Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Экономика22 сентября 2016 22:00

Технология обнала: Воровать деньги помогают банкиры, полицейские и алкаши

Как зарабатывают те, кто помогает компаниям уходить от налогов
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

На фоне скандала с полковником Захарченко всем стало дико интересно, какие же деньги крутятся на рынке обнала, если вскрываются схемы на миллиарды рублей. «Рыцари обнала» ворочают гигантскими суммами. И это прямой ущерб бюджету и всем нам. «Комсомолке» удалось поговорить с одним из активных участников подобных схем. Кирилл (имя изменено) приехал в Москву недавно. Сейчас работает менеджером по продажам. Хотя еще год назад плотно занимался обналичкой...

ФИКТИВНЫЕ СДЕЛКИ

Суть обналичивания в том, чтобы вывести деньги из-под налогообложения. Самим компаниям это муторно. Вот они и находят посредников.

«Черный нал нужен почти любой фирме. Чтобы зарплаты в конвертах платить или на что другое. А дальше - дело техники. Допустим, ты клиент. Твоя фирма отгружает деньги моей по безналу за какие-либо услуги. Сразу снять их и отдать тебе я не могу. Сразу за жабры возьмут. Надо запутывать. Я гоню их дальше - по другим своим фирмам. Их у меня 10 было. С бухгалтером придумываем разные счета. И как можно быстрее. Ведь люди за скорость платят, месяц ждать не будут.

Чаще всего прикрытие - это транспортные услуги. Проверить их сложно: всегда нужна солярка, на ремонт деньги списываешь. Только делай все документы. А это проще простого. Может, видел, на трассе, когда едешь, - часто надпись «Чеки»? Там тебе сделают все - даже рецепт на наркотики. Они так и называются - «чекисты». То есть подделывают всю документацию: канцелярия, мебель, все что угодно. Мы через день в офис кожаные кресла покупали. На бумаге, естественно».

«ДИРЕКТОРА-ГОРЕМЫКИ»

Главное правило обнальщиков - никаких официальных договоров на себя не заключать. Все делается через подставных лиц. В офшорной терминологии их называют «номинальными директорами».

«В нашем городе алкашей и наркоманов - тысячи. Работы особо нет. Да и кто их к себе возьмет?! Запойные все. Так и маются. А тут добрый дядя Кирилл приходит и предлагает 10 тысяч рублей в месяц. За просто так. Тому и хорошо: лежи себе на диване, пиво пей, а деньги идут. Мало того: он директором (Кирилл намеренно делает акцент на этом слове и поднимает вверх указательный палец. - Ред.) становился. Круто же! Правда, я всех сразу предупреждал. В любой момент к тебе могут постучаться и предъявить: незаконные банковские операции, незаконная предпринимательская деятельность, незаконный оборот ценных бумаг. Все эти статьи подходят под обнал. Но в большинстве случаев решаешь, естественно, все заранее с ментами. Алкаши - расходный материал. Максимум 1 - 2 года они нужны. Потом обычно начинаются проверки, приходится сливать эту фирму и брать других горемык».

БАНКАМ ВЫГОДНО

По словам Кирилла, самая заинтересованная сторона в этом процессе - сами кредитные организации.

«Банки живут только на обнале. Они же в среднем 1% от суммы получают. И эта движуха постоянно. Какие на фиг кредиты? Их все равно никто не отдает. У меня были счета во всех банках города. И в самых крупных, и даже в государственных.

Приводишь алкаша, одеваешь во все чистое и садишься рядом. Его всего трясет, перегар за километр. Он свою фамилию-то выговорить не сможет, не то что вид экономической деятельности назвать! Ну и менеджер, естественно, все просекает. Сидит молодой спортивный парень в модной куртке, а рядом с ним пьянчуга последний, который якобы фирму открыл. Ну все же понятно сразу.

