Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Экономика25 августа 2015 9:09

Как быстро удастся вывести рубль из пике?

Пять наивных вопросов о курсе российской неустойчивой валюты
Евгений БЕЛЯКОВ, Софья РУЧКО
Мы все боялись, но втайне надеялись, что этого не произойдет. Но это случилось - цена на нефть в понедельник обновила исторический минимум.

Мы все боялись, но втайне надеялись, что этого не произойдет. Но это случилось - цена на нефть в понедельник обновила исторический минимум.

Фото: REUTERS

Цена на нефть в понедельник обновила исторический минимум. Да еще какой - таким дешевым «черное золото» не было с кризиса 2008 года (ниже $44 за баррель). Рублю ничего не оставалось, как снова упасть. Доллар превысил отметку в 70 рублей, а евро подорожал до 81 рубля. Что происходит и чего ждать дальше?

1. Остановится ли падение цен на нефть?

Как говорят все аналитики, в последнее время рубль ходит на коротком поводке с нефтью. И от этого все беды. В том числе и предстоящие.

- В ближайшее время нефть, скорее всего, продолжит падение, - считает доктор экономических наук Никита Кричевский. - «Дно» явно окажется ниже $40 за баррель. Значит, рубль будет дешеветь и дальше. Другой вопрос - как долго это будет продолжаться. На него сейчас никто не сможет ответить.

Ситуация на сырьевом рынке действительно ухудшается. Основная причина падения цен - нефти в мире производится больше, чем потребляется.

- Страны ОПЕК нарастили добычу до максимального уровня за 7 лет – 32,5 млн баррелей в сутки, - подсчитала аналитик ГК Forex Club Ирина Рогова. - А Саудовская Аравия на фоне рекордной добычи еще и увеличила экспорт на 6,2%. Плюс ко всему Иран готовится нарастить объемы экспорта в случае снятия с него санкций.

Казалось бы, зачем наращивать добычу, если цены и так падают?! Не логично получается. Объяснение простое - экспортеры нефти стали конкурировать друг с другом за долю на рынке. Что называется, теперь каждый сам за себя. Тот, кто отвоюет у коллег по цеху крупный кусок пирога, в будущем (когда цены вырастут) сможет получить больше прибыли. Тем не менее на фоне плохой ситуации в экономике Китая, который является основным покупателем нефти в мире, никто не берется предсказать, когда цены на сырье снова начнут расти.

2. Причем здесь Китай?

Он «перегрелся». Так кратко характеризуют ситуацию в Поднебесной эксперты. Многие считают, что там долго надувался «мыльный пузырь» на фондовом рынке (и не только), который теперь с треском лопается. Китайская биржа падает несколько недель подряд. И обвал на рынках очень скоро может перекинуться на всю китайскую экономику. А она, между прочим, самая крупная в мире. И давно считается локомотивом всей мировой экономики. Если двигатель сломается, последствия предсказать сложно. Но они явно не будут позитивными.

- Китай является основным покупателям сырья – энергетического и неэнергетического, говорит Евгений Надоршин, главный экономист «ПФ Капитал». - Поэтому любые проблемы в Китае являются угрозой снижения спроса на сырье. Все это – основание для снижения стоимости нефти. И, соответственно, рубля.

Причем речь не только о нефти. Инвесторы по всему миру сейчас пытаются спасти свои сбережения. Два стандартных «островка стабильности» в любые кризисы - это доллар и золото. В 2008 году, как помните, именно они росли в цене на фоне падения всех остальных финансовых инструментов. Вот и сейчас дорожают ко всем мировым валютам и другим активам. Естественно, это еще один фактор, который давит и на наш рубль.

3. Во всем виноваты санкции?

Торговые и кредитные ограничения, которые ввели против России страны Запада, конечно, повлияли на курс рубля. Но это скорее второстепенный фактор. Во второй половине года российским компаниям нужно погасить $66 млрд. зарубежным кредиторам. Но с середины лета часть этих платежей уже прошла.

- Факторы, влияющие на рубль и тянущие его вниз, остаются очень сильными, - говорит Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации. - Нефтяная зависимость у России, к сожалению, еще очень высокая. Но я очень надеюсь, что компании уже расплатились с большей частью долга. А все остальное - это некая накопленная инерция падения рубля. Другими словами, из-за санкций спрос на доллары внутри страны повысился, но не так сильно, чтобы привести к такой резкой девальвации, которую мы видим сейчас. И есть вероятность, что если нефть стабилизируется, рубль перестанет падать.

4. Почему Центробанк России ничего не делает?

