Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество2 сентября 2016 10:32

Эдгард Запашный: Минкульт приказал мне уволить брата Аскольда. Это же цирк в худшем смысле слова!

Об этом гендиректор Большого Московского цирка рассказал в эфире Радио "Комсомольская правда" [аудио]
Директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный в рабочем кабинете.

Директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный в рабочем кабинете.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

В пятницу, 2 сентября, к нам в "Комсомолку" позвонил Иосиф Кобзон:

- Срочно свяжитесь с Эдгардом Запашным! Над их знаменитой цирковой семьей нависла угроза! Ее хотят разрушить. На очереди - династии шахтеров, хлеборобов, сталеваров..

- 25 июля этого года к нам поступило письмо из Минкульта, - рассказал Запашный. - Я его зачитаю... Доводим до вашего сведения, что 9 июля 2016 года вступили в силу изменения в постановлении правительства Российской Федерации от 5.07.2013 года №568 о распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленых Федеральным законом о противодействии коррупции и другими законами в целях противодействия коррупции..." Далее - цитируется постановление 568, касающееся ограничений, запретов и обязанностей, "налагаемых на работников организаций, созданных для решения задач, поставленных перед федеральными государственными органами».

- Что это все значит, Эргард?

- В конце письма говорится: "В срок до 1 сентября 2016 года просим проинформировать департамент контроля и кадров министерства культуры России о принятых мерах».

Текст письма, поступившего из Министерства культуры.

Текст письма, поступившего из Министерства культуры.

Текст письма, поступившего из Министерства культуры.

Текст письма, поступившего из Министерства культуры.

Текст письма, поступившего из Министерства культуры.

Текст письма, поступившего из Министерства культуры.

Текст письма, поступившего из Министерства культуры.

Текст письма, поступившего из Министерства культуры.

Текст письма, поступившего из Министерства культуры.

Текст письма, поступившего из Министерства культуры.

Если в двух словах говорить, 1 сентября я должен был уволить моего брата Аскольда Запашного с поста художественного руководителя Большого Московского цирка. И мою маму Татьяну Васильевну Запашную, которая является заместителем директора Большого Московского цирка уже на протяжении трех с половиной лет.

Кстати, на протяжении трех с половиной лет, которые я работаю директором Большого Московского цирка, мы уже прошли не одну проверку, в том числе и Счетной палаты. И все наши результаты более чем хорошие: и показатели цирка растут, и прибыль увеличивается, и имиджевая составляющая, и зарубежная гастрольная деятельность в разы стала активней. То есть, у нас все хорошо. А тут получается, что мы подпадаем под этот закон только потому, что…

- Что у вас династия.

- Да. Что брат есть брат, а мама есть мама. При всем при этом - если в буквальном смысле слова исполнять этот закон, то трагедия не в том, что у меня брат или мама вчера должны были быть безработными, а в том, что мне еще надо уволить большую часть артистического состава. Потому что внутри цирка династийность более чем крепка.

Есть большой, например, групповой номер акробатов под руководством заслуженного артиста России Максима Сельнихина. На нем - имущественная ответственность, материальная. А дальше в его номере, в его же подчинении работает его жена, его брат и жена брата. И этот номер уже выиграл у нас пять международных цирковых фестивалей, потому что это по-настоящему очень сильные акробаты. Но проблема, оказывается, теперь состоит как раз в том, что один из представителей семьи руководитель, а другие чисто даже формально все равно его подчиненные. И они тоже, получается, подпадают под этот закон, потому что они работают в структуре.

И эта глупость неимоверная, потому что разъяснений к этому закону нет. Тут вроде как указано, что госслужащие, но я не являюсь госслужащим, потому что выбирался на конкурсной основе. Мы коммерческое предприятие, мы не бюджетная организация. Мы, наоборот, приносим деньги государству, не пользуемся бюджетным финансированием.

И задача у нас стоит – пропаганда циркового искусства, популяризация цирка, работа со зрителями как развлекательная, так и научная деятельность. И странно, что мы вдруг попали в категорию, что мы выполняем госзаказ. И являемся государственными служащими.

Конечно, это проецируется не только на Большой Московский цирк, но на нашу индустрию в целом. На весь цирк. Если мы сегодня с вами будем брать династии Дуровых, Корниловых, Марчевских, они более чем сильные в нашем цирковом мире. И на династиях держится, в принципе, цирк.

И самый главный момент. Даже если вдруг мы боремся с коррупцией, то, мне кажется, культура – это наименьшее, где можно найти слово «коррупция». Я имею в виду в творческой составляющей, потому что я еще ни разу не был свидетелем какого-то коррупционного творческого скандала.

То есть, все эти задержания чиновников, которые происходят в министерстве культуры, они никогда не касались творчества. Они касались реставрации, ремонта, осваивания каких-то бюджетных денег. И культура всегда финансируется по остаточному принципу. И говорить о том, что здесь какие-то громадные деньги у нас в творчестве ходят, просто-напросто не приходится.

- То есть, циркуляр из Минкульта - это не казенная бумага, а какой-то цирк получается.

- В плохом смысле слова. При всем при этом ровно три дня назад у нас было совещание с замминистра культуры вместе с юристами. И было четкое указание: до 1 сентября уволить брата, уволить первого заместителя - мою маму. И если мы это не исполняем, значит…

- Вы коррупционеры?

- Значит, будет увольнение самого директора, то есть, меня. Я честно признаюсь, это устное указание не выполнил. На сегодняшний день надо мной, наверное, висит топор...

А ведь я никогда не пытался конфликтовать с министерством культуры, во многом поддерживал политику нынешнего министра...

ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Александр ЖУРАВСКИЙ, заместитель Министра культуры РФ:

- Есть постановление правительства, которое регулирует антикоррупционные нормы по отношению ко всем сферам деятельности и распространяется на все государственные учреждения. Минтруд разъясняет, что эти нормы действуют и по отношению к федеральным учреждениям культуры, так как они имеют государственный имущественный комплекс. Мы, как законопослушные граждане, должны были проинформировать сотрудников, что такая норма права есть. Но одновременно мы подготовили проект Акта, который предлагает изменить эту ситуацию и не распространять постановление на творческие профессии в сфере культуры. Этот Акт нам нужно еще согласовать с Минтудом и Министерством экономического развития, надеемся, что коллеги проявят понимание и пойдут навстречу деятелям культуры. Сложившаяся ситуация заботит наше ведомство, и применительно к цирку может привести к тому, что работающие на арене родственники не будут иметь возможности занять административные должности, а это уже нарушение прав граждан. При этом нормы постановления правительства должны сохрантся по отношению к административному корпусу.