Дирижабль «Норвегия» над Шпицбергеном
Фото: ru.wikipedia.org
21 мая в России отмечается День полярника. В 20-е годы прошлого века произошло событие, считавшееся заоблачным подвигом. И даже сейчас что-то героическое в нем явно есть...
Итак - в мае 1926 года воздушное судно не только достигло Северного полюса, но и двинулось дальше, проложив трансарктический путь с одного континента на другой. Практическая ценность перелета - в доказательстве преодолимости этого направления. Научная ценность - в изучении огромной территории, которая была на картах во всех смыслах белым пятном.
Совершил это путешествие на дирижабле «Норвегия» знаменитый исследователь и первооткрыватель Руаль Амундсен в компании с капитаном Умберто Нобиле и миллионером Линкольном Элсуортом. Дело действительно было великое. И все участники по праву получили свою долю славы - особенно Амундсен, который этим полетом ставил жирную точку в своей карьере. Однако сладкий вкус победы горчил из-за нескольких, мягко говоря, некрасивых историй...
Скандал 1: Русского - за борт!
Руаль Амундсен был велик и как путешественник, и как человек. Тем страннее его поступок по отношению к единственному русскому члену экипажа, который мог стать первым представителем страны Советов на Северном полюсе.
Заметка в "Комсомольской правде" 4 мая 1926 года о том, что дирижабль "Норвегия" прибыл в Ленинград
- В предыдущую - неудачную - попытку штурма высоких широт на корабле «Мод» норвежецу приглянулся русский радист Геннадий Олонкин. Неудивительно, что именно его пригласили в полет в качестве радиотелеграфиста, - рассказал историк воздухоплавания Юрий Дружинин в эфире Радио «Комсомольская правда». - Олонкин прекрасно справлялся со своими обязанностями во время перегона дирижабля из Рима. Однако перед самым стартом Амундсен неожиданно исключил Геннадия из состава экспедиции. Якобы из-за болезни уха.
Геннадий Олонкин (третий слева) — русский, которого не взяли на полюс
Как выяснилось позже, русский оказался здоров. Истинной же причиной поступка руководителя было желание включить в интернациональный экипаж еще одного норвежца - своего племянника, - дабы достичь численного перевеса перед американцами и итальянцами.
Отлет «Норвегии»
Олонкин плакал, смотря вслед медленно уплывающему дирижаблю.
Заметка в "Комсомольской правде" 6 мая 1926 года о вылете дирижабля
Племянник-норвежец на старт опоздал...
Заметка в "Комсомольской правде" 6 мая 1926 года о вылете дирижабля
Скандал 2: Украденная победа
«Норвегия» уходила из Рима, где была построена, с большой помпой. Сотни газет и радиостанций по всему миру следили за ее маршрутом, подробно сообщали о планах.
Самолет Берда "Жозефина Форд", на котором он якобы долетел до полюса
Частный самолет «Фоккер» под управлением офицера ВВС США Ричарда Берда в тех же числах вылетел из Бостона. Этот старт освещали гораздо скромнее. Хотя планы пилота были более грандиозными - опередить дирижабль и стать первым летчиком, покорившим Северный полюс.
Амундсен (справа) поздравляет Берда после возвращения
Берд так спешил, что дважды едва не угробил самолет при неудачных попытках взлететь со Шпицбергена - с того же места, откуда планировал стартовать Амундсен. Последнюю попытку он предпринял 9 мая 1926 года, за два дня до старта «Норвегии». Перегруженный самолет чудом оторвался от земли и лег на курс.
Позже Берд писал в отчете, что держал путь строго на север по 11° восточной долготы и 9 мая в 9 часов 2 минуты достиг полюса, сделал над ним большой круг, уточнил местоположение с помощью астрономических приборов и через 13 минут повернул обратно.
Доклад Берда о том, что он стал первым летчиком на Северном полюсе
Проведя в воздухе 14 часов 40 минут при идеальных метеорологических условиях, самолет благополучно достиг Шпицбергена и приземлился в том же месте, откуда стартовал.
В этот миг по большому счету экспедиция «Норвегии» потеряла смысл: Амундсен стал бы только вторым воздухоплавателем на полюсе. Единственное, чем он мог запомниться, - совершить трансарктический перелет. Однако экипаж не был уверен, что это удастся. При малейшей поломке путешественники были готовы повернуть обратно.
Обложка американской газеты о том, что Берд покорил серверную вершину планеты
- Но Амундсен не расстроился. Он даже первым подошел поздравить Берда на аэродроме, - рассказывает историк воздухоплавания Юрий Дружинин. - После гибели Скотта в Антарктиде, в смерти которого норвежец винил отчасти и себя, он перестал увлекаться спортивной стороной достижений. Отныне его интересовали лишь наука и прославление родины. Потому Амундсен все равно отправился в путь.
История доказала мудрость великого полярника. Берд считался первым летчиком, пролетевшим над Северным полюсом, до 1996 года. Пока при исследовании его полетного дневника не обнаружились следы подчисток. Берд соврал: до полюса он не долетел. А в истории остаться очень хотелось...
Заметка в "Комсомольской правде" 14 мая 1926 года, в которой высказываются сомнения, что Берд был на полюсе
Скандал 3: Ссора великих
Миссия дирижабля была выполнена на 100%. Техника не подвела. А вот люди... На борт «Норвегии» Амундсен и Нобиле входили друзьями. Сошли - врагами. За время совместной работы накопилось много мелких обид. Главное - они так и не смогли определиться, кому же должна достаться слава лидера отважной экспедиции. Нобиле считал, что ему - как создателю и командиру дирижабля. Амундсен - что ему, как идейному вдохновителю, а итальянец был лишь... извозчиком. Рассорились они жутко и больше не общались.
Северный полюс! (съемка сброса флагов с «Норвегии» над макушкой планеты)
Заметка в "Комсомольской правде" 13 мая 1926 года о том, что дирижабль "Норвегия достиг Северного полюса
Однако это не помешало Амундсену первому броситься на помощь Нобиле, когда тот с командой потерпел аварию во льдах на другом дирижабле (об этой истории снят фильм «Красная палатка»).
Пассажирская гондола дирижабля
Пассажирская каюта дирижабля
Заметка в "Комсомольской правде" 15 мая 1926 года об окончании экспедиции Амундсена
Во время спасательной операции Руаль Амундсен пропал без вести. Его могилой стала Арктика, которую он любил всем сердцем.
Фото: Рушан КАЮМОВ, Евгений САЗОНОВ