Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды1 июля 2015 15:40

Полный игнор

Ни в одной из конкурсных секций фестиваля в Карловых Варах в этом году не будет показано ни одной российской картины
Песнь песней.

Песнь песней.

Открывающийся 3 июля Карловарский фестиваль проводится в этом году в 50-й раз, и гостям, как всегда, будет чем на нем поживиться. Будет вполне достойная конкурсная программа — с новыми лентами актуальных режиссеров Дитера Брюггемана («Крестный путь») и Флориана Щербана («Хочу свистеть — свищу»), оба — недавние лауреаты Берлинале. Будет мировая премьера очередного свершения Ким Кидука. Будет, как всегда, огромная, отлично составленная панорама лучшего независимого кино. Будет Ричард Гир на открытии и хит из Санденса как финальный аккорд. Будет огромное количество приглашенных кинематографистов, фильмов и вечеринок. Не будет только ни одной российской картины ни в одной из конкурсных программ, а в Карловых Варах их целых четыре.

Нельзя сказать, что хоть кто-нибудь, кроме нас, это заметит. Мировое киносообщество не будет сильно переживать по этому поводу. Нравится нам это или не нравится, Россия остается абсолютно маргинальной точкой на кинематографической карте мира (речь не идет об отдельных авторах — Сокурове, Звягинцеве, Германе-младшем, Серебренникове, которых можно пересчитать по пальцам и фильмы которых всегда найдут себе фестивальную площадку). Невозможно представить себе крупный кинофестиваль не только без американского, но и без французского, итальянского, даже румынского кино. Без российского — легко и свободно. Тому есть много причин, но сегодня очевидно, что и без того мало кому нужное российское кино стремительно маргинализирует политический контекст.

Как известно, Каннский фестиваль в этом году не включил ни в одну из своих программ ни одной полнометражной российской премьеры. Карловы Вары последовали их примеру — кто-то подсчитал, что впервые за последние 20 лет. Не нужно недооценивать этот факт: фестиваль в Чехии - настоящая мекка восточно-европейского кино, солидное мероприятие европейского масштаба, одна из важнейших индустриальных площадок, в международной табели о рангах стоящая гораздо выше ММКФ. Бывали годы, когда отечественное кино не попадало здесь в основную конкурсную программу, но оно всегда было достойно представлено и в параллельных секциях, и в трех других конкурсах - «К востоку от Запада» (где соревнуются фильмы стран бывшего соцлагеря), «Форуме независимых» и документальном.

При этом нельзя сказать, что российское кино не произвело ничего такого, что не могло бы тягаться с творчеством, допустим, дебютанта из Косово. Среди наиболее очевидных кандидатов в главный конкурс — новые фильмы Василия Сигарева «Страна ОЗ» и Александра Котта «Инсайт». Сигарев был в здешнем конкурсе со своим великолепным «Волчком» (правда, призов не получил). «Инсайт» и вовсе в прошлом году участвовал здесь в программе международного питчинга, а фестивали обычно отслеживают «свои» проекты. И если блестящий новый фильм Сигарева — все-таки очень российская фантасмагория, мало понятная остальному человечеству, то новый фильм Котта (возможно, у него лучший) — абсолютно европейская, универсальная мелодрама о любви, которая в состоянии не только сделать человека счастливым, но и убить его. Абсолютно внятное, хорошо сделанное, конкурентоспособное кино.

В том, что ни Сигарева, ни Котта не взяли в конкурс, трудно не усмотреть влияние «большой политики». При этом трудно иметь что-то против включения украинского фильма «Песнь песней» Евы Нейман по мотивам Шолом-Алейхема. Или неигровой украинской картины «Живой огонь» Остапа Костюка в документальный конкурс. Непонятно одно: почему наличие украинского кино должно исключать российское? А также почему замечательный советский режиссер Лариса Шепитько, которой фестиваль благородно посвящает в этом году ретроспективу, названа в пресс-релизе «режиссером с ирано-украинскими корнями»?

Налицо и, осторожно скажем, крайняя леность отборщиков, отвечающих за внеконкурсные программы: туда тупо перенесли картины, ранее показанные в Берлине (первый калмыцкий фильм «Чайки» Эллы Манжеевой и «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой) и в Венеции («Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского). Попыткой как-то сгладить игнор русского кино в конкурсе является приглашение для работы в жюри двух российских кинематографистов нового поколения: Ангелина Никонова и Иван И. Твердовский показывали свое кино в Карловых Варах в прошлом году, когда политическая ситуация была совсем иной.