Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
В мире28 сентября 2016 12:08

Шимон Перес – прощай!

Скончался один из виднейших израильских политиков, занимавший посты премьер-министра и президента страны
Перес не был другом России, но другом он не был никому

Перес не был другом России, но другом он не был никому

Фото: REUTERS

Непредвиденное событие – умер Шимон Перес. Казалось бы – что тут такого непредвиденного, человеку сильно за девяносто. Но он уже много лет выглядел неизменно, с туго натянутой кожей после многих пластических операций, с голосом, звучащим, как голос робота. Казалось, такой пластико-тефлоновый политик может и триста лет прожить. Я познакомился с ним, когда работал в парламенте тридцать лет назад – но он не менялся.

Даже по меркам политиков, Перес был человеком на редкость лишенным чувства сопереживания. Невозможно было представить его страдающим или радующимся. Он выражал чувства словами, но только словами чувства не передаются. Перес был наименее популярным, наименее любимым – и очень значимым – израильским политиком за всю историю этого государства.

О нем говорили, что он ни разу не победил на выборах. Его всегда назначали, он всегда оказывался в первых рядах, но на любых выборах проваливался. Ему бы жить в стране без выборов - наверняка бы стал каким-нибудь генсеком.

Когда в начале 2000-х Россия стала поднимать голос против нарушений прав палестинцев в Израиле, Перес возмущался: «Да как они смеют? Эта нищая Верхняя Вольта с ракетами, снежная Нигерия, они были побеждены, а сейчас чего-то требуют!» Но потом, когда Россия окрепла, он стал поуважительнее.

Перес не был другом России, но другом он не был никому.

Его большое достижение – создание ядерной бомбы в Израиле, несмотря на запреты. То, что сейчас смогла сделать Северная Корея, Шимон Перес сделал еще в шестидесятые годы. С этим связано много теорий заговоров – некоторые американцы (да и израильтяне) уверены, что президента Кеннеди убили, когда он стал требовать открыть израильский ядерный комплекс для проверки ООН. Перес дал «добро» на похищение в Европе израильского ядерного физика и диссидента Моти Вануну, который потом провел многие годы в одиночке в израильской тюрьме.

Он был не более жестоким, или «злым», чем другие политики, но нравиться не умел. Часть его жизни прошла в тени Ицхака Рабина, человека жесткого, умевшего командовать. Но тот был популярным, любим народом, а Перес – нет. После смерти Рабина (он был убит еврейским фанатиком) Перес пришел к власти без выборов. Он думал, что кровь и победы понравятся израильтянам и они его примут. Он развязал совершенно ненужную войну в Ливане, где отбомбился по лагерю беженцев со страшными последствиями. После этого он проиграл выборы.

Его жажда власти была одной из основных причин падения популярнейшей в свое время Рабочей партии Израиля. Он был не лучше и не хуже других израильских лидеров, но свою партию довел до ручки. А если бы оставался за кулисами – мог бы сыграть важную, ключевую роль в истории Израиля. Но желание выйти самому на сцену в свет прожекторов оказалось слишком сильным.

Прощай, Шимон! Благословен судья праведный, как говорят евреи при вести о смерти.