2016-08-24T02:11:50+03:00
Комсомольская правда

«Мефисто»

Еще одна громкая премьера нашего театрального флагмана - МХТ им. Чехова, это спектакль по знаменитому роману Клауса Манна, поставленный режиссером Адольфом Шапиро
На сцене Художественного театра актера Хендрика Хофгена играет Анатолий КравченкоНа сцене Художественного театра актера Хендрика Хофгена играет Анатолий КравченкоФото: РИА Новости

«Мефисто. История одной карьеры» - рассказ о необратимой метаморфозе талантливого артиста в условиях тоталитаризма. Актер из Гамбурга Хендрик Хофген амбицозен, одарен и полон идей. Он намерен добиться славы, денег и признания. Но за успех он продает свою душу нацистам...

Этот роман, написанный в 1936 году, был для автора слишком личным, кровным - «портретным», как упрекал Клауса Манна его отец, нобелевский лауреат Томас Манн. В 20-х годах Клаус дружил с безумно талантливым красавцем актером Густафом Грюндгенсом, женившемся на его сестре. Грюндгенс, чьей коронной ролью на сцене был бес обольщения в «Фаусте», к изумлению, ужасу и отчаянию Манна, ради возвышения и славы прямиком пошел в удушающие объятия Геринга, став «обезьяной власти»...

Есть знаменитый фильм Иштвана Сабо, где главную роль играет Клаус Мария Брандауэр. Фильм, который у нас иногда показывают по заповедному каналу «Культура», более известен, чем книга. Так что сравнения спектакля и кино неизбежны. В спектакле нет фашистских эмблем, хотя он исторически конкретен. Все песни звучат на немецком, хотя сюжет вполне вневременной: диктаторы всех времен и народов любят ручных кумиров.

На сцене Художественного театра актера Хендрика Хофгена играет Алексей Кравченко. Его герой голоден до славы и азартен. Он живуч и грубее сколочен, чем его кинопредшественник. Он в чем-то даже идеалист: его мысли и чувства подчинены только сцене. Да и зрители поначалу погружены в двойной театр: смотрят на происходящее как будто из-за кулис, а сцена про новый театр, где нет барьера между актером и зрителем, разыгрывается прямо в партере. В первом акте на сцене все подчеркнуто театрально и декоративно (художник - Мария Трегубова). Многослойные занавесы-портьеры, зеркало в гримерке с гигантскими цветами на оправе, ванна, как символ богемной жизни, короны и кафтаны. Во втором действии нет и в помине всей этой игривости. Ховген решает вернуться в Германию, «я всего лишь актер, я всего лишь хочу играть», - оправдывается он перед тенями своих женщин и друзей в неуютном, просматриваемом насквозь пространстве сцены, где вместо прошлых вольностей теперь одинаковые стулья, среди которых теперь происходят и репетиции, и банкеты, и аресты. Кого-то Ховген, уже директор Государственного театра (как и реальный зять Манна), пытается спасать, пока власть не цыкнула, указав на место его же словами – «ты актер». Условного нацистского бонзу колоритно играет Николай Чиндяйкин. Сравнивая с фильмом, скажем: этот бонза – наш бонза, с пацанским налетом вчерашнего братана, страшный бульдозерной хваткой, а не адской проницательностью его киношного собрата. Да собственно, здесь все персонажи родных отечественных окрасов. Или это так кажется – от того, как органично вписался классик в нашу жизнь? Не только Манн, конечно. Еще больше ожили, актуализировались наши великие - Пушкин, Достоевский, Булгаков, Салтыков-Щедрин, все что они написали вчера, еще острее звучит в нашем «сегодня» на сценах наших лучших театров. Наверное, так и должно быть в эпоху борьбы за чистоту духовных скреп?

В ролях: Алексей Кравченко, Николай Чиндяйкин, Станислав Любшин,, Яна Гладких, Юлия Снигирь, Александра Ребенок, Артем Быстров, Андрей Бурковский, Елизавета Мартинес Карденас и другие актеры

Ст. м. «Театральная», Камергерский пер., 3

6, 15, 27 июня

Цена билетов: 500 – 3000 руб.

ИДЕМ НА ЧЕХОВ-ФЕСТ:

Театр им. Маяковского

«Плоды просвещения»

Это отнюдь не реконструкция знаменитого спектакля Петра Фоменко, учителя Карбаускиса. Хотя и «цитаты», и актеры из прошлой постановки будут. Это самая «густонаселенная» премьера 2015 года - здесь в утренней суматохе богатого московского дома снуют слуги, беспрерывно звонят в дверь посетители: артельщик от Бурдье с платьем для молодой барыни, любопытный Сахатов, непутевый буфетчик, элегантный доктор. К завтраку спускаются и хозяева дома, чтобы в очередной раз погрузиться в разговоры о медиумах, спиритизме и сеансах. Череда визитов продолжается…

Режиссер - Миндаугас Карбаускис

В ролях: Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Татьяна Аугшкап

Ст. м. «Арбатская», ул. Б.Никитская, 19/13

29 мая, 4 июня

Цена билетов: от 500 руб.

Театр им. Вахтангова

«Евгений Онегин»

Одна из лучших, а может, и самая лучшая постановка Пушкина в мире. И не потому что Онегиных тут сразу два, а потому что спектакль освобождает из хлама штампов и омертвелых воспоминаний живой смысл и увлекательную полифонию романа.

Режиссер: Римас Туминас

В ролях: Сергей Маковецкий, Ольга Лерман, Людмила Максакова,

Ст. м. «Смоленская», ул. Арбат, 26

2 июня

Цена билетов: от 700 руб.

Театр им. Пушкина

«Мера за меру»

Великая пьеса Шекспира, как всякий отличный триллер и как сама жизнь, является и комедией, и трагедией одновременно. Внезапные повороты событий в истории бурлящего города, грешного герцога, раздираемого собственной подлостью управленца и целеустремленной монашки изменят ваши взгляды на людскую природу.

Режиссер - Деклан Доннеллан

В ролях: Андрей Кузичев, Александр Феклистов

Ст. м. «Пушкинская», Тверской б-р, 23

17, 18 июня

Цена билетов: 800 - 3000 руб.

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 
Читайте также