Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Экономика9 ноября 2015 22:00

Как мы открывали собственную кофейню. Часть 3

Наши корреспонденты продолжают ставить предпринимательский эксперимент [видео]
Мебель для кофейни Рукобратский (слева) и Беляков сами собирали, сами же и красили. Так для экономики нашего маленького предприятия выгоднее.

Мебель для кофейни Рукобратский (слева) и Беляков сами собирали, сами же и красили. Так для экономики нашего маленького предприятия выгоднее.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Часть 1

Часть 2

В прошлых публикациях наших дневниковых записей мы торжественно сообщили, что хотим на собственной шкуре испытать все мучения российского бизнесмена. Для этого мы решили открыть собственную кофейню, но тут же столкнулись с тем, что не могли найти подходящее место. Вот уже полгода, как Беляков стал гордо именоваться индивидуальным предпринимателем, а бизнес мы так и не открыли... Но как никогда близки к этому!

ПОИСК МЕСТА

Помните, мы рассказывали про наши мучительные переговоры с менеджерами по аренде различных офисных и торговых центров. Так вот, они закончились ничем. В 8 случаях из 10 нам просто отказывали. В оставшихся стоимость аренды превышала все наши бизнес-планы. Отдавать по 150 - 200 тысяч рублей в месяц за 5 - 6 квадратных метров показалось нам слишком жестким условием. Тем более что в большинстве торговых центров просили предоплату за три месяца вперед (а кое-где привязывали стоимость аренды к курсу доллара). Нереально! Пришлось идти на серьезный компромисс...

- Если хотите, у нас есть место на 4-м этаже, - позвонили нам первые арендодатели. - Оно не очень проходное, зато в разы дешевле, чем внизу.

Рисковать большими деньгами, уходя в крупный торговый центр, нам не хотелось.

- Здесь, даже если посетителей будет кот наплакал, мы сможем хотя бы в ноль сработать. Либо убытки будут минимальными. - Беляков, натужно улыбаясь, как всегда, пытался найти плюсы.

- Ну кто к нам придет? Это же надо на лифте подниматься... Всем лень будет! - был более пессимистичен Рукобратский и театрально хватался за голову.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ФРАНШИЗЫ

Напомним, свой бизнес мы купили по франшизе. Беляков наивно полагал, что это синоним all inclusive. Мол, заплатили денег, получили оборудование, открылись и стали получать прибыль. Как бы не так! Еще раз прочитав договор, мы поняли, что юрист был прав. В нем говорится только о том, что владелец франшизы передает ее покупателю некие ноу-хау. О конкретных обязательствах не говорилось ни слова. Это мы поняли после того, как кофемашину нам посоветовали искать... в Яндексе.

- За что мы отдали 150 тысяч?! Нас обманули (вольный перевод с матерного. - Ред.), - кипятился Рукобратский.

Тем не менее общий язык с владельцами франшизы мы все же нашли. Они дали контакты проверенных поставщиков, с которыми мы договорились об аренде и обслуживании оборудования. Покупать кофемашину не стали принципиально (самая дешевая из профессиональных стоит более 100 тысяч рублей). Такие капитальные затраты нам точно ни к чему.

А дальше пошли дополнительные расходы - нужно было оплатить производство, доставку и установку стойки, за которой будет работать бариста (человек, который варит кофе). Плюс закупка мебели и расходных материалов (кофе, стаканчики, сиропы и прочее). Арендодатель дал нам льготную ставку аренды, но с условием, что мы сделаем косметический ремонт в помещении, где будет находиться наша кофейня. Пришлось согласиться, но наши денежные запасы таяли на глазах. А отдачи не было. Подрядчик, который делал нам стойку, затянул на два месяца, а сезон отпусков обескровил наши банковские карточки...

В итоге даже Беляков, который по природе своей «финансовый хомяк», потратил всю свою заначку. И решил залезть в кредит, чтобы не затягивать процесс. Хорошо, что наемным работникам кредит взять куда проще, чем предпринимателям. Осталось только отбить вложенные деньги и банковские проценты.

