Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Авто23 апреля 2015 11:40

Про возрождение в России «Запорожца» и 69-го «газика»

А также об «аллюзиях» и иллюзиях
Пока что существуют лишь эскизы этого автомобиля. Фото РГАУ-МСХА.

Пока что существуют лишь эскизы этого автомобиля. Фото РГАУ-МСХА.

Российские СМИ почти в едином порыве жизнерадостно растиражировали информацию о том, что у нас в стране «разрабатывается малолитражный автомобиль с аллюзиями на «Запорожец», легендарную советскую малолитражку, выпускавшуюся в УССР, а затем на Украине с 1960 по 1994 годы». И на той же платформе будет построен утилитарный внедорожник а-ля ГАЗ-69. Украинская тема сейчас на гребне волны интереса, вот и подсуетились. Да только название советской еще малолитражки сюда, мягко говоря, притянуто за уши, причем совсем не авторами проекта.

На «Запорожец» внешне эскиз легкового «Вожака» (рис. ниже) похож не больше чем на британский MINI или итальянский Fiat. У этих хотя бы кроссоверы сейчас есть в модельной линейке, у ЗАЗа их не было. Да и «газик» здесь не при делах, эскиз внедорожника «Вожак» (рис. сверху) смахивает, скорее, на Jeep Wrangler и ему подобные, то есть на любой компактный классический внедорожник.

Фото РГАУ-МСХА.

Фото РГАУ-МСХА.

Но проект создания таких машин действительно существует. Это не конструкторская разработка какого-либо из отечественных автозаводов, а собственные проекты без стороннего финансирования, рассказал нам Тенгиз Дзоценидзе, заведующий Научно-исследовательской и проектно-учебной лабораторией транспортных средств сельскохозяйственного назначения «Российского государственного аграрного университета - МСХА имени К.А. Тимирязева».

В основе конструкции таких автомобилей - трубчатый каркас, на который устанавливаются двигатель и коробка передач, привод по умолчанию - передний, но можно добавить и возможность подключения заднего. А снаружи навешиваются кузовные панели из полимерных материалов. По такому принципу делаются многие, например, спортивные автомобили и у именитых автопроизводителей, на основе трубчатого каркаса собирались известные советские самоделки, так что в этом нет ничего удивительного или нереального. Но и связи с «Запорожцем» тоже никакой нет.

- Мы ни «Запорожцы», ни «Ламборгини» делать не будем, - смеется ученый.

Важнее, какие комплектующие могут использоваться для изготовления таких машин - импортные или отечественные. Потому что импортные компоненты приобретаются за валюту и поднимают стоимость автомобиля неимоверно, а собственные - российского производства - могут быть дешевле, но их нужно разрабатывать, испытывать. Проще всего (и дешевле) позаимствовать детали от уже существующих автомобилей, которые собирают в России.

- Мы предполагаем, что в стране есть силы и есть возможности, чтобы разработка была отечественной. Конечно, фурнитуру дверей и что-то подобное делать с нуля смысла нет, это никогда не окупится, с экономикой шутки плохи. Поэтому многое может быть заимствованным. Я сторонник того, чтобы мы выращивали кадры, строили производство и выходили на рынок со специализированным автомобильным транспортом, потому что рыночные ниши в этой сфере (по специализации и доступности) пустуют. Мы работаем в тех нишах, куда не устремляются автогиганты, потому что для них нет возможности продать миллионы таких машин. Но людям ездить надо - вот о чем речь, - так рассуждает Тенгиз Дзоценидзе.

Так что о серийном производстве «Вожака» речь пока не идет. Более того, нет даже готовых концептов или ходовых прототипов.

- 12-тонный УРАЛ мы сделали за шесть месяцев. Если бы сейчас поступил заказ, то уже к октябрю мы смогли бы представить одну такую машину на какой-нибудь выставке. В настоящее время проект развивается в вялотекущем режиме, потому что нет календарного плана и необходимости реализации, мы просто работаем, создаем научно-технический задел, - объясняет Тенгиз Дзоценидзе.

Следовательно, пока это лишь промежуточный этап научных разработок (НИОКР), совмещенных с процессом обучения студентов, нормальная университетская деятельность. О подготовке готовых моделей к сборке и продаже говорить не приходится. Впрочем, потенциальные инвесторы могут откликнуться.

НАША СПРАВКА

Научно-исследовательская и проектно-учебная лаборатория транспортных средств сельскохозяйственного назначения РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева образована в апреле 2011 года в МГАУ им. В. П. Горячкина. Возглавляет лабораторию д. т. н., профессор Тенгиз Дзоценидзе. Он же является главным редактором научно-технического журнала.

За последние четыре года в лаборатории создали семь образцов техники, четыре из которых дошли до конвейеров. Например, ходовой макетный образец грузового автомобиля сельскохозяйственного назначения с колесной формулой 4х4 УРАЛ-432091, который с ноября 2012 года собирался на главном конвейере ОАО «АЗ «Урал» под обозначением УРАЛ-432065.

Фото РГАУ-МСХА.

Фото РГАУ-МСХА.

Ими же был разработан и создан трехосный грузопассажирский автомобиль «Бурка» с колесной формулой 6х6 для села и горной местности. Есть у них разработки и более близкие к частному повседневному использованию, например, полноприводный пикап «Тачанка» на базе «УАЗика» с мотором от ГАЗ-53 и кузовом от 41-го «Москвича».

Слушайте ежедневную программу «Автомобили» на Радио «КП».

Присоединяйтесь к группе автомобилистов ВКонтакте.