Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество18 февраля 2016 13:40

Космонавтов хотят снова заставить ходить строем

180 сотрудников ЦПК могут стать военнослужащими
Самолет-лаборатория Ил-76 МКД Центра подготовки космонавтов. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Самолет-лаборатория Ил-76 МКД Центра подготовки космонавтов. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

В год 55-летия первого полета человека в космос пошли разговоры о реформах самого знаменитого звездного института — Центра подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. В распоряжении «Комсомолки» оказались документы из которых следует: руководство ЦПК снова хочет вернуть в Центр военных и, таким образом, возродить конфликт между военными и гражданскими сотрудниками, изводивший космонавтов несколько десятилетий.

В советские годы так сложилось исторически. Сначала подготовка космонавтов была в ведении ВВС, а в первый отряд набирали исключительно молодых летчиков. Но уже через несколько лет после полета Гагарина на орбиту отправились конструктор Константин Феоктистов и врач Борис Егоров. А вскоре свой отряд завела «королевская фирма» - ОКБ-1. Здесь тренировались инженеры. Свой отряд создали врачи — он был на базе Института медико-биологических исследований. В разные годы были отряды и в ЛИИ Громова (пилоты «Бурана»), и на других космических предприятиях. Зарплаты у членов отрядов были разные, возможности — разные. И уже в 80-х годах назначение в экипаж зависело не только и даже не столько от подготовки космонавта, сколько от возможностей предприятия пролобировать своего кандидата. Множество толковых профессионалов не слетали только потому, что за них некому было заступиться.

Эта чехарда — несправедливая, нервная, мешающая работе — продолжалась довольно долго. Только лет десять назад было решено, наконец, создать один отряд и вывести Центр подготовки космонавтов из подчинения Минобороны. Военные тогда с идеей радостно согласились. Никаких оборонных задач Центр не выполнял, боевой единицей не был, зато успешно «сидел» на бюджете военного ведомства, «откусывая» немалую часть денег, которые могли бы пойти на укрепление обороноспособности страны.

Почти два года Центр снимал погоны — шла реогранизация. Сейчас это гражданская структура, подчиняющаяся Росмосмосу. И отряд космонавтов, наконец, один. И космонавты-инженеры не жалуются на то, что их зарплата много меньше зарплат военных коллег, выполняющих такую же работу. Тем более, что большинство инструкторов и научных сотрудников, преданных космонавтике, уволились из армии и остались на работе в Центре.

И вот — в ЦПК снова возвращаются погоны?

- Да руководство ЦПК пытается военизировать Центр, - подтверждает один из самых знаменитых российских космонавтов Геннадий Падалка (он Герой России, пять полетов в космос, на сегодня он землянин, который больше всех прожил на орбите - 878 дней). - Насколько я знаю, подготовлены пояснительная записка к проекту Указа Президента и сам проект Указа об этом. Основной аргумент - «обеспечение выполнения мобилизационно-оборонных задач и специальной летной подготовки космонавтов...» и «выполнение работ в целях обеспечения обороны и безопасности...».

В экипажах, которые готовят сегодня в ЦПК, входят и россияне, и американцы, и европецы

В экипажах, которые готовят сегодня в ЦПК, входят и россияне, и американцы, и европецы

Фото: Александр МИЛКУС

Уверяю вас, с летной подготовкой Центр и сейчас справляется вполне успешно. Разве есть нарекания на качество подготовки космонавтов — как наших, так и иностранных? Нет! Да и каких-то особых задач по «обеспечению обороны и безопасности» Центр не решает.

Это в 80-х годах прошлого столетия у нас летало несколько орбитальных станций, которые выполняли задачи Министерства обороны и на них работали космонавты-военные. Но сейчас эти времена ушли. Центр готовит космонавтов для пилотируемых программ на Международной космической станции. Вы думаете, если бы работы Центра по «обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации» были значимы и существенны для Минобороны, ведомство рассталось бы с ним с такой легкостью еще несколько лет назад?

