Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды29 апреля 2015 22:00

«А зори здесь тихие...» новое прочтение

Актрисы, снявшиеся в новом фильме, рассказали "КП" о современной экранизация повести Бориса Васильева

30 апреля в прокат выходит исторический кинопроект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "А Зори здесь тихие..." по одноименной повести Бориса Васильева. С 1972 года это ее вторая экранизация. Снимался фильм, как и 43 года назад в глуши карельских лесов, что у Медвежьегорска. О съемках рассказывают молодые девушки-актрисы, которым пришлось сниматься в условиях, которые можно приравнять к боевым. Два месяца они носили гимнастерки и шинели, учились наматывать портянки, стрелять из винтовок и пулеметов, форсировать болота и речки.

Актриса Евгения Малахова: "У нас было исключительно "бабье царство"

- В повести моя героиня Женя Комелькова (в 1972 году ее играла актриса Ольга Остроумова- Авт.). Она красивая, смелая. Я ее для себя видела игривой, ведь несмотря на то, что всю ее семью расстреляли, она нашла в себе силы жить дальше, быть привлекательной, обаятельной, живой.
Вообще это какая-то мистика, потому что на поступлении в театральный, моя мама советовала мне делать отрывок по повести Васильева "А зори здесь тихие…"(про Комелькову), да и имена у нас одинаковые. Мама всегда говорила, что мы похожи характерами. 
В произведении она страдает от любви к женатому мужчине. 
Я категорически против таких отношений, по жизни стараюсь не поступать так, как не хотела бы чтобы поступили со мной. Мое мнение: на чужом несчастье - счастья не построишь. А вообще, самое главное - слушать себя и свое сердце. Эти "ребята" тебе все правильно подскажут.


Перед съемками перечитывала много литературы, в том числе, еще раз книгу о моем деде, семью которого расстреляли во время войны. Эта личная трагедия во время съемок очень помогла мне.

Если благодаря нашим стараниям уже мой 13-летний брат прочел эту повесть, хотя он и относится к читающей части своего поколения, это уже маленький шаг к победе и подтверждение тому, что мы делаем все правильно.


Сцена в бане, конечно, вызывала отдельное волнение, но специально для нас режиссер фильма Ренат Давлетьяров оставил в помещении съемок только женский состав: девушка-хлопушка держала звук, вместо осветителя была костюмерша, поэтому у нас было исключительно "бабье царство ".

Актриса Анастасия Микульчина: "Адова пытка воевать в юбках"

- Я играю Риту Осянину (ранее в роли снималась Ирина Шевчук- Авт.). С кадров Риты с сыном начались съемки фильма "А зори здесь тихие...". В первый съемочный день я получила в партнеры прекрасного шестимесячного малыша, который в первой же сцене кормления, подмигивая и надкусывая свой слюнявый кулачок, невозмутимо и торжественно прямо в кадре обдал меня "фонтаном". Благословенное начало,- подумала я. Надо отдать должное этому маленькому актеру-герою, который вел себя просто, как ангел: стойко вынес почти 20-часовую смену, в которой были и пожары, и взрывы, и удушающие дымы, и беготня сквозь знойные и колючие поля и леса. 
Удивляет то, что женский военный костюм был очень не функционален: адова пытка воевать в юбках, и вообще в форме, которая промокает, а промокнув, становится такой тяжелой и сковывающей движения, что выжить, не то что победить, невероятно сложно. Первое время у нас у всех были синие колени от ползания по скалам плашмя, - я шутила, что скоро наши коленки превратятся в пятки, и мы станем новым видом карельских четырёхпяточных женщин (смеется). И  еще ужасно ныли плечи от скаток (скатанная и переброшенная через плечо шинель), особенно когда они впитывали влагу от дождя или болота и становились пудовыми.
Наш фильм для тех, кто жалуется на жизнь, когда нет мобильного интернета или вайфая, заправки на расстоянии десяти километров, чизкейка или ризотто в течение пятнадцати минут. Для тех, кто причитает, какое тяжелое время нам досталось. Для тех, кто думает, что война - это перебранка в фэйсбуке, а не способность к действию во имя и за. Для тех, кто видит красоту в бесстрашии и искренности, а не в наращенных ресницах и раздутых губах.  Для тех, кто хочет вырастить добрых и мудрых детей, для тех, кто еще помнит и благодарит своих родителей.

Актриса Кристина Асмус: "Готовясь к роли, я знакомилась с письмами фронтовиков".

- Играла Галю Четвертак (прежде этой роли была актриса Екатерина Маркова - Авт.). Сегодня современному поколению сложно объективно рассуждать о том, что такое подвиг. Ценности стремительно и губительно меняются. Мы постарались снять честное кино о судьбах тех, кто отдал свою жизнь в жесткой схватке с фашизмом. Eсли наш фильм сможет хотя бы заставить задуматься о ничтожности проблем в сравнении с хрупкостью человеческой жизнью и том, как велик наш народ, то мы все делали не зря. Готовясь к роли, я знакомилась с письмами фронтовиков. Каждое читала больше часа, хотя некоторые состояли всего из нескольких строчек. Ком стоял в горле... они пронизаны такой болью и отвагой, отчаянной и бесстрашной любовью к своей стране и всем людям. С такой горячностью народ писал о вере в светлое будущее детей и внуков, что наш прямой долг помнить и чтить их героизм.

Актриса Агния Кузнецова: "Я беспрекословно подчинялась Ренату Давлетьярову".

