Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество30 апреля 2016 6:26

Пасхальный кулич

Вместе православные и католики смогут остановить беду, угрожающую обеим церквам и всему человечеству, уверен наш колумнист
Патриарх Московский не испугался мракобесов и встретился со своим римским собратом

Патриарх Московский не испугался мракобесов и встретился со своим римским собратом

Фото: REUTERS

Православная Пасха бегает челноком по ткани времен, от марта до – редкий случай – Первого мая, как в этом году, соединяя христиан и коммунистов одним праздничным днем. Я сам собираюсь в 10 утра пойти на праздничную литургию в любимой церкви, а после службы, в полдень – на первомайскую демонстрацию. В таком знаке времен – большой смысл, а тем более в году, когда верховные иерархи христианского мира встречались на «красном» острове Свободы.

В советские годы главный стратегический противник, пардон, «партнер» России тратил немалые средства на разжигание розни между разными этническими группами в нашей многонациональной стране. В наши времена главный удар приходится на не вполне сросшийся раскол по отношению к советскому прошлому России. Спор о названии станции метро и о мавзолее носит отпечатки пальцев вашингтонского кукловода. Ему не терпится, чтобы русские люди разных взглядов вцепились друг другу в глотку. Слава Богу, что во главе христиан и во главе коммунистов стоят люди разумные и ценящие внутренний мир России.

В церкви есть мракобесы, и они не успокоятся, пока не предадут анафеме коммунистов, проклянут безбожные советы – а заодно и нынешнюю российскую власть, которая по их вкусу недостаточно борется с советским прошлым. В красной тусовке тоже есть свои экстремисты, проклинающие церковь, но в основном там народ вменяемый. Как Геннадий Андреич Зюганов, они помнят, что Христос был первым коммунистом, и готовы в этом году считать «Христос Воскресе» первым майским лозунгом и лучшей кричалкой.

Святейший патриарх Кирилл - человек, склонный к миру в церкви и мире. За минувший год яснее стал его масштаб, его положительное влияние. Мне нравится святейший. Нравится его позиция, и чем дальше – тем больше нравится. Это я говорю без пристрастия, потому что я член другой церкви, православной церкви Иерусалимской, где свой патриарх и свои епископы.

Мне нравится, что патриарх Московский не испугался мракобесов и встретился со своим римским собратом. Мне нравится, что он говорил о Кубе. Мне нравится его позиция по отношению к коммунистам. Может быть, можно было и лучше, но лучшее враг хорошего. Даже при Сталине патриархи не были коммунистами. Красные епископы есть только в Латинской Америке, если их еще ЦРУ не казнило.

Патриарх Кирилл не поддался на требования церковных мракобесов. На недавней встрече с депутатами Московской городской думы патриарх одёрнул священников, которые лезут в политику. Есть эта проблема, я сам иногда слышу на проповеди в церкви наезды на безбожных коммунистов, которые суп из младенцев варили, или вроде того. Передергивает от таких проповедей. И вот Святейший прямо выступает против: «Церковь может со всеми вами говорить честно, открыто, потому что вы все — братья и сестры, и никакое деление по политическим факторам для Церкви не является существенным. Любой может подойти к храму, перекреститься, войти и почувствовать себя дома — вне зависимости, к какой партии он принадлежит, будь то «Единая Россия», коммунисты, ЛДПР, «Справедливая Россия» или кто-нибудь еще. Для каждого храм должен быть собственным домом, а чтобы было так, Церковь не может на своих знаменах писать политические лозунги и призывать к конкретным политическим действиям».

Мне понравилось, как взвешенно и хорошо говорил патриарх о советском – и постсоветском периоде российской истории. Он нашел доброе слово для эпохи военного коммунизма и ЧК, для времен Сталина и для эпохи Ельцина. На такое способен только духовный пастырь! Вот что он сказал:

“Страна пережила революционное время — тяжелое, кровавое. Но какая идея была положена при этом в основу? Идея справедливости. Хорошим было то, что люди стремились к справедливости.

Настало время для сближения с самой большой христианской церковью-сестрой

Настало время для сближения с самой большой христианской церковью-сестрой

Фото: REUTERS

Советское время — опять-таки много тяжелого, трудного. Но ведь были огромные свершения, связанные с идеей солидарности. Можем ли мы к святости, державности, справедливости добавить солидарность? Можем.

