"Черный ящик" Су-24 оказался серьезно поврежден
Фото: РИА Новости
В пятницу утром в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) прошел брифинг представителей Минобороны "в связи с началом процедуры считывания и дешифрации информации бортовых средств объективного контроля самолёта Су-24М, сбитого 24 ноября 2015 года в небе Сирии истребителем ВВС Турции".
Речь идет о самописце, который в народе называют "черным ящиком", а на языке специалистов именуется бортовым накопителем параметрической информации Бант-32 (-01.-02)". Он хранит последние 25 часов полетной информации, и хорошо защищен от проникающих ударов, перепадов температуры и воды. Но в случае с Су-24, турецкая ракета попала в хвост бомбардировщика, именно туда, где установлен "черный ящик". Его внешняя оболочка оказалась повреждена осколком.
- Россия располагает доказательствами, что сбитый турецким истребителем бомбардировщик Су-24 не нарушал границу, - заявил замглавкома ВКС России Сергей Дронов во время вскрытия "черного ящика". Он напомнил, что опубликованные российским военным ведомством данные объективного контроля так и не были оспорены, а полет Су-24 не представлял никакой опасности для Турции.
Процедура вскрытия "черного ящика" самолета СУ-24М,
Бортовой накопитель вскрыли при помощи слесарных инструментов в лаборатории МАК в присутствии иностранных экспертов в области авиационной безопасности, и под прицелом четырех видеокамер. Когда сняли три оболочки, 6 винтов, удалось добраться до модуля памяти, который представляет собой две платы с 16 микросхемами, которые анализировали полетную информацию. Платы оказались сильно повреждены, а три микросхемы разрушены.
Председатель Комиссии по расследованию авиационного происшествия Николая Примак демонстрирует "черный ящик" самолета Су-24М, сбитого 24 ноября 2015 года в небе Сирии истребителем ВВС Турции.
Фото: РИА Новости
- Похоже, что они все покоцанные, - выдохнул с сожалением технический специалист за кадром прямой трансляции.
Остатки микросхем в присутствии международных экспертов опечатали в сейфе, но обещали позже исследовать на рентгене и при помощи программных средств.
- Комиссия изучит эти микросхемы, и будет держать вас в курсе событий, - сообщил журналистам начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил РФ, генерал-майор Сергей Байнетов.
Повреждения электронной начинки "черного ящика".
Фото: РИА Новости
Повреждения электронной начинки "черного ящика".
Фото: РИА Новости
Окончательный приговор состоянию "черного ящика" обещали вынести к понедельнику.
Этот самописец был обнаружен 8 декабря бойцами сирийской армии на склоне горы Азер, что в пяти километрах от Турции. В скором времени министр обороны России Сергей Шойгу продемонстрировал его президенту России Владимиру Путину, который поручил вскрыть его в присутствии международных экспертов и журналистов.
- Насколько я понимаю, параметрический самописец даст нам возможность точно понять всю траекторию движения Су-24 с момента его взлета и до момента падения: скорость, высота, все повороты по ходу движения, - сказал президент, и подчеркнул, что, независимо от данных, которые покажет расшифровка, отношение России к Турции не изменится.
Напомним, российский фронтовой бомбардировщик Су-24, принимавший участие в воздушной операции против боевиков ИГ, был сбит с турецкого истребителя F-16 ракетой типа "воздух-воздух" над территорией Сирии 24 ноября. Турецкие бандформирования расстреляли в воздухе пилота бомбардировщика Олега Пешкова (награжден званием Героя России), которому удалось катапультироваться. В ходе спасательной операции погиб морской пехотинец Александр Позынич (посмертно награждён орденом Мужества). Штурман экипажа Су-24М, капитан Константин Мурахтин выжил, и был эвакуирован на авиабазу "Хмеймим".
После вероломного нападения Анкара заявила, что российский самолет якобы вошел в ее воздушное пространство. В Генштабе ВС РФ сообщили, что атакованный Су-24 границу с Турцией не пересекал, что подтверждается данными сирийской противовоздушной обороны. Позже Владимир Путин назвал инцидент с российским Су-24 в Сирии "ударом в спину" и подписал указ об экономических мерах в отношении Турции.
Были запрещены чартерные воздушные перевозки между странами, для россиян закрыли туристический сектор, а с 1 января 2016 года вступит запрет на ввоз в Россию турецких овощей, фруктов и мяса. В минувший понедельник премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу подтвердил, что Турция не собирается извиняться и платить за сбитый бомбардировщик. Очевидно, Эрдоган и дальше будет пытаться сохранить лицо перед своим электоратом.
Недавно основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж, предположил, что Турция сбила российский самолет из-за политических амбиций правящей "Партии справедливости и развития", члены которой потребовали в процессе парламентских выборов (состоялись 1 ноября -ред.) сбивать все воздушные цели, а после выборов приказ отменить просто забыли.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Черный ящик» Су-24 вскрыли перед журналистами
Специалисты Министерства обороны провели публичное вскрытие бортового самописца российского Су-24, который был сбит турецкими истребителями в небе над Сирией. Эксперты подчеркнули, что до этого момента никаких работ с «черным ящиком» не проводили. Он оставался в том же состоянии, в котором его нашли на месте крушения самолета (подробности)
Турция сбила российский Су-24
Горящий шлейф и и силуэт падающего боевого самолета не оставляет сомнений. В этот раз турецкие силы противо-воздушной обороны сбили не беспилотник, а боевую машину. По видео, которое опубликовал телеканал HaberturkTV сложно понять, к какому типу относится рухнувший самолет. Он похож и на Су-24 и на Миг-23. В Сирийских ВВС, к слову, «сушек» нет (подробности)
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Военный обозреватель «КП»: Турция сейчас будет из штанов выпрыгивать, пытаясь доказать нарушение территориального пространства
Ситуацию в эфире Радио «Комсомольская Правда» прокомментировал наш военный обозреватель Виктор Баранец:
- Сейчас нужно успокоиться и заставить турков представить данные объективного контроля, которые бы доказывали их точку зрения. Этот вопрос решается не так быстро. Для этого, безусловно, будет создана комиссия российско-турецкая, которая будет собирать данные с обеих сторон. Самолет, безусловно, наблюдался в небе радиолокационными средствами. И есть отметка на локаторе, которая точно указывает, где в момент инцидента находился российский самолет. Мы затребуем у турецкой стороны данные - каким образом они измеряли нахождение российского самолета в своем воздушном пространстве. И тогда уже будем делать соответствующие выводы. Но что касается турков, они другого и не могли говорить. Это, в общем, ритуальные песни любой стороны, которая отваживается на такой шаг. Посмотрим, что нам предоставит турецкая сторона. Во всяком случае, уже известно, что Россия запросила у Турции немедленно предоставить ей данные объективного контроля (подробности)