Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Политика22 мая 2016 12:40

Грабли у печки стоят. Сталин со стенки глядит

Наш колумнист считает, что запрещать в политике использовать образы прошлого — как минимум, вредно
Пенсионер с портретом Сталина на митинге коммунистов.

Пенсионер с портретом Сталина на митинге коммунистов.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Сколь прилично в ходе предвыборной кампании апеллировать к образам прошлого? Весьма актуальный для России вопрос, между прочим. История у нас по-прежнему остается крайне политизированной наукой: те или иные ее герои зачастую служат как «сигнальные флажки» в системе опознавания «свой-чужой» в современном политическом пространстве. К примеру, если политическая партия в ходе агитации использует образ Сталина или Ленина, то это подразумевает вполне конкретный набор лозунгов и программных положений. Можно предугадать и ход политической мысли и тех, кто козыряет образом Столыпина: ничего кроме как его знаменитой фразы про «дайте 20 лет покоя – и вы не узнаете страну» эти люди, скорее всего, из его политического наследия не усвоили.

И вот в Думе появился законопроект, запрещающий использовать умерших персонажей в политической агитации. Полагаю, что направлен он прежде всего против коммунистов, использующих Сталина и Ленина, как говорится, в хвост и в гриву. Я не поклонник ни того, ни другого, однако мне такой законопроект не нравится. И вот почему.

Политическая (предвыборная) агитация и так уже обставлена у нас целым рядом ограничений. Глупейшим из них мне кажется запрет на критику оппонента. Нет бы просто на оскорбления, переход на личности, нет. Именно на критику «оппонента целиком» - вместе с внешностью и, главное, с программой и выполнением им своих предыдущих обещаний. Нельзя критиковать предлагаемую им программу, нельзя указывать на то, что в ходе пребывания, скажем, в Думе, сей персонаж полностью заврался и не выполнил ни одного своего предыдущего обещания, а делал все наоборот. В чем тогда, спрашивается, конкуренция на выборах, если народ будет считать, что они простерилизованы до невозможности, как молочный продукт в дешевом супермаркете, и «все без нас уже решили»?

Теперь вот хотят запретить «умерших героев». Потому что, предположим ход мысли авторов законопроекта, это есть «манипуляция сознанием» и политическая спекуляция: в сознании избирателей происходит ассоциация данного персонажа (которого, предположим, они воспринимают положительно) с кандидатом в депутаты. Но ведь товарищ Сталин же не баллотируется в Думу – чего это вывешивать на предвыборном плакате? А нельзя дать возможность избирателям хоть чуть-чуть начать разбираться самим в этих самых «манипуляциях»? Тем более что любая предвыборная агитация – это и есть манипуляция. Без нее никак не обойтись, если только совсем уже не запретить всякую политическую рекламу. Ну будет вместо Сталина «голубь мира» или, напротив, «таракан», ползущий по символике оппонента – тоже ведь «манипуляция».

В странах более-менее устоявшейся демократии никому даже в голову не придет запрещать использовать образы тех или иных «героев прошлого». Жесткое регулирование форм и содержания предвыборной агитации рассматривается как однозначное покушение на свободу слова.

Скажем, в Америке можно увидеть в ходе предвыборной агитации и лик Джеферсона, и бородатого Линкольна, и еще каких-нибудь ассоциирующихся с той или иной партией исторических деятелей. Но этим не злоупотребляют. Ликов этих очень мало, используют их редко. Политтехнологи уже убедились, что это не работает. Поскольку предвыборная кампания – она в общем про будущее, а не про прошлое. Если избиратель будет всякий раз ходить за теми, кто ничего кроме прошлого предложить не может, то пусть потом не пеняет на плохие законы или пустозвонную дурость выбранных им представителей. Но он должен сам пройтись по этим граблям. Столько, сколько понадобится. И не надо за него выбирать, что ему слушать и смотреть, а что нет.

КСТАТИ

Иосиф, мы исправляемся!

Ульяна СКОЙБЕДА

Сызрань – город аполитичный: несмотря на то, что здесь есть НПЗ, люди, в основном, получают по 17 тысяч рублей, и думают не о высоком, а как прокормиться. Но то, как сейчас украшен город ко дню Победы, поразило меня, москвичку.

Центральная улица Советская буквально заклеена плакатами. В каждом окне каждого магазина – ордена, портреты фронтовиков, георгиевские ленты. Отлично создает праздничное настроение! Очень красиво!

Но главный сюрприз – огромные плакаты со Сталиным на местном рынке и на улице Фридриха Энгельса. На первом просто написано: «Наше дело правое!», - на втором длинная цитата о том, что миру не нужна сильная Россия, и мы можем рассчитывать только на свои силы (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

КПРФ намерена использовать образ Сталина в предвыборной агитации

Коммунистическая партия РФ приняла решение использовать образ Иосифа Сталина в агитационных материалах во время выборов в Госдуму. Об этом сообщил секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе и избирательным технологиям Сергей Обухов (подробности)