- Играю Соню Гуревич (в первой экранизации роль играла Ирина Долганова - Авт). Я, как и Соня, натура поэтическая: с детства выигрывала все конкурсы чтецов. Я не такая спокойная, не такая воспитанная, не такая сдержанная, как героиня повести. Но вообще играть ее было интересно: у нее только-только первая любовь, первый раз поцеловалась, а ей уже на фронт идти. Очень сложно играть чистоту и наивность. Облачаться в форму помогали костюмеры, но сейчас могу за минуту одеть ее.

Во время съемок на болоте построили искусственные острова из досок, деревьев и тины. Когда Петя Федоров (играет старшину Васкова - Авт.)  нас на этот остров затаскивал, я руку проткнула о доску. В сценах перестрелок не участвовала, мою героиню быстро убивают. Вспоминая о съемках и сейчас чувствую запах земли, мха и сена, что был в землянках. 
Съемки любого фильма это процесс подчинения режиссеру. Я беспрекословно подчинялась Ренату Давлетьярову. Хотя, в бане я в самый ответственный момент успела закрыться веником. Но это не испортило кадр, все вышло естественно.

Первый зампред комитета Госдумы по культуре, советская и российская актриса театра и кино Елена Драпеко:

- Когда начали снимать, я пожелала Ренату Довлатьярову успеха, так как еще помню постановку спектакля на Таганке Юрия Любимова, который был награжден госпремией. На базе произведения Бориса Васильева были две спорящие версии: в фильме режиссера Станислава Ростоцкого, где снималась, из девушек, которые мечтали о любви и счастье, выросли защитники Родины и герои, а в спектакле мы видели девочек, которых перемолол страшный великий Молох войны. Возможно, Ренат Довлатьяров нашел в повести какой-то еще неожиданный поворот. В этом ничего удивительного нет, ведь существуют же пять киноверсий Анны Карениной.

Актриса Софья Лебедева: "Для меня сложнее всего было подстричься"

- В фильме играю Лизу Бричкину (ранее в этой роли снималась Елена Драпеко - Авт.). Парадокс, но до института играла Женю Комелькову в театре в родном городе, потом на поступлении читала отрывок, сейчас вот Лиза Бричкина (улыбается). В Лизе так много всего: какая-то ''неискушенность'' в жизни,  влюбчивость, доброта и готовность помочь. Думаю, еще какое-то внешнее и внутреннее одиночество. Ведь у Лизы и подруг-то почти никогда не было, заменой всему - строгий отец. С жизненными событиями, катастрофами и всплесками она справляется сама, внутри себя -  перебарывает и смиряется.
Всегда думала о войне как-то глобально и обще, а тут… Истории, как, например, девушка украсила свою винтовку фиалками, за что получила 3 наряда вне очереди, как люди в 19 лет становились уже седыми... Когда изучала воспоминания людей, прошедших войну, плакала... потом долго сидела и смотрела в одну точку, не могла ничего делать...ничего вообще.
Для меня сложнее всего было подстричься...я всегда носила длинные волосы.  Смерть Лизы была для меня очень интересным актерским опытом. Происходило это в реальном "полуживом" болоте, было много дублей. Мне кажется, что еще около месяца потом я находила на себе тину и болотные "приветы".

В эту секретную воинскую часть, перед войной, призвали порядка 400 девушек, которые "слушали" небо

Из воспоминаний о съемках первой экранизации повести "А зори здесь тихие" Елены Драпеко:

- Наш фильм был снят в монохроме, в то время, когда уже были цветные фильмы. Режиссер Станислав Ростоцкий снимал "Зори здесь тихие" на черно-белую пленку, а на фабрике ее окрашивали в тона. У зрителя создавалось ощущение, что они смотрят документальный фильм, но оттенки создавали настроение. Все сцены с девочками были окрашены в теплые тона, а там где появлялись фашисты кадры становились серыми, холодными, отталкивающими. Это было так органично, что никто это не замечал. Мало кто знает и о том, что фильм снимался по заранее написанным мизансценам. Художник Сергей Серебреников заранее сделал раскадровку всего фильма, и потому каждый его кадр можно распечатывать, и вешать на стенку. Именно потому фильм получил столько премий, и стал произведением искусства.

Лиза Бричкина была для меня человеком другой социальной среды. Я ведь была офицерской дочкой: выросла в военном городке, в музыкальной школе на скрипочке играла, потом театральный институт, поэтические объединения. В фильме мне веснушки нарисовали, курносость мою подчеркнули, над говором и походкой мне пришлось поработать. Режиссер Станислав Ростоцкий приводил к нашему костру фронтовиков, приезжал Борис Васильев на съемки, военным консультантом был герой СССР генерал-лейтенант Николай Осликовский. Потому в фильме все правдиво. И пожалуй главное: фильм снимался по повести Бориса Васильева, а он написал ее по подлинным историям, которые имели место в карельской тайге. И сегодня в Карелии существует радиотехническая бригада противовоздушной обороны, где служили эти девочки. Этой части больше 80 лет, и она до сих пор охраняет небо от Мурманска до Тихвина. Есть там замечательный музей, в котором Борис Васильев, и нашел сюжет для своей повести. Действительно, в эту часть перед войной призвали порядка 400 девушек, которые "слушали" небо. Они были рассредоточены с оборудованием в лесах небольшими группами. Этим пользовались белофинны, которые нападали на них ночами, и вырезали. В этой части и сейчас служат девушки, которые похожи на героинь нашего фильма. Кстати, именно они в 1987 году посадили истребителями на Кольском полуострове Боинг.

Сегодня, вспоминая те съемки, признаюсь: страшно было не в болоте тонуть, а когда рядом с тобой стреляют в небо из спаренных пулеметов. Грохот был такой, что по тревоге поднялась ближайшая пограничная застава.