Один из самых странных вопросов вокруг трагедии. Почему иностранные летчики во что бы то ни стало хотели сесть в Ростове?
Фото: REUTERS
Российские пилоты называют взлетно-посадочную полосу аэропорта в Ростове неудобной - короткая, неровная, с небольшим "горбом". Говорят, наш экипаж при плохих метеоусловиях скорее всего ушел бы на запасной аэродром, в Краснодар. Экипаж "Боинга 737" решил садится в сильный ветер и дождь. Не поучилось, борт компании FlyDubai ушел на второй круг, кружил два часа над Ростовом, зашел на новую попытку и врезался в землю... Это один из самых странных вопросов вокруг трагедии. Почему иностранные летчики во что бы то ни стало хотели сесть в Ростове?
По одной из версий, уход на запасной аэродром серьезно увеличивал бы расходы авиакомпании.
- Это не только расход топлива, но и транспортные сборы в другом аэропорту, и размещение пассажиров на время ожидания - возможно даже в гостинице, и их питание, - объясняет председатель Комиссии Гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. - Это очень большие расходы. Десятки тысяч долларов.
- Приказы об экономии в зарубежных компаниях тоже бывают? Летчиков за это наказывают?
- Не приказы. Скорее инструкции в устной форме. В последнюю четверть века вообще во всем мире тренд - ставить во главе авиакомпаний людей, не имеющих к авиации никакого отношения - юристов, экономистов. Эффективных менеджеров, так сказать. Их задача - обеспечить максимальную прибыль. Поэтому начинают экономить. Зачастую - на безопасности. Приходилось слышать рассказы, как такие менеджеры говорили пилотам: ты что-то часто на второй круг уходишь, наверное, летать не умеешь. Под угрозой увольнения пилоты начинают рисковать. На них есть большое давление со стороны компаний.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
- Но тут сомнительная получалась бы экономия. Сколько самолет керосина сжег, пока круги над Ростовом нарезал!
- А я не уверен, что информация про два часа - правда. Это данные лайф-радаров, в них могла быть неточность. Официально это никто не подтверждал.
В ТЕМУ
Срочно садиться у «Боинга» не было нужды. Он мог кружить над Ростовом еще 2 часа
Однако пилот принял решение даже не выработав топлива
По данным нашего эксперта, генерального директора консультативно-аналитического агентства “Безопасность полетов” Сергея Мельниченко, у экипажа разбившегося в Ростове-на-Дону «Боинга-737» не было нужды пытаться посадить лайнер именно в 3:50 по московскому времени.
- Недостатка горючего не было, - сказал «КП» Сергей Мельниченко, - в момент падения топлива оставалось еще на два часа полета. Этого хватало и на то, чтобы еще подождать, а потом при необходимости уйти на запасной аэродром. Вылетая из Дубая, борт заправился на 8,5 часов полета - так, чтобы топлива хватило на полеты и туда, и обратно. Дело в том, что в Ростове-на-Дону топливо стоит 530 долларов за тонну, а в Дубае – 250 долларов. Вдвое дороже. И все авиакомпании стараются сделать все, чтобы заправляться там, где дешевле.
Место крушения самолета, съемка с воздуха Фото: Денис ДЕМКОВ
По мнению Сергея Мельниченко, все два часа, пока лайнер кружил над Ростовом, пилот консультировался со своей авиакомпанией. Садиться ли еще раз, или уходить на запасной аэродром.
- Посадка в том же Краснодаре означала бы серьезные дополнительные расходы, - говорит Сергей Мельниченко. – Это заправка по высоким ценам, сборы аэропорта, плата за взлет-посадку, питание пассажиров наконец... Деньги сейчас считают все авиакомпании, а на пилотов лоукостеров экономические вопросы давят вдвойне. Так что, наверное, было принято решение попытаться сесть. Причем не дожидаясь выработки топлива, тоже, наверное, по причине экономии.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Дмитрий Адамидов, транспортный аналитик:
- Я не думаю, что пилот думал в данной ситуации именно о том, как сэкономить. Хотя все летчики имеют в голове эту мысль, потому что их зарплата от этого зависит. Тем более — это лоукостер. Но в данной ситуации он все-таки должен руководствоваться вещами авиационными.
В сожалению, в авиации в последнее время идея экономии превзошла все мыслимые рамки. И не только, видимо, у нас. Очень много катастроф – вот тот же самый донецкий борт, который решил перепрыгнуть грозу, чтобы топливо не жечь… К сожалению, такой момент есть. Но, понимаете, тут еще вот в чем дело – авиакомпания в этом, естественно, никогда не признается. И всегда будет говорить о том, что это не из-за экономии, это стечение обстоятельств, человеческий фактор и так далее. Об этом стараются не упоминать, конечно. Почему все катастрофы до этого – ошибка пилота. Формально да, формально там ошибается пилот, но вот эта цепочка причин, почему это происходит, это да, это из-за экономии, конечно, в том числе.
Экипаж и пассажиры Boeing 737. Вспомним всех поименно Фоторепортаж с места авиакатастрофы в Ростове-на-Дону. Соболезнуем родным и близким погибших.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Появилась расшифровка переговоров «Боинга» с ростовскими диспетчерами перед катастрофой
В сети появилась стенограмма радиообмена пилотов Боинга 737-800 с диспетчерской вышкой перед уходом на второй круг. Ее перевело и опубликовало Международное консультативно-аналитическое агентство "Безопасность полетов". Подлинность не доказана, но и не опровергнута. Мы сравнили запись с уже опубликованными в Интернете кусками переговоров и склонны считать, что она реальна (подробности)
ЕЩЕ ВЕРСИИ
Боинг в Ростове врезался в землю из-за «сдвига ветра»
Игорь Шевцов, бортинженер, инструктор, летчик первого класса высказал свою версию катастрофы в Ростове-на Дону (подробности)
Почему самолет падал почти вертикально? Эксперты обсуждают видео последних секунд жизни рейса №981
Вскоре после сообщения об авиакатастрофе в Ростове-на-Дону появилось видео крушения. Камера зафиксировала, как лайнер в темноте почти вертикально падает на землю и сразу же загорается (подробности)
Эксперт: Командир пытался увести борт в последний момент - такая линия поведения присуща иностранным пилотам
О версиях авиакатастрофы «Комсомолке» рассказал эксперт по безопасности полетов Александр Романов, сам в прошлом командир воздушного судна, несколько лет работавший в зарубежных компаниях в том числе на «Боингах» различных модификаций (подробности)
Эксперт: Пилоты могли ждать улучшения погоды и опомнились, только когда баки опустели
Одна из версий – у пилотов лоукостера FlyDubai может быть лимит по расходу топлива. Якобы именно поэтому борт при плохих метеоусловиях не ушел на запасной аэродром, а настойчиво пытался несколько раз сесть именно в Ростове. Прокомментировать это предположение мы попросили Валерия Постникова, исполнительного директора Общества независимых расследований авиационных происшествий(подробности)