Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Происшествия2 апреля 2015 13:50

И я мог быть на этом траулере

Наш корреспондент вспоминает, как сам ловил минтай в тех же местах
И раньше ЧП с судами в этом самом «орешке» были нередки.

И раньше ЧП с судами в этом самом «орешке» были нередки.

Фото: РИА Новости

Страшная трагедия в Охотском море... А ведь и я бы мог. В середине 90-х годов почти год работал там же и на почти таком же траулере, только южнокорейском, в качестве российского наблюдателя и одновременно рыбинспектора, - по условиям контракта, иностранные промысловые суда не могли вести лов в нашей исключительной экономической зоне без такого надзора.

Как и затонувший БАТМ «Дальний Восток», мой «Дэ Сунхо» имел схожие размерения, водоизмещение, и даже команда из 120 человек примерно поровну делилась между южными корейцами, которые были своеобразной судовой элитой - штурманы-офицеры, механики, машинисты лебедок и мотористы плюс боцман с палубной командой, и иностранной наемной силой - филиппинцами, бирманцами, вьетнамцами, работавшими, как мы говорили, в «фэктори», то есть в трюмных отсеках, где они морозили минтай без обработки, прямо целиком, «колодкой». Иерархия была жесточайшей. Как и дисциплина. Народ из других стран был совершенно бесправный, работал за еду и 200 долларов в месяц, на которые жили и учились их дети. ..

«Дальний Восток» затонул примерно посередине между магаданским и камчатским берегом, то есть примерно в том районе, который сами рыбаки называют охотским «орешком». Именно там, на возвышенных банках, минтай и другие виды рыбы и морских продуктов нерестятся и нагуливают вес. До недавнего времени на этом пятачке, который не входил в исключительную экономическую зону России, вели промысел сотни судов под корейскими, тайваньскими, польскими и еще бог весть какими флагами. Когда несколько лет назад Охотское море стало исключительно внутренним, иностранцев там поубавилось, зато туда ринулись флотилии российских траулеров и сейнеров.

И раньше ЧП с судами в этом самом «орешке» были нередки. После трех недель кошмарного шторма у нас, например, задымилось машинное отделение. Хорошо смогли залить, хотя я уже сидел в спасжилете и ждал команду на эвакуацию.

Сами моряки знают: основными и самыми страшными происшествиями, которые ведут к кораблекрушениям, как раз и являются пожар на борту (помните книгу и фильм «Танкер «Дербент»?), столкновение с внешней помехой (самый известный случай - «Титаник») и потеря устойчивости с последующим опрокидыванием. «Дальний Восток» именно опрокинулся, точнее, лег на один борт. Причем произошло это мгновенно. Найденные притопленные плоты - значит, их с палубы не спускали, половина выживших - видимо, те, кто оказался в «верхней» части лежащего на боку судна и даже успел надеть гидрокостюм, потому что даже при наличии спасжилета пребывание в 2-градусной воде - это верная смерть.

Почему произошел оверкиль - разбираться специалистам. Но чаще всего опрокидывание случается из-за смещения груза в трюме, когда судно теряет остойчивость. Плюс обычная в марте погода в этом районе Охотского моря: сильный влажный ветер с морозами и оттепелями и большой разницей температур, частое обледенение. Возможно, что и сборная судовая команда не утруждала себя обкалыванием корпуса и другой обязательной работой за выживаемость судна...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Дальний Восток» потопили жадность и разгильдяйство

1 апреля, в Москве примерно 21.12. День смеха... На другом конце страны - в Охотском море между Камчаткой и Магаданом - уже пятый час утра. И - ад. На глазах уходит под воду «Дальний Восток»: многотонное рыболовецкое судно, перегруженное минтаем и людьми. 132 человека уходят под ледяную воду мучительные 15 минут - официальная цифра от следователей. На помощь приходят другие корабли. Спасатели узнают о трагедии от их экипажей: сообщение в МЧС поступило только в 23.39 по Москве - через два с половиной часа... Сигнала SOS «Дальний Восток» не подавал. И это - только одно из многочисленных нарушений, о которых сейчас без всяких экспертиз говорят специалисты. И итог которых - 54 жизни. А может быть, и больше. (подробности)