Глава Минобрнауки считает, что муниципальное подчинение школ почти не оставляет для министерства прямых рычагов влияния
Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН
Школы в России стали муниципальными в начале 90-х годов. И не от хорошей жизни. У федерального бюджета в казне была дырка от бублика. Вот и спихнули среднее образование на самый нижний уровень — вы там как-то сами прокормитесь. Муниципалитеты стали учредителями школ. А бюджет образовательных учреждений стал полностью зависеть от того, что накапало в карман местной власти. Конечно, с регионального уровня муниципалитетам денег подбрасывали (иначе в депрессивных регионах вообще некому было бы учить подрастающее поколение).
Министр образования и науки Ольга Васильева на заседании комитета Госдумы РФ по образованию и науки объявила, что муниципальная вольница (или невольница - это уж как понимать) закончилась: «Сейчас совершенно другой исторический период, который требует, естественно, - я позволю себе такой термин произнести - "государственные школы". То есть возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы".
Глава Минобрнауки считает, что муниципальное подчинение школ почти не оставляет для министерства прямых рычагов влияния.
Динамика расходов на образование
- Трудно себе представить, что 44 тысячи школ никоим образом министерству образования и науки не подчиняются. Также они не подчиняются региону, - заметила министр.
По мнению Ольги Юрьевны, такое переподчинение «позволит создать единое образовательное пространство - привести образовательные программы в разных городах и селах в соответствие с теми, что разрабатываются на федеральном уровне». Хотя и сейчас, впрочем, школы обязаны соблюдать федеральный государственный образовательный стандарт. А учителя пользуются рекомендованными министерством образовательными программами.
- Муниципалитеты имеют все основания потратить на иные нужды деньги, которые регион направляет на школы, - объяснила Ольга Юрьевна. И добавила. - Деньги должны во всех регионах доходить до школ.
По словам Васильевой, реформа начнется с "пилотного проекта". В 16 регионах начнут переводить школы на региональный уровень в порядке эксперимента.
Это только кажется, что такой перевод — дело не сложное. Школам придется менять все документы — от устава до аккредитаций.
КСТАТИ
Система образования в России: привычной школе осталось жить пять лет
Казалось бы, в стране уже потихоньку привыкли к ЕГЭ, ГИА и даже к ВПР. Изменения в системе образования в России идут почти постоянно. Но все громче звучат предложения вернуть старую советскую школу. Почему это невозможно, рассказали президент «Сбербанка» Герман Греф и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов на церемонии награждения финалистов конкурса "Школа навыков XXI века". (подробности)