Ну и, наконец, 90-е годы. Что, тоже только все плохое? Но ведь мы себя иначе стали чувствовать. Возникло чувство человеческого достоинства, лучшее из того, к чему люди стремились в 90-е годы.”

Мне понравилось, что говорил патриарх о Фиделе: «Он мне рассказал, как после смерти отца они с Раулем стали думать, что делать с их огромным наследством и решили, что надо поступить так, как говорит Евангелие: раздай все нищим и будешь иметь сокровище на небе (см. Мф. 19:16). Конечно, Кастро коммунист, он идейный человек, в его убеждениях не происходит никаких изменений, но истоки христианские!»

Мне, конечно, нравится, что патриарх Кирилл добился внушительного дипломатического результата – Папа Римский согласился с русской позицией, отмежевался от практики создания униатских церквей – она осталась в прошлом, хотя, конечно, те, что есть, никуда не исчезнут. Папа согласился прекратить «кражу» верующих, то есть обращение православных в католицизм практически прекратится. Это хорошо – на Ближнем Востоке и на Украине православные церкви очень страдали от перехода верующих под руку Ватикана.

Недаром британский журнал The Economist написал об этой встрече: «Папа поцеловал кольцо на руке Путина», а вожди украинских униатов осудили папу и сравнили встречу в Гаване с «Мюнхенской капитуляцией» европейских лидеров перед Гитлером, не больше и не меньше.

После этого смешно читать антикатолические истерики российских зелотов-фанатиков.

Настало время для сближения с самой большой христианской церковью-сестрой. Отношения в прошлом были не всегда замечательные, из песни слово не выкинешь, но «советую порой и забывать», как говорит герой «Бориса Годунова». С прекращением западного прозелитизма на Востоке нет больше оснований для вражды.

Очернить всю церковь Запада не удастся и нашим мракобесам. Множество святых трудились на Божьей ниве на Западе. Вспомним хотя бы Франциска Ассизского. Неужели перед ним будем кичиться своей истинной верой и с ним мериться любовью к Христу – потому что он прибавлял слова «и сына» в символе веры?

Но сейчас на Западе – времена другого Франциска. Русская церковь может помочь своей западной сестре своим примером: стойкостью в вере в годины тяжелых испытаний, верностью догматам и учениям отцов церкви.

Вместе православные и католики смогут остановить беду, угрожающую обеим церквам и всему человечеству. На Западе (а значит, завтра в России) семья под ударом. Вместо жен и матерей у них суррогатные наемницы из Индии, которые вынашивают чужих детей в своих животах. Это следующий шаг за однополыми связями, шаг по пути расчеловечивания человека. И патриарх Московский вместе с папой Римским выступили против этого. Патриарх сказал:

«В мире (особенно в западных странах) происходит тяжелейший кризис в семейных отношениях. Западное общество решило, что брак — это вовсе не союз мужчины и женщины, что брак — это не совместная жизнь с соответствующими обязательствами. Папа Франциск прекрасно понимает, что с кризисом семьи на Западе связан кризис человеческой личности.

Ведь христианство проповедует любовь как высшую ценность, а именно в семье эта ценность и реализуется в первую очередь — не только, но в семье в первую очередь. Семья — это школа любви. В христианской традиции мы называем семью малой церковью. Все навыки человеческой жизни, человеческого общения, любви, сострадания, взаимной поддержки, солидарности — все это воспитывается в семье.

Если демонтируется семья, то программируется другой, страшный человек. Просматривается некая стратегия, которая поддерживается мощными финансовыми силами, направленная на разрушение семьи. А если какие-то злые люди объединяются, чтобы создать стратегию, разрушающую семью, то и люди доброй воли должны объединиться, для того чтобы семью спасать».

Вместе две великие церкви смогут не только спасти христиан Ближнего Востока, но и остановить человечество, опасно скользящее в пропасть Третьей мировой. Не раз встречался русский президент с Папой Римским, не раз они вместе выступали по важным вопросам современности. Хорошо, что на этот раз с папой встретился русский патриарх.

Хорошо, что есть у Русской церкви такой патриарх – человек, который знает и чувствует свой народ и его чаяния, и не поддается на заводилки фанатиков и мракобесов.

Христос Воскресе! С Первомаем вас, православные!