- Геннадий Иванович, но ведь речь в записке, насколько я понимаю, идет и о том, что Центру не хватает специалистов. И привлечение военных — это способ решить проблему кадров...

- Да, в записке говорится о «привлечении уникальных военных специалистов на такие должности, как космонавты-испытатели, летчики и штурманы, врачи, инструкторы, бортовые инженеры, преподаватели, водолазные специалисты...». Тогда не понятно - а как же Центр работает сейчас? И почему, если уж на то пошло, не привлекать профессионалов из МЧС, МВД или ФСБ — там тоже есть высококлассные специалисты. Почему вдруг нужны 180 специалистов Минобороны, в том числе 18 полковников?

Сейчас в отряд космонавтов идет честный и открытый набор. А, получается, военные снова будут иметь преференции?

С пилотируемой космонавтики давно снят режим строгой секретности

С пилотируемой космонавтики давно снят режим строгой секретности

Фото: Александр МИЛКУС

Если нужны военные-космонавты — Минобороны может отобрать кандидатов и заказать их подготовку в Центре. Но такого заказа не будет и быть не может. Кому нужно готовить военных для того, чтобы они летали на МКС вместе с американцами, немцами, канадцами, японцами и многими другими? Согласитесь, это очень странно.

При этом на земле закладывается конфликт. Снова появятся две категории космонавтов, выполняющих одну работу и занимающих одинаковую должность. Но военные будут иметь более продолжительный отпуск, право на служебное жилье с последующем предоставлением бесплатной квартиры, получать более высокое денежное содержание. Снова появится соблазн проводить назначения на должности в экипаже исходя из ведомственной принадлежности космонавта, а не его профессиональной компетентности.

Кроме того, на офицеров распространяются все положения об обеспечении военнослужащих всеми видами довольствия, предусмотренных законом о военной службе. А платить зарплату им нужно будет из фонда оплаты труда Центра. Значит, доходы гражданского персонала упадут в среднем на 10-15%. Сами понимаете, сегодня никто бюджет ЦПК увеличивать не будет.

- А на ваш взгляд, какие реформы нужны гагаринскому Центру?

Да не нужны реформы. Нареформировались. У нас предостаточно реальных проблем. Зачем на пустом месте создавать новые? В Центре уже год тянется ремонт и реконструкция гидролаборатории. Космонавты не могут полноценно проводить тренировки к выходам в открытый космос, а это уже вопрос надежности и безопасности. Вот чем бы надо заняться руководству.

Комментарий официального представителя госкорпорации «Роскосмос» Игоря Буренкова:

- Действительно, совещание по поводу возможности привлечения военных специалистов для работы в Центре подготовки космонавтов состоялось. Инициатива исходила от руководства ЦПК. Разумеется, речь не идет о переподчинении ЦПК Минобороны. Просто есть специалисты, которые могли бы работать и в ЦПК - например, как в ЦЭНКИ (Центр развития наземной космической инфраструктуры). Но чтобы военные начали работать в ЦПК, им нужно уволиться из армии, а люди не хотят терять выслугу и прочие льготы. Поэтому нужно продумать правовой статус для таких профессионалов. И, подчеркну, речь идёт о уникальных специалистах, привлекаемых в случае, если нет инструкторов такой же квалификации среди гражданских. Кстати, общая численность сотрудников ЦПК – около 1500 человек. Прихода 180 военных на различные должности в ЦПК не будет. Решение ещё не принято, и Роскосмос, конечно, будет обсуждать возможные изменение в ЦПК с космонавтами.

Справка «КП». На сегодня Центром подготовки космонавтов руководит Юрий Лончаков. У него три полета в космос, их суммарная продолжительность - 200 дней. Юрий Валентинович и не скрывает, что мечтает получить генеральские погоны. Если в ЦПК придут военные, его мечта может и сбыться.

Редакция "КП" отправила запрос руководителю ЦПК с просьбой прокомментировать инициативу. Но ответ получен не был.