Название нашей кофейни - «Счастливый день». Вполне себе позитивный бренд!

Название нашей кофейни - «Счастливый день». Вполне себе позитивный бренд!

ХОРОШО БЫТЬ ХЕДХАНТЕРОМ

Читатели в комментариях советовали нам самим встать за стойку. Мол, такой маленький бизнес не выдержит наемного труда. Но выбора у нас нет - бросать работу в редакции никто из нас не захотел. Поэтому стали искать баристу.

Набирать сотрудников оказалось довольно просто. Посмотрели на одном из рекрутинговых сайтов, сколько обычно платят такого рода специалистам. Там же создали объявление о поиске сотрудника. В ближайшую неделю мы получили два десятка резюме. Мы и не думали, что столько людей сейчас ищут работу...

- Кого будем звать: мальчиков или девочек? - спросил Беляков, просматривая резюме соискателей.

- Конечно, девчонок! Будут флиртовать с мужчинами и впаривать им круассаны! - предложил Рукобратский.

- Но у нас же коллектив в основном женский... - резонно заметил Беляков.

- С ними будут маникюр и диеты обсуждать!

В общем, решили посмотреть и тех, и других. Кого-то отсеивали сразу, даже без звонка. Стоило посмотреть на профиль человека в социальной сети, и сразу было понятно - хотим мы его принимать на работу или нет. А найти человека там - дело двух минут, особенно если знаешь ФИО и дату рождения.

- А ведь круто быть работодателем, - задумчиво-восхищенно рассуждал Беляков после нескольких звонков соискателям. - Ты даешь им работу и надежду на лучшее будущее...

- Ага, а нам придется им зарплату платить, налоги, страховые взносы и отпускные. Жаль, что рабство отменили, - не менее задумчиво сказал Рукобратский.

После нескольких собеседований мы выбрали одного баристу. Предпочтение отдали тому, у кого уже был опыт работы. Чтобы он делал лучший кофе в районе!

СЧЕТ В БАНКЕ

Чтобы вести белый бизнес, нам был нужен расчетный банковский счет. Так мы могли проводить через него безналичные операции. Ну и платежный терминал не помешает. Кофеманы в Москве через одного наличных в карманах не носят, карточкой расплачиваются.

- Приносите с собой все документы и выписку из налоговой, что вы все заплатили, - пояснили в одном крупном банке. - В течение пяти дней рассмотрим вашу заявку.

- Но я еще ничего не платил, мы даже не открылись... - оправдывался Беляков.

- Тогда все равно принесите справку, что вы еще ничего не платили.

И зачем эта ненужная бюрократия?!

По совету знакомых выбрали специальный онлайн-банк для предпринимателей. Беляков заполнил анкету на сайте - и уже через несколько минут у нас были реквизиты счета. Проверка заняла всего один день. Курьер привез договор и пластиковые карты, привязанные к счету, прямо в офис, чем сэкономил нам массу времени.

Платежный терминал мы заказали в том же банке. Стоил он, как плазменный телевизор или хороший холодильник (30 тысяч рублей). Естественно, взяли в рассрочку на год, чтобы не отдавать всю сумму сразу.

При этом тарифы на эквайринг (это возможность проведения безналичных платежей. - Ред.) тоже кусачие. В среднем 1,5 - 2%. То есть, если клиент покупает кофе за 100 рублей, расплачиваясь картой, на счет предпринимателя капает всего 98 рублей. Оставшиеся два рубля идут банку - за сервис. И сократить эти расходы никак нельзя.

И наконец, банку надо каждый месяц платить за расчетно-кассовое обслуживание. Даже если нет никаких доходов...

О том, как мы дегустировали выпечку для нашей кофейни и почему в первый же день работы у нас сломалась кофемашина, - в ближайших номерах.