Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
В мире1 января 2017 22:00

Четверть жителей Восточной Европы стали беднее, чем в 1989 году

«КП» побеседовала с зарубежными экспертами, пытаясь понять, кто же виноват в обнищании посткоммунистических стран после целых 25 лет «пути к рынку» [инфографика]
ЕС не смог обеспечить гражданам своих новых стран сохранение прежних социальных благ, доступных до краха коммунистического лагеря

ЕС не смог обеспечить гражданам своих новых стран сохранение прежних социальных благ, доступных до краха коммунистического лагеря

Фото: EAST NEWS

Как выяснили исследователи из Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), несмотря на долгие годы экономических реформ после краха соцлагеря, многие его бывшие жители стали ещё беднее, чем раньше.

«Доходы 23% граждан посткоммунистических стран сейчас даже ниже, чем в 1989 году (накануне падения «железного занавеса» — Ред.), — говорится в отчёте ЕБРР. Больше всех от рыночных реформ получил высший класс: 10% самых обеспеченных жителей бывших соцстран за последнюю четверть века увеличили доход на 82%, тогда как 10% самых бедных — лишь на 17%.

Причины? «Во многих посткоммунистических государствах к власти пришли антирыночники и популисты, которые подавляют свободу слова и гражданское общество, не давая сторонникам реформ победить на честных выборах», — полагает один из авторов исследования, эмигрант-оппозиционер Сергей Гуриев. Впрочем, по мнению опрошенных «Комсомолкой» отечественных и зарубежных экспертов, обнищание жителей бывшего Восточного блока могло иметь и другие предпосылки.

Посткоммунистические страны за четверть века экономической свободы

Посткоммунистические страны за четверть века экономической свободы

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

— Выводы экономистов неудивительны, — объясняет «КП» швейцарский политолог Марчелло Фоа. — ЕС не смог обеспечить гражданам своих новых стран сохранение прежних социальных благ, доступных до краха коммунистического лагеря. Даже мне, как стороннику рынка, очевидно, что к капитализму следовало переходить плавно, без крутых мер. Посмотрите, скажем, на земли бывшей ГДР, которые, наверно, уже никогда не достигнут прежней промышленной мощи, а экономический бум девяностых и начала нулевых словно обошёл их стороной. Соответственно, и общественные настроения в Восточной Европе качнулись от «евроэйфории» к «европессимизму», — полагает эксперт.

Сокращаются не только личные доходы, но и население многих бывших соцстран. Так, в Венгрии в 1985 году насчитывалось 10,6 млн человек; в 2015-м — лишь 9,8 млн. В Болгарии от девяти миллионов «доперестроечных» жителей сегодня осталось чуть больше семи. В Латвии за годы «пути в Европу» население уменьшилось на 25%.

— «Страны народной демократии» строили социальные государства, ориентируясь на Советский Союз времён развитого социализма, — говорит «КП», политический аналитик Мониторинговой организации СНГ и Европы Станислав Бышок. — Секрет процветания был прост: СССР поставлял союзникам природные ресурсы на льготных условиях, одновременно открывая прилавки огромной страны для их продукции (в том числе и неконкурентоспособной на западном рынке — например, болгарских помидоров или югославской обуви). Однако евроинтеграция разорвала прежние экономические цепочки, сотни тысяч «новых европейцев» уехали в качестве трудовых мигрантов на Запад. Субсидии Брюсселя для «младших» членов ЕС касаются лишь сельского хозяйства, а отнюдь не высокотехнологичной промышленности (наподобие венгерских автобусов «Икарус», на которых ездил весь соцлагерь). Поэтому в бывших народных республиках реальное производство пришло в упадок, а ведь это и рабочие места, и налоги, идущие на пенсии и пособия.

Убыль населения

Убыль населения

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

— Абсолютно вся Восточная Европа после краха «железного занавеса» стала строить неолиберальную экономику по рецептам Международного валютного фонда, Всемирного банка и прочих финансовых институтов Запада, — вспоминает в беседе с «КП» депутат венгерского парламента от партии «Йоббик» Мартон Дьёндьёши. — И наши политические элиты наивно и близоруко следовали этим рецептам, надеясь, будто успешное вступление в ЕС и НАТО спишет все проблемы. Чтобы стать «своими» в глазах Брюсселя и Вашингтона, посткоммунистические лидеры обрекали свои страны на полную зависимость от воли «старших партнёров». Но после двух десятилетий либеральных реформ очевидно, что бесконтрольная распродажа бывшей госсобственности и полный отказ от регулирования экономики служит лишь интересам глобалистов, а никак не самих восточноевропейских народов, — уверен венгерский политик.

Впрочем, есть и хорошие новости. Согласно тому же исследованию ЕББР, с 1998 по 2014 год уровень бедности в России упал с 29% до 11%. Тогда как сразу после развала соцлагеря тот враз подскочил на 40%.

ИТОГО

Валерий Миронов, кандидат экономических наук, замдиректора института «Центр развития» Высшей школы экономики:

«Реформаторы слабо разбирались, как реально работает рынок»

— Новые власти посткоммунистических стран совершили немало ошибок. Они в большинстве своём даже толком не понимали, как функционирует рынок: высшего экономического образования в современном смысле не было, в вузах преподавали политэкономию Карла Маркса образца XIX века. Не учитывался китайский метод постепенного движения к капитализму. Считалась, что для Восточной Европы такая практика неприменима, однако недавние исследования показали, что в своих реформах Пекин ориентировался на опыт по внедрению совнархозов во времена «оттепели» в СССР (когда местные власти и крупные предприятия получили отдельные экономические свободы; во времена «застоя» эксперимент был свёрнут).

Сейчас все говорят о необходимости «структурных реформ в экономике», слабо понимая, что здесь имеется в виду. Между тем речь идёт об изменении структуры хозяйства в пользу повышения доли обрабатывающей и высокотехнологичной индустрии. В посткоммунистических странах структура экономики, конечно, менялась, но в основном развитие происходило за счёт бурного увеличения прежде неразвитой сферы услуг и финансов. В итоге данный сектор оказался гипертрофирован — и не смог обеспечить устойчивый рост без модернизации реальной промышленности (чем за годы реформ почти не занимались).

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Олег Шибанов, доцент Российской экономической школы (РЭШ):

«Нужны инвестиции в человеческий капитал»

— Ни одна из «переходных экономик», включая даже самую успешную страну Восточную Европы — Польшу, так и не достигла уровня Запада по подушевому развитию. В то же время посмотрите на соседнюю Германию, которая сейчас является вторым после Китая центром по производству «всего, чего угодно» от продуктов питания до автомобилей. Секрет успеха ФРГ — инвестиции в человеческий капитал: в немецких университетах, как гуманитарных, так технических, дают знания, реально востребованные на рынке, а немецкие рабочие умеют делать именно то, что нужно бизнесу.

Удастся ли посткоммунистическим странам когда-либо догнать Запад? На мой взгляд, это можно осуществить в три этапа. Первый этап: модернизация трудоёмких отраслей (прежде всего, таких, как сельское хозяйство). Условно говоря, один современный трактор может заменить десяток крестьян. Соответственно, освободившеся рабочие руки мы обучаем новым индустриальным технологиям.

Второй этап — с помощью этих квалифицированных трудовых ресурсов мы развиваем обрабатывающие производства, чья продукция будет востребована в других странах и позволит встроиться в мировые технологические цепочки. Хороший пример — Словакия: до 90-х годов там вообще не было автомобильных заводов, однако благодаря продуманной политике по привлечению иностранных инвестиций эта маленькая страна сейчас вышла в мировые лидеры по подушевому производству автомобилей.

И, наконец, третий этап — вложение накопленного человеческого капитала в новые технологии. Скажем, сейчас происходит так называемая «четвёртая промышленная революция», на производстве внедряются роботы и 3D-принтеры. Но их тоже нужно конструировать и обслуживать с помощью квалифицированных рабочих. Те страны, которые смогут оседлать эту технологическую волну, и окажутся в лидерах.