«Будущее».
Фото: кадр из фильма
"Будущее" (L'avenir) молодой постановщицы Мии Хансен-Лав - разговорная интеллигентская медитация на темы философии, семьи и свободы. В отличие от предыдущих несовершенных усилий этого инфантильного автора, "Будущее" — по сути, монофильм. Изабель Юппер, играющая профессоршу философии, целиком и полностью держит его на своих хрупких плечах - и этой гравитации достаточно для того, чтобы кино с таким количеством болтовни не только не развалилось, но и смотрелось вполне захватывающе. Юппер, как и любая другая актриса, не в состоянии спасти любое кино, в котором снимается (оба прошлогодних каннских фильма с ее участием были просто ужасными), но здесь режиссёр и актриса как-то нашли друг друга, в результате чего Лав сняла лучший свой фильм на сегодняшний день, а Юппер впервые за долгие годы сыграла достойную себя роль — кажется, со времен прелестной комедии Хонг Сансу «В другой стране».
Ее героиня — из породы людей, которых остановит только пуля. Невообразимо активный организм с потрясающим метаболизмом, которому могут позавидовать марафонцы. Семья, дети, работа, ученики, издательство, квартира, загородный дом, сумасшедшая мать, вызывающая команду пожарников всякий раз, когда не действует ее снотворное... Картина с интересом наблюдает за тем, как у такого гиперактивного человека жизнь последовательно отнимает практически все, что составляет саму материю жизни, материю настоящего. Удобный в сожительстве муж уходит из дома — впрочем, в этом нет никакой драмы, разве только в том, что он забрал с собой нужные книги. Дети уходят, чтобы тоже исступленно рожать своих детей — но таков закон жизни. Малахольная мать умирает — в этом тоже для всех скорее больше плюсов, чем минусов. Издательство коммерциализируется, загородный дом остается мужу, у учеников свои дела. В финале героиня Юппер отдает им даже доставшуюся от маман толстую кошку. И остается совсем одна, с интересом глядя в наступившее будущее. Упиваться полной свободой и осмыслять ее как важную философскую категорию.
«Будущее» — по сути, монофильм.
Фото: кадр из фильма
Еще одна редкая жемчужина в мутных водах берлинского конкурса - китайское "Встречное течение" (Crosscurrent) Янг Чао. Удивительная философская медитация, экзистенциальное "роуд-муви" по мифологической реке времени к истокам жизни и к истокам реальной реки Янцзы с конкретными пунктами остановок, каждому из которых посвящено стихотворение - про карму, судьбу, грех, любовь, смерть... Главный герой — молодой капитан, вставший на капитанскую стезю отца после его смерти, - встречает в каждом порту одну и ту же девушку, которая становится тем моложе, чем ближе судно к истокам реки. Полностью это глубоко поэтическое кино, вероятно, в состоянии оценить и понять только буддист, да и то не каждый. Но любоваться со стороны посторонним не возбраняется.
«Встречное течение».
Фото: кадр из фильма
Невообразимой красоты композиции оставляют позади музеи современного искусства, для которых эта вещь слишком крута и хороша. Малоизвестный на фестивальной арене Янг Чао - ничем не хуже знаменитого небожителя Цзя Джанке, автора главных концептуальных китайских фильмов последнего времени. У Янг Чао углы концепта торчат не так откровенно, а чистой магической силы кино больше в разы.