Конечно, по закону, именно Центробанк отвечает за устойчивость курса национальной валюты. Но с него теперь взятки гладки. Руководство ЦБ год назад убедило правительство, что рубль должен быть плавающим. Мол, так и экономике полезнее, и за валютные резервы не страшно.

С точки зрения бюджета логика в этом действительно есть.

- Прелесть плавающего обменного курса в том, что рубль сейчас выступает в качестве антикризисного буфера, - поясняет Том Левинсон, старший стратег по валютам Sberbank CIB. - Судите сами, цена на нефть в долларовом эквиваленте упала более чем на 60%, но в рублях баррель подешевел только на 20%.

Как итог, доходы казны просели, но не так сильно. Экспортеры продают нефть, газ и металлы за доллары, а потом обменивают их на рубли, чтобы заплатить налоги. При низком курсе местной валюты рублей в казне получается больше. И за счет этого можно сбалансировать доходы и расходы бюджета.

Тем не менее, когда курс рубля падает, это плохо отражается на инфляции. Она растет, потому что мы покупаем много импортных товаров. Да и для экономики это не очень хорошо. Инвесторам становится выгоднее спекулировать на бирже, чем вкладывать средства в строительство новых предприятий.

- Центробанк мог бы потратить часть резервов для поддержания курса рубля, - считает Евгений Надоршин. - Но я думаю, что если бы такое желание у регулятора было, он сделал бы это еще в начале лета, когда рубль уже начал дешеветь. Вероятно, Центробанк не видит перед собой такой цели.

5. Что будет дальше?

А вот на этот вопрос сейчас точно не сможет ответить никто. Потому что лихорадит рынки во всем мире. И куда выведет эта кривая, совершенно не ясно.

В руках у ЦБ есть только косвенные возможности. Например, они могут проводить валютные аукционы. То есть, давать в долг доллары и евро компаниям и банкам, которым они нужны для выплаты внешних долгов. Сейчас в кубышке ЦБ лежит порядка $360 млрд. Этого вполне достаточно, чтобы стабилизировать курс.

Еще одна возможность, которая есть у ЦБ, - это повышение ключевой ставки. В конце прошлого года этот механизм, пусть и с задержкой, но помог. Как будет в этот раз, предсказать сложно.

- Я лишь вздрогну, а не зарыдаю, если Банк России вдруг опять решит повысить ключевую ставку или бросит парочку миллиардов на валютный рынок, как матросы – бочку с жиром, чтобы успокоить бушующее море, - рассуждает известный экономист Яков Миркин. - А потом оно, как пишут в романах – мы все их читали, полеживая на диване – забушует снова «с удвоенной яростью».

Прада, не все экономисты рассуждают с таким пессимизмом. Нынешняя ситуация, конечно, тревожная, но всегда есть и позитивные сценария развития.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Никита Кричевский, доктор экономических наук:

- Текущие значения доллара и евро к рублю, конечно же, не отражают состояние российской экономики, они неадекватны текущему положению. Но раз уж правительство решило привязать курс доллара и евро по отношению к рублю к цене на нефть, то нужно понимать, что в ближайшее время нефть, скорее всего, продолжит свое падение, а это значит, что рубль будет слабеть и дальше. Как долго это будет продолжаться, вопрос открытый, потому что, с одной стороны, но падение цен на нефть, очевидно, будет на уровне ниже 40 долларов за баррель, с другой стороны, дополнительных доходов, особенно экспортных доходов бюджета российских компаний не предвидится и связано это с плачевным состоянием российской экономики.

Михаил Делягин, экономист:

- Говорить о черном понедельнике – это некоторый оптимизм, потому что подразумевается, что за черным понедельником наступит относительно спокойный вторник. К сожалению, факторы, влияющие на рубль и тянущие его вниз, остаются очень сильными и очень существенными. С одной стороны, нефть беспрецедентно подешевела, а нефтяная зависимость Российской Федерации несомненна. Второй фактор – у нас в сентябре предпоследний пиковый год по внешним долгам. Последнее будет в декабре. Я очень надеюсь, что те, кто должен был заплатить до сентября, они купили валюту для этого в августе и августовское падение рубля было во многом вызвано их активностью, а дальше имеется некоторая накопленная инерция падения рубля.

Майя Ломидзе, Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР):

- Понятно, что такой резкий скачок, о котором, правда, СМИ предупреждали еще в выходные, что он будет в понедельник, понятно, что он отразится на динамике продаж и до стабилизации, а есть все-таки надежда, что курс стабилизируется, может быть, в течение этой недели, до стабилизации количество бронирований сократится. Люди будут выжидать. В каком объеме произойдет это сокращение, пока сказать очень сложно, но то, что снижение будет, это совершенно очевидно.