В банке обычно закрывают глаза. И для этого не надо быть другом председателя правления. Все можно делать через более низкий уровень. Главное - найти подход. Входишь в контакт с менеджером максимально близко. Ведь она может косвенно влиять на ситуацию: без очереди деньги тебе снять или предупредить, когда будет следующая проверка. А ты за это конфетки, цветочки, секс. Да-да, чем ближе, тем лучше у тебя дела в банке будут. Когда ты с ней переспал, она уже ручная. Можно просто позвонить - и она сама за тебя все бумаги заполнит. Плюс шумиха банку не нужна. Обычно звонили и рекомендовали счет закрыть - от греха. Ведь если выяснится, что в банке обнальщики, лицензию сразу же отберут».

СВОИ ЛЮДИ ВЕЗДЕ

Как выяснилось, кормятся от обнала очень и очень многие.

«Свои люди нужны везде. В первую очередь в полиции. Мы лично по 500 тысяч в месяц носили. А они уже между собой их распределяли. Если какая проверка, они могут к тебе приехать и потом написать, что ничего подозрительного не нашли. Печати в сейфах, бухгалтер на месте - все четко.

Но, конечно, всех не купишь. Денег не хватит. Поэтому всегда есть риск, что разрабатывать тебя придет тот, кто не в доле. Но и здесь можно запудрить мозги. Когда вызывали в финмониторинг, то приходил я как заместитель и доверенное лицо. Мне: а где директор? Ну отвечаешь: на Мальдивах, наркотики, девочки, бухает. Почему столько снимаете? Чешешь как можешь. У нас песочный карьер, техника в аренде, стройка. И все за наличку. Я им на 300 тысяч легко наговаривал. В зависимости от того, к какой фирме вопросы были. И проверить невозможно. Если захотят посмотреть? Да все продали вчера! А где машина? В Красноярск уехала - в рейс. Нету фактов - нет с поличным!»

НЕРВНЫЙ БИЗНЕС

Зарабатывают обнальщики, конечно, хорошо, но есть и минусы.

«Почему бросил этим заниматься? Нервы. С ума сойдешь. Это же не работа с 9 до 18. Бизнес такой, на волоске. Каждый день какая-то проблема. Был случай. Клиент перевел деньги, ждет наличку. А нам налоговая счет блокирует в банке. Ни рубля не снять. А люди звонят, угрожают, думают, что ты их кинул. Таким не откажешь. Еле выскребли из других банков. У тех клиентов взяли, которым не горит.

Еще был случай у «коллеги». У банка лицензию отозвали. А ему за день до этого 10 млн. скинули, которые он не успел снять. Но для клиента это не аргумент. Деньги ему доверили, с него и спросят. Я прям видел, как он с каждым днем седеет. С конкурсным управляющим договорились за 30% от суммы вернуть. Опять с алкашами пришлось возиться, оформляли фиктивные договоры вкладов на них. Потом те получали по госстраховке (до 1,4 млн. рублей. - Ред.) - и он расплачивался с людьми в банке. Ну а оставшиеся почти 3 млн. из своих возвращал, все накопления отдал.

С прошлого года начался жесткий прессинг. И ЦБ проверяет, и налоговая. Можно работать, но сложно. С такими раскладами рано или поздно встрянешь! Вот и решил завязать. Хотя веришь - нет. Все деньги, которые я заработал на обнале, все ушли. Я ж их не чувствовал: легко пришли - легко ушли. Шмотки дорогущие покупал, по ресторанам ходил, кайфовал одним словом. Хорошо, что Господь все забрал в один день. До копейки. Деньгами, а не здоровьем или свободой. Дали второй шанс: на, исправляйся, дурило картонное. Теперь я в эти игры не играю. Хватит!»

Черный нал: схема получения.

Черный нал: схема получения.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Ущерб казне - 200 млрд. рублей в год

По данным ЦБ, сомнительных операций с обналичкой сейчас стало меньше, но они все равно составляют 500 - 700 млрд. рублей. Для сравнения, еще несколько лет назад цифры назывались и вовсе астрономические - 1,8 трлн. рублей.

По оценкам, примерно треть от суммы - это недоплаченные налоги (на прибыль, НДС, страховые взносы - отдельно и вперемешку из-за разных схем). Другими словами, сейчас из-за обналички казна недополучает 150 - 200 млрд. рублей ежегодно.