Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество13 августа 2016 10:12

Умерла дочь Никиты Хрущева и вдова легендарного редактора «Комсомолки»

Рада Аджубей интервью не давала, но поддерживала связь с нашей газетой
Дочь Никиты Хрущева Рада Аджубей. Фото ИТАР-ТАСС/ Борис Кавашкин

Дочь Никиты Хрущева Рада Аджубей. Фото ИТАР-ТАСС/ Борис Кавашкин

В субботу, 13 августа, стало известно, что в одной из московских больниц скончалась дочь бывшего первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева Рада Аджубей. Ей было 87 лет. Больше полувека, вплоть до выхода на пенсию, она проработала в издании "Наука и жизнь".

Рада Никитична была вдовой Алексея Аджубея - главного редактора "Комсомольской правды". (Алексей Иванович руководил нашей газетой в 1957 - 1959 гг., а начинал стажером спортивного отдела в 1950-м.)

В отличие от своего брата, Сергея Никитича Хрущева, который постоянно проживает в США, интервью Рада Аджубей не давала. (Хотя помогала нам поддерживать с ним связь) Но охотно общалась с нами по телефону. Мне удалось несколько раз поговорить с ней. Голос у нее всегда был молодой, она была приветлива...

Как-то мы подробно обсуждали книгу "Лицом к лицу с Америкой" - о поездке Никиты Сергеевича Хрущева в США. (Это солидное издание в 1960-м подготовил Алексей Аджубей вместе с другими писателями и журналистами.) Книга была у меня в архиве, однажды я принес ее в редакцию и она сгорела во время пожара. Когда я рассказал об этом Раде Аджубей, дочь Хрущева была готова подарить мне "лишний экземпляр" из своей библиотеки, но не довелось...

А потом я помог вдове Аджубея наладить контакт с Людмилой Семиной - она возглавляет Клуб журналистов "Комсомольской правды" всех поколений. В нашей газете появилась публикация о поездке Хрущева и Аджубея в Крым. Во время одного из книжных салонов был организован стенд, посвященный Алексею Ивановичу. По представлению Клуба "КП" имя нашего бывшего главного редактора было внесено Союзом Журналистов России в почетный список "Легенды российской журналистики". Рада Никитична была очень признательна за это Людмиле Семиной и активистам клуба "Комсомольской правды".

ВОСПОМИНАНИЯ

"Пожалуй, единственная из детей первых лиц, которую можно назвать удачной"

Людмила Сёмина, исп.директор Клуба журналистов "КП":

- Ушла к своим в мир иной Рада Аджубей. Ей было 87. Осколок времени, давно ставшего глубокой историей. Но сама она в том времени была не просто царственной особой, но и чудесной женщиной, умницей, красавицей, мудрой женой, любящей матерью и бабушкой, талантливым журналистом, интересной личностью, не без ехидства, прямо скажем, но все же всегда чистоплотной и педантично скрупулезной, что так редко в мире у трона.

Мне удалось поработать с ней, когда вернули Крым и всех интересовали подробности вопроса. Рада Никитична пригласила к себе и показала одну из забытых статей мужа, нашего главного редактора 60-х Алексея Аджубея о его поездке в Крым с Никитой Хрущевым в 1953 году. Потом "Комсомолка" опубликовала полосу на основе этих воспоминаний. Рада Никитична подарила фотографию Алексея того периода. Тогда он только-только начинал в "Комсомолке", был худющ, ясноглаз, чубаст. Этот портрет войдет теперь и в галерею главредов КП. Рада хотела, чтобы мы с ней разобрали фотоархив детальней, но так и не смогла уже найти на это сил. Когда я встречалась с ней летом 2014 года, она ходила с ходунками, но никакого впечатления немощи и в помине не было: тоненькая, ясный ум, сияющие глаза, энергичная, словно сжатая пружинка. Острила с легкой подначкой. Играла интеллектом как алмазом, повораяивая так и этак, чтобы искрился. Давала представление о себе лучшей поры. Я оценила. И так жаль, что встреча была единственной.

Когда-то, в 1957 или 1958 году, ее отец Никита Хрущев приезжал в Иркутск, где я жила тогда в рабочем поселке ГЭС, училась в 8-м классе. Нам объявили, что у клуба будет митинг, просили принести цветы. Я побежала в лес на сопки собрать последние осенние. Возвращалась с ним в школу, переходила дорогу, ведущую к зданию ГЭС, - и вдруг мимо проехал открытый лимузин с Хрущевым на заднем сиденье. Он посмотрел на меня сердито, был чем-то явно недоволен. Вокруг - ни единой души, все искали цветы. А Хрущев, как позже выяснилось, уже торопился, ни на какой митинг не согласился, приехал раньше намеченного времени, глянул на турбины первенца каскада гидростанций на Ангаре и умчался в аэропорт. Кроме меня его так никто и не увидел. Я рассказала Раде об этой странной встрече с ее отцом. Рада вздохнула: да уж, эти бесконечные экскурсии... Тяготы судьбы главы государства... Дети почти не видели своего отца. Зато была домашняя добрейшая мама. Рада пошла в нее. А вот своей пружинистостью, наверное, в отца... Про нее всегда говорили, что она, пожалуй, единственная из детей первых лиц, которую можно назвать удачной. Даже, если бы она не была такой высокопоставленной деткой, она бы и сама поднялась высоко. Не сомневаюсь. Мое уважение к ней искренне. Светлой ей памяти!