«Я хотел проверить, на что Моника способна ради мужчины», - признается Кустурица. И ему это удалось.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
По сюжету новый фильм Кустурицы (в России он выходит в прокат 12 января. - Ред.) - любовная повесть о роковом влечении невеселого деревенского молочника (в этой роли сам режиссер) к полусербке-полуитальянке с тяжелым военным прошлым и внешностью Моники Беллуччи. По жанру сам Кустурица называет свой фильм сказкой, война носит в ней сколь абстрактный, столь и перманентный характер - хеппи-энда, видимо, не предвидится.
«Война стала обыденностью»
- Вы не в первый раз снимаете кино о войне.
- Потому что война стала системой. С 1990-х годов, когда началась война в Сербии, огонь стал вспыхивать по всему миру и так и не остановился до сих пор. Посмотрите по сторонам, и вы поймете, что мир просто привык к войне. То одно происходит, то другое - война стала обыденностью, человечество просто потеряло чувство сострадания.
Я пытался привнести в это кино идеализм, который абсолютно потерян в этом мире. Любовь в нем - это состояние ума или просто процесс обмена импульсами, а я хотел показать, что это сила, необходимая людям для возрождения. Она понадобится нам в будущем, которое, надеюсь, будет лучше.
«Хотел разморозить икону»
- Вы впервые сыграли в своем фильме главную роль.
- Да, к сожалению. Мы начинали снимать картину с конца - вначале была короткометражка, в которой мой герой каждый день забирался в гору, принося с собой камень. Для того чтобы объяснить, почему он это делает, мне понадобилось снять весь этот длинный фильм. И чтобы не переснимать конец, пришлось сниматься и в предыстории. Это оказалось очень сложно - после этой работы я еще больше обожаю Чаплина, который как-то умудрялся играть в своих собственных фильмах.
- Почему вы выбрали Беллуччи на главную роль?
- Я хотел разморозить икону! Во всех своих фильмах Моника использует свою женственность. Она делает это прекрасно, но думаю, что в большинстве случаев режиссеры неправильно ее использовали. Она стопроцентная женщина. Но на что она реально способна ради мужчины? В нашей картине она прыгала с 20 метров в реку - мы снимали эту сцену два месяца на 50-градусной жаре…
- В вашем фильме у нее несравнимо больше сцен действия, чем в картине о Джеймсе Бонде, в которой она снималась.
- Конечно. По этому поводу я даже шутил на съемках: «Ну и кто здесь Джеймс Бонд?»
- Вы не раз говорили, что одержимы самолетами, самим ощущением полета.
- Да, с детства. Полет лишает нас гравитации. Я хотел добиться этого ощущения и в фильме, наши герои в нем часто меняют дорогу жизни - может, поэтому и остаются в живых. Идеей легкости в кино меня заразил еще мой пражский профессор, который учил нас снимать так, чтобы зритель чувствовал себя намного легче, чем ты на съемочной площадке.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Эмир КУСТУРИЦА родился в Сараево в 1954 году. Учился в знаменитой пражской киношколе FAMU. Дебютировал в кино в 1981 году картиной «Помнишь ли Долли Белл?», удостоенной «Золотого льва» в Венеции. Второй фильм Кустурицы - «Отец в командировке» (1985) получил уже «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Вторую «Пальму» Кустурица заработал 10 лет спустя за картину «Подполье». После чего последовал приз за лучшую режиссуру в Венеции («Черная кошка, белый кот»). С 1986 года играет на бас-гитаре в группе No Smoking Orchestra. Режиссеру принадлежит собственная деревня Кустендорф, в которой он ежегодно проводит кинофестиваль своего имени.
5 лучших фильмов Кустурицы:
● «Отец в командировке» (1985)
● «Время цыган» (1988)
● «Сны Аризоны» (1993)
● «Подполье» (1995)
● «Черная кошка, белый кот» (1998)