Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Общество29 ноября 2015 21:57

Рязанов наполнил особой теплотой все, что в XX веке заставляло трепетать русское сердце

Наш колумнист - о любимом режиссере миллионов россиян [видео]
Рязанов наполнил особой теплотой все, что в XX веке заставляло трепетать русское сердце

Рязанов наполнил особой теплотой все, что в XX веке заставляло трепетать русское сердце

Фото: РИА Новости

Из московской клиники, куда экстренно был госпитализирован Эльдар Рязанов, пришла печальная весть: любимый режиссер миллионов россиян умер.

Ранее сообщалось, что он находится в реанимационном отделении. В воскресенье врачи подключили его к аппарату искусственной вентиляции легких.

Мы писали, что Эльдара Александровича положили в больницу больше недели назад, состояние его здоровья было очень тяжелым. Доктора выявили скопление жидкости в легких, их 88-летний пациент с трудом дышал.

САМЫЙ НАРОДНЫЙ РЕЖИССЕР Когда для серии «Великие советские фильмы» штаб «Комсомолки» собирал топ-сто главных картин национального проката, самым народным автором внезапно оказался не Гайдай (как по умолчанию предполагалось), а Рязанов. В первую сотню стопроцентной советской киноклассики без колебаний и разногласий попали сразу шесть его картин. Шесть квинтэссенций народного духа, обязательных фрагментов национальной матрицы.

Русская работающая женщина - «Служебный роман».

Русское криминальное правдолюбство - «Берегись автомобиля».

Русская слабость к шальным деньгам - «Жестокий романс».

Эльдар Рязанов на съемочной площадке «Жестокого романса» с Ларисой Гузеевой и Никитой Михалковым. 1983 год. Фото: RUSSIAN LOOK

Эльдар Рязанов на съемочной площадке «Жестокого романса» с Ларисой Гузеевой и Никитой Михалковым. 1983 год. Фото: RUSSIAN LOOK

Задорная слава русского оружия - «Гусарская баллада».

Русский Новый год, в который происходит самая разная чертовщина, вплоть до волшебной встречи с польской панночкой - «Ирония судьбы».

Ну, и «Карнавальная ночь», куда без нее.

А ведь были еще «Гараж», «Вокзал для двоих», «О бедном гусаре», «Приключения итальянцев в России» - на вторую сотню, если б серию «Великих советских фильмов» продолжать. «Счастливый вы наш», сказал ему Гафт в финале «Гаража», протягивая шапку с черной меткой. В словах было много яда, но заспанный Рязанов его не заметил - и правильно.

Война закончилась через полгода после достижения им призывного возраста, брать не стали. Во ВГИК на режиссуру приняли из школы, чего не практиковали ни до, ни после. Многократно хотели выгнать, но так и не выгнали. В профессию определил небожитель Пырьев, которого нахлобучили в ЦК за нехватку комедий, а под руку попался молодой выпускник-документалист - и еще упирался, но был обложен всякими словами и отправлен снимать «Карнавальную ночь».

«Гусарскую балладу» министерша культуры Фурцева закрывала за оболваниванье образа Кутузова, но дело решил короткий хвалебный очерк в приложении к газете «Известия» главного зятя страны. Фильм вышел в срок - к 150-летию первой Отечественной войны - и обогатил Россию образом поручика Ржевского.

Эльдар Рязанов до последних дней сохранял удивительное жизнелюбие. ФОТО: Фэйсбук Олега Бердюгина

Эльдар Рязанов до последних дней сохранял удивительное жизнелюбие. ФОТО: Фэйсбук Олега Бердюгина

Выигрышной оказалась и комплекция: толстяк с рупором в шапке с помпоном был столь фотогеничен, что Рязанова полюбили интервьюировать на съемочной площадке, а после и пригласили вести «Кинопанораму». Режиссеров в России не принято было знать в лицо - исключение составляли снимающие артисты (оба Быковых, Михалков) и ведущие «Кинопанорамы» Рязанов, Меньшов и Говорухин. Манеру обхватывать себя руками крест-накрест, зажав ладони подмышками, в дальнейшем много пародировали «Веселые ребята». Даже казавшийся жизненным крахом сусловский запрет на «Человека ниоткуда» (название на афише не понравилось) обернулся плюсом: фильм особенного прибытка не обещал, а слава гонимого автора внутри цеха дорогого стоила.

Гайдай ярчайшей кометой сверкнул в начале 60-х «Псом Барбосом» и завершился в конце «Бриллиантовой рукой» (уже к «Ивану Васильевичу» хватало нареканий по части вкуса). Рязанов прогремел в 57-м «Карнавальной ночью» и последний шумный успех снискал в 87-м «Забытой мелодией для флейты». Тридцать лет стабильного пребывания в топе в нашем кино не вытянул никто - разве что учитель Рязанова Ромм (от «Тринадцати» до «Обыкновенного фашизма»). Рязановский фильм стал титульным новогодним хитом и пребывает в этом качестве вот уже 40 лет: по части устоев русские оказались не меньшими традиционалистами, чем англичане. Как и полвека назад, любят овсяное печенье, плавленый сыр, КВН, Пугачеву и «Иронию судьбы». Удостоился двух прижизненных памятников в виде именных кинотеатров: «Эльдар» в Москве и «имени Деточкина» в Киеве (последний был залом советского кино для малоимущих, который в годы беспредела открыла и содержала киевская братва). Без него не было бы народной славы Мягкова, Ахеджаковой, русского гастрольного успеха пани Барби Брыльской и песни «Мохнатый шмель».

Эльдар Рязанов снялся в эпизодической роли в своем фильме (в самолете читает газету)

Эльдар Рязанов снялся в эпизодической роли в своем фильме (в самолете читает газету)

Дмитрий Быков как-то писал, что толстые люди продуктивней худых засчет концентрации массы и энергии и после неудач легче восстанавливают форму. Быкову, конечно, виднее. Многим режиссерам удавалось вернуться в высшую лигу после неудач, но неоднократно такое получалось только у двух толстяков, Рязанова и Феллини. «Сравнил», - возмутятся. Отчего же. Тайная солидарность ордена толстяков известна всему свету - Рязанов цитировал своего любимца Феллини и прочий неореализм в каждой третьей картине. Достаточно сказать, что Ипполит лезет в душ с теми же словами, с которыми забирался в фонтан Треви Мастроянни в «Сладкой жизни». Феллини с ироническим восторгом живописал устои итальянского мира: католицизм, цирк, античность, слабых мужчин и слоновых женщин. Рязанов наполнил особой метафизической теплотой все, что в ХХ веке заставляло трепетать русское сердце: автомобиль, Новый год, пять звездочек, поручика Ржевского и баб возраста «ягодка опять». Десять лет говорим про духовные скрепы - вот это они и есть. Коллектив "Комсомольской правды" искренне соболезнует родным и близким Эльара Рязанова и скорбит вместе со всей страной.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Прощание с Эльдаром Рязановым пройдет в Колонном зале Дома союзов

Тележурналист и продюсер Ирена Лесневская, близкий друг и единомышленник Эльдара Рязанова, сообщила “КП”, что прощание с кинорежиссером пройдет, скорее всего, 3 декабря в Колонном зале Дома союзов (подробности)

В Самаре хотят установить мемориальную доску и создать сквер в память об Эльдаре Рязанове

Племянник Эльдара Рязанова Михаил Копп последний раз общался с дядей около года назад, когда состояние драматурга еще не было столь тяжелым. Раньше Рязанов часто приезжал в гости к Михаилу (подробности)

КОММЕНТАРИЙ ВРАЧЕЙ

Эльдар Рязанов умер от сердечной недостаточности

Медики назвали возможной причиной смерти Эльдара Рязанова сердечную недостаточность. Об этом рассказал журналистам друг семьи режиссера.

«Эльдар Александрович умер в больнице сегодня ночью, предварительно — от сердечной недостаточности», - приводятся его слова (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Эльдар Рязанов: «Пришло время закругляться...»

Самый народный режиссер объявил о прощании с кинематографом в своей новой книге «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги»

«Эту книгу я пишу всю жизнь», - сообщает Эльдар Александрович в авторском вступлении. И это - чистая правда. Первая книга режиссера «Грустное лицо комедии» вышла в далеком 1977 году. С тех пор она несколько раз дополнялась, переиздавалась. И сегодня в книжные магазины столицы поступит финальное издание.

О том, что больше Рязанов ничего не напишет, недвусмысленно сообщает название - «Наконец подведенные итоги». О том, что и снимать кино мэтр не собирается, он сообщает читателям сам. «Комсомолка» с любезного разрешения издательства «ПРОЗАиК» публикует фрагменты книги (подробности)

В ТЕМУ Все фильмы культового режиссера Эльдара Рязанова

Вспоминаем легендарные работы ушедшего из жизни кинематографиста, любимые миллионами россиян... Удивительное наследие Эльдара Рязанова будет жить вечно (подробности)

ВОСПОМИНАНИЯ

«Рожденный быть режиссером»: близкие и коллеги вспоминают Эльдара Рязанова

Одним из первых своими воспоминаниями поделился Максим Андреев, известный кинокритик: "Село Тропарево, церковь архангела Михаила, 1974, кадр из «Иронии судьбы». Эльдар Александрович жил на Юго-Западе, частенько бывал у нас дома (на улице 26 Бакинских комиссаров), очень дружил с мамой, дарил мне на дни рождения сначала игрушки, а на 18-летие – коньяк; и нашу церквушку, и дома Жени Лукашина и Нади Шевелевой снимал рядышком, в родном Тропарево (проспект Вернадского, 125 и 113 соответственно). В девяностые мы глупо поссорились, одно время даже не здоровались, это висело у меня на сердце тяжким грузом, но каждый раз, когда я проходил мимо родной церквушки, мне становилось легче. Как больно, милая, как странно. За расставаньем будет встреча" (подробности)

МНЕНИЕ

Рязанов был человек-вулкан

Наталья БАРАБАШ

В поздние советские времена было три света в нашем киношном окошке. Рязанов, Данелия и Гайдай. Я не знаю, что делала бы советская власть, если бы они не появились. Именно эти трое заряжали весь занимавший тогда огромные территоррии советский народ светлой энергией радости, настоящим, а не картонным оптимизмом, смеховой прививкой от властной тупости. Они были психотерапевты всея Руси (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Как Эльдар Рязанов открывал в Самаре памятник Юрию Деточкину

Эльдар Рязанов родился в Самаре 18 ноября 1927 года, когда его мама гостила у своей сестры в нашем городе. Здесь же, в военном Куйбышеве, в эвакуации в Великую Отечественную войну, Эльдар Александрович провел несколько лет своего детства, учился в одной из самарских школ (подробности)