Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество12 апреля 2017 7:00

Неутомимое солнце

Никита Михалков как индикатор повестки президентских выбров - 2018
Газенко Роман, российский режиссёр, сценарист, публицист, политтехнолог
Газенко Роман, российский режиссёр, сценарист, публицист, политтехнолог.

Газенко Роман, российский режиссёр, сценарист, публицист, политтехнолог.

Актёр в России – больше чем актёр… А почему, собственно, только в России? Те же нелюбимые «солнцем» отечественного кинематографа Никитой Михалковым США явили миру два ярких примера политического взлёта известных лицедеев – Арнольда Шварценэггера и Рональда Рейгана. Есть ли шанс повторения голливудского опыта на российской политической ниве?

Этот вопрос, несмотря на кажущуюся абсурдность, далеко не праздный для внутриполитического пасьянса современной российской административной византии. И для его постановки – налицо целый ряд очевидных факторов. Главный из них – глубокий кризис оппозиции.

Так называемая «системная оппозиция» подошла к черте своей декоративной бессмысленности, за которой – потеря доверия избирателей и обрушение электоральной базы. За десятилетия её бутафорской протестности население начинает осознавать, что жириновцы – справа, коммунисты - слева, и справоросы – по центру – это не оппозиционный фронт, а отработанный спектакль с известным финалом. К легко предсказуемому разочарованию по этому поводу неумолимо добавляется новая объективная данность – возраст безобидных парламентских «возмутителей государственного спокойствия»,. Их неизбежный переход в разряд прикремлёвских геронтократов неумолимо скажется на будущих рейтингах. Выжигая поляну кадрового резерва, несменяемая оппозиционная тройка: Жириновский, Зюганов и Миронов не только завела в тупик линию «рукопожатого протеста» политике правящего кабинета, но и лишила действующую власть перспективы разыграть в предстоящих президентских выборах эффектную и эффективную партию в старого подкидного дурака.

В свою очередь, нынешний лидер несистемного протеста Алексей Навальный, выведя на антикоррупционный марш «ВКонтактную» молодёжь, в стратегическом ключе тоже столкнётся с проблемой политического возраста. В его случае – возраста потенциальных избирателей. Значительная часть его сторонников на ближайших выборах не дотянет до возрастного электорального порога. С достигшими гражданского соверщеннолетия – тоже проблема. Пока никому не удавалось найти успешное решение задачи перемотивировать юного протестника с правом голоса реализовать гормональную бурю не на площади, а у нероманичной избирательной урны. Это, скорее, инвестиция в дальнюю политическую перспективу. Консультант и соратник Навального Владимир Ашурков был неплохим специалистом по инвестиционным рискам. Но стратегический риск такой политической инвестиции явно недооценивает. К моменту, когда нынешние сторонники созреют для заполнения избирательных бюллетеней, они составят ядро консервативного и политически инертного среднего класса. Учитывая неизбежную смену системы ценностей этого электорального сегмента, борьбу за его мотивацию к «правильному» политическому действию придётся начинать практически с нуля. Пока же реальный результат недавней бурной деятельности непримиримого борца с коррупцией Алексея Навального лишь подтверждает принцип «намерение нетождественно результату». Премьер Медведев очевидно укрепил свои позиции в кремлёвском раскладе. Да, согласно свежему замеру рейтинга общественного доверия он потерял 10 процентов. Но кого на российском политическом Олимпе волнуют такие мелочи, как общественное мнение! А повестку борьбы с коррупцией у её далеко не безупречного глашатая уже сейчас, используя безграничный административный ресурс, легко перехватывает Кремль. Пиар в Ютубе против делающих заголовки реальных посадок - по воздействию на обывателя - величины несопоставимые. В таком раскладе, даже если отбросить конспирологические версии о возможной синхронизации действий властей и Навального – последний в роли «хромой утки» для будущей президентской баталии выглядит бледновато. Здесь Путину как спарринг-партнёр очевидно потребуется не мальчик для битья, а персонаж другого калибра.

Пожалуй, в таком контексте надо более внимательно отнестись к фигуре Никиты Михалкова как возможного второго номера на предстоящих президентских выборах. Знаменитый режиссёр обладает недюжинным талантом тонко улавливать конъюнктуру «исконных чаяний» среднестатистического россиянина, которого накануне выборов вдруг начинают слышать как потенциального избирателя. Что немаловажно – он обладает потенциально капитализируемым медийным ресурсом. Его мимикрирующий видеоблог «Бесогон ТВ» на главном государственном телеканале - это эффективный инструмент, дающий обывателю необходимый бесхитростный ответ на извечный русский вопрос - «кто виноват» во всех бедах. Конечно, же пресловутый коварный Запад, НАТО и либеральная пятая колонна по эту сторону фронта.

Роль рупора для консервативного электорального большинства обеспечивала Михалкову гарантированное участие в избирательных технологиях предыдущих лет. Но сейчас Никита Сергеевич сделал рывок к принципиально новому статусу.

В августе 2016-го года он выступил с инициативой создания министерства по делам семьи и детства. Этот – качественный сдвиг от проблематики «кто виноват» к повестке «что делать» - ни что иное, как заявка амбиций разменять позицию властителя дум на властное кресло. И здесь обращает на себя внимание один тонкий момент. Сверху очевидно прозвучала понятная любому актёру команда «Стоп, снято!». И воплощение идеи вернуть образованию воспитательные функции и централизовать заботу о сохранении семейных ценностей было отдано другим, менее амбициозным исполнителям. Вместо нового министерства под компетентным руководством инициатора Кремль пошёл другим, менее радикальным путём. Уже имеющиеся профильные структуры исполнительной и законодательной власти включая пост детского омбутсмена были укомплектованы единомышленниками Михалкова по идеологии «Самодержавие – Православие - народность».

Почему самого автора не вызвали на политическую сцену? Это интересный вопрос. Не исключено, что его калибр держали в резерве верховного командования для решающего сражения – президентской избирательной кампании. Теперь на фоне антикоррупционного «детского марша» Михалкову ничто не мешает, намекая на свои провидческие способности, заявить: «А я предупреждал!», указать на провал своих неосмотрительно взявших на себя государственную ответственность коллег по православно-монархическому фронту и согласовать с Кремлём свой сценарий постановки на тему выборов Президента. С массовкой, которая не снилась Голливуду.