Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Наука21 августа 2017 17:24

Ученые нашли в Египте нетронутую гробницу, внутри которой лежала... сигаретная пачка!

Как шиковали древние египтяне и за чем до сих пор охотятся «Лары Крофт», рассказываем в эфире программы «Передача данных» [радиопередача]
Мария Баченина выпытала, что там такого необычного нашли у пирамид!

Мария Баченина выпытала, что там такого необычного нашли у пирамид!

Баченина:

- В эфире «Передача данных». У микрофона Мария Баченина, а в студии кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института востоковедения РАН египтолог Максим Лебедев.

Лебедев:

- Здравствуйте, Мария!

Баченина:

- Будем говорить сегодня о странных находках в Египте у подножия пирамид. Я даже список составила, чтобы сразу в омут с головой.

Давайте я вам слово или словосочетание, а вы мне историю.

Лебедев:

- Давайте.

Баченина:

- Итак, следы грабителей древнего царства. Что бы это значило?

Лебедев:

- В той части некрополя, где мы копаем, довольно много погребений было ограблено вскоре после того, как они были совершены. Причем, видно, что двигали те тела, которые не разложились. Перекладывали с одного бока на другой, складывали около стеночки. У нас есть замечательное погребение женщины, которое было сделано в очень маленькой камере. Ей места там явно не хватало и для того, