лихо – это беда), неравнодушные и не смеха ради… Конферанс ведущих, объявивших себя членами могущественного лобби, заставил задуматься о том, что другое лобби оказалось позубастее. Вероятно, кто-то больно укололся колкой шуткой, у кого-то истощился запас чувства юмора, притупилась самоирония. Так бывает, когда ржу принимают за бронзу. Ржавеют забронзовевшие…. У «Гвоздя сезона» много друзей (они с трудом ежегодно помещаются в Театральном центре «На Страстном», но недругов и «неподруг» хватает (и им всегда хватает места в зале, и их комментарии любопытно слушать, стоя в длинной очереди в гардероб…).

Прошлую церемонию Константин Богомолов и Сергей Епишев, шутя безжалостно и пофамильно, завершили скороговоркой о том, что следующая их встреча со зрителями будет через год, через два, а то и три. Они прощались, но аккорды песни «I will survive» обнадеживали. Нынешняя, тринадцатая по счету церемония, прошла на фоне картины «Апофеоз войны» Василия Верещагина, на фоне пирамиды из «бедных Йориков», а завершилась под песню о «Говновозе». И шлейф аромата надежды оказался начисто забит запахом, именуемым смрадом. Неужели ведущим надоело рагребать авгиевы конюшни театральной Москвы? Или хранители конюшен отказались от «чистки» решив, что им «здесь прекрасно... тепло и сыро!», и чистильщиков вычистили?

Открыли церемонию изрядно прибавившие в весе ведущие, примерившие на себя толстинки, знаменуя то, как за эти годы премия обрела вес в театральной Москве. Затем переоделись в рыжих клоунов, дабы «истину царям с улыбкой говорить», а потом заигрались настолько, что в буквальном смысле вогнали себя в гроб. Так и вели церемонию, лежа в гробах. У лауреатов было эксклюзивное право на надгробную речь, возложение цветов и прощальное селфи на память. Единственным нерастерявшимся на сцене лауреатом оказалась Тереза Дурова: ведущие вручили ей хлыст и попросили отхлестать их за плохое поведение. Режиссер и подыграла коллегам, и обыграла эту пикантную мизансцену в своей речи.

Не обошлось без инопланетных пришельцев и «пришлецов» из зрительного зала (с этими ролями справился актер Олег Соколов), коуба (короткого повторяющегося ролика) с участием Евгения Стеблова, сокрушавшегося: «Ну, просто волосы дыбом встают, когда иной раз приходится смотреть спектакли» и танцующих пингвинов назло закону о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних…. Со сцены рубили правду, как только это умеет Константин Богомолов, – открытым текстом, да с подтекстом. Рубили и саму сцену. Хватили топором по святому и намоленному, запыленному и подгнившему. И сцена дала течь, – напоила своих мучителей сценическим соком, кровью русского подлинно психологического театра.

От одного подзаголовка к другому бросало церемонию: от «Русского пармезана» к «Нюрнбергскому процессу» и «Римской комедии». От обличения «ига театрального Левиафана» до метких замечаний вроде ответа на вопрос, кому больше нужен театр - зрителям или театральным деятелям?

Пересказывать и переписывать шутки и «фразочки» церемонии бессмысленно. Впечатления и интонацию не передать на бумаге, да и со вчерашнего вечера они уже распространились по театральной Москве. Вы их еще услышите. И про санкции, и про Крым, и про антимайдан, и про народное самосознание (под песню как оказалось не шуточную, а патриотическую: «Мы – Русские, мы – Русские, мы – Русские, / Мы всё равно поднимемся с колен!»), и про новые законы, и про старые пороки, про кризисы (финансовые, политические и творческие), и, конечно, про театр, театры и театральных деятелей и бездеятелей…

«Все будет плохо», - слетело со сцены, и не выветрилось из зала. Неужели последний гвоздь оказался вбит в крышку гроба? Не хочется верить, что Константин Богомолов и Сергей Епишев в качестве ведущих сошли со сцены ТЦ «На Страстном» в последний раз. Все-таки им больше идет роль мастеров интриги, а не ее жертв. Как бы то ни было, но завершили они церемонию пусть и поротыми, но не добитыми. Верю, что и в следующем году они «забьют» «Гвоздь сезона» как всегда – лучше прежнего. А если нет, то на «Гвоздь сезона» можно будет «забить»… А жаль!

P.S. или ах, да! Большой Хрустальный гвоздь получил спектакль «Кант» (реж. Миндаугас Карбаускис) Московского академического театра имени Вл.Маяковского, а маленькими гвоздями пригвождены оказались «Аида» (реж. Петер Штайн) Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.Ив.Немировича-Данченко, «Принц и нищий» (реж. Тереза Дурова) Театриума на Серпуховке, «Цветы для Элджернона» (реж. Юрий Грымов) РАМТа, «Фантазии Фарятьева» (реж. Вера Камышникова) «Мастерской Петра Фоменко».