Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Политика26 ноября 2016 9:00

Открытое послание Надежде Савченко от журналиста «КП» Николая Варсегова: Петр Порошенко может вернуть домой ваших пленных в один день

Наш обозреватель выполнил обещание, которое он дал бывшей летчице - отправился в Донбасс, чтобы выяснить судьбу украинских военных оказавшихся там в плену
Этой осенью Савченко прилетала в Москву и согласилась дать интервью Николаю Варсегову, если он вновь придет на Донбас

Этой осенью Савченко прилетала в Москву и согласилась дать интервью Николаю Варсегову, если он вновь придет на Донбас

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Но прежде скажу пару слов о Савченко. Мы с ней познакомились, когда Надежда попала в луганский плен, и я там брал у нее интервью. Этой осенью Савченко прилетала в Москву, и мы опять увиделись. Я предложил ей опять дать интервью для «КП», на что Надежда ответила – она согласна, но с условием, если я снова съезжу на Донбасс и поговорю с пленными украинцами, которым там, по ее словам, очень тяжко. К пленным меня почему-то ни в Луганске, ни в Донецке на сей раз не пустили. Но съездил я не напрасно. И сейчас вы это поймете из интервью с Дарьей Морозовой.

ЗА ЧТО В МАРИУПОЛЕ УБИЛИ НАЦГВАРДЕЙЦА

Дарья Васильевна только что вернулась из Минска, где встречалась по вопросу обмена пленными с Ириной Геращенко – первым вице-спикером Верховной Рады.

- Всё опять закончилось безуспешно, - подытожила она. – Украинскую сторону, как и раньше, не устроил список наших пленных. Они настаивают, что вот такая-то часть людей сидит у них по уголовным гражданским статьям. Например, молодой человек из Мариуполя. На него напал служащий из батальона «Азов». А парень боксер. Защищаясь, ударил так, что азовец умер. Вот они подобные случаи не связывают с военным конфликтом и отказываются нам парня передавать. Да, этот боксер человек гражданский. Но мы-то знаем, какие зверства вытворяют в том же Мариуполе эти их батальоны. Отсюда и реакция населения. Поэтому мы и таких людей тоже включаем в наш список. Они же признали только 494 человека со стороны ДНР, как участников конфликта.

Дарья Морозова призывает Петра Порошенко забрать украинских пленных из ЛДНР

Дарья Морозова призывает Петра Порошенко забрать украинских пленных из ЛДНР

Фото: Николай ВАРСЕГОВ

- Сколько их пленных на вашей стороне?

- У нас 42 и 6 в Луганске, итого 48 украинских пленных. Луганская сторона требует у них 237 своих. Да, соотношение далеко не равное. Но там только малая часть из наших, кто держал в руках оружие. Большинство же гражданские старики, женщины, которые или были активистами антимайдана, или просто выражали свое недовольство. Кто-то поругался с соседом и что-то сказал сгоряча. Таких людей похватали еще два года назад специально для обмена, подвели под статьи «сепаратизм, терроризм». Но надо отдать должное, там тоже есть порядочные прокуроры и судьи, которые уже отпустили более тысячи человек, видя, что дела у них дутые. Но повезло не всем. Вот, например, гражданин Патока. Ему 67 лет, он очень-очень болен, а его держат уже полтора года.

- Он тоже убил кого?

- Да нет! Он только на референдуме за независимость голосовал. Или взять Дубинина Николая, 65 лет. Организовывал референдум. После скрылся от СБУ. Так у него взяли сына в заложники и предложили отцу обменять сына на себя. Ну он пришел, сына отпустили, отца посадили. Так вот, Николай тоже очень больной человек. Я ему на заседаниях в Минске через представителей СБУ лекарства передала. Потом выясняется, что половину лекарств украли!

ОФИЦЕРЫ СБУ – САДИСТЫ И НАСИЛЬНИКИ

- СБУ не брезгуют такой подлостью – брать заложников?!

- Да это практика! Могу массу историй рассказать. Они даже жен берут в заложники. Женщина беременная на третьем месяце была схвачена в Краматорске для обмена на мужа, который у нас служит. Она вела в детсад шестилетнего ребенка, больного аутизмом. Ей надели мешок на голову, ребенка оставили среди улицы. Привезли в СБУ. Звонят мужу, приезжай, и жену отпустим. Муж обратился к нам, я до хрипоты с этими СБУшниками ругалась, вы вообще кто? Вы офицеры? Вы мужчины?! Но ее там держали около месяца, пока не случился выкидыш. Тогда отпустили. Я уж не говорю, как там пытают и калечат. Скажу только, что девушка наша к ним попала, так ее месяца два ежедневно по нескольку раз насиловали. Сейчас ее, правда, перевели в другую тюрьму, и там уже это кончилось. Фамилию не скажу, но в СБУ поймут, о ком идет речь.

- Откуда вам известно про насилие?

- Так сокамерницы все видят, передают. Эту девушку осудили на 15 лет. Но по Минским соглашениям, подписанным Порошенко, она должна быть амнистирована. Там в соглашении есть пункты 5-й и 6-й, где сказано: амнистировать всех, кто участвовал в конфликте на Донбассе, и запретить политическое преследование. В кратчайшие сроки произвести обмен по формуле «всех на всех». Порошенко, я повторюсь, все это подписал.

- Ваши пленные на Украине сидят с уголовниками?

- Да. И часто подвергаются издевательствам еще и с их стороны. Украинцы же у нас сидят в отдельном блоке, и никаких контактов с уголовниками. У них каждый день четырехчасовая прогулка. Теплые вещи, нормальное питание. Никаких издевательств, естественно.

ТОРГ ПЛЕННЫМИ НЕУМЕСТЕН

- Почему не выполняется Минское соглашение по обмену?

- Как говорит госпожа Геращенко, украинская сторона вообще не обязана никого освобождать, они должны только забрать своих людей, которые у нас, по их мнению, незаконно удерживаются. Именно так она толкует соглашение. Ладно, мы пересмотрели списки, оставив только участников конфликта. Предлагаем поменять 731 человека вместе с луганскими на 48 украинских. Они же почему-то заявляют формулу «один к четырем». Да нет же! Договор «всех на всех» был утвержден Нормандским форматом. Почему мы должны менять договор?

- Помнится, во время войны и ДНР, и Луганск пачками просто так отдавали пленных без всяких обменов прямо в руки плачущих матерей.

- Мое частное мнение - когда начинался конфликт, мы были наивны как дети, и нам казалось, вот мы сейчас будем делать эти добрые жесты на глазах ОБСЕ, украинской и мировой общественности, и вся эта их агрессия скоро закончится. Но потом мы повзрослели и поняли, что все это бессмысленно и надо поступать также, как это делает их сторона.

- Сдается мне, Дарья, что все эти переговорщики с украинской стороны сами ничего решать не могут. И пока Порошенко не даст команду, они так и будут тянуть резину.

- Естественно! Я всегда про то говорила. Все зависит только от его воли. И я вот сейчас, пользуясь случаем, просто призываю господина Порошенко наконец проявить гуманизм к своим собственным людям и этих несчастных 48 человек уж забрать домой к Новому году в обмен на наших.

- А я бы еще обратился к Надежде Савченко, и вот почему. Переговорщица Ирина Геращенко, в отличие от Савченко, в плену не сидела, и ей по барабану эти пленные, что те, что другие. Для Савченко же, я знаю, это очень больная тема. И если Надя пойдет к Порошенко, то наверняка будет польза.

- Если Савченко еще возьмет с собой матерей и жен тех пленных. А она, известно, этих женщин поддерживает, то Порошенко может легко и за 5 минут все решить. С нашей стороны по формуле «всех на всех» проблем никаких не будет.

***

Ну что ж, ситуация яснее ясной. И мы с Дарьей Морозовой еще раз призываем и Петра Порошенко, и Надежду Савченко, и всех неравнодушных к теме пленных начать уже освобождение этих узников, согласно договоренностям. Я также просил бы украинские СМИ, для которых небезразлична судьба их соотечественников в плену, перепечатать это обращение, пусть и в сокращенном цензурном варианте.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Надежда Савченко позвала корреспондента «Комсомолки» в Луганск

В среду в Верховном суде России состоялось заседание по делу граждан Украины Николая Корпюка и Станислава Клыха. Их обвинили в боевых действиях на стороне чеченских боевиков в 90-е годы. На процесс приехали более сотни журналистов, но их не столько интересовал суд над Клыхом и Корпюком, сколько привлекала Надежда Савченко, которая внезапно прилетела в Москву на этот суд. (подробности)

Украинская военнопленная Надежда Савченко: «Если меня не расстреляют, я поеду в Киев призывать людей к миру»

Ее привели из камеры, пристегнули к трубе наручником.

- Вы что издеваетесь? - возмутилась она, - зачем мне российская пресса? Они же все переврут! Они уже назвали меня снайпером, наводчиком, меня обвинили в убийстве русских журналистов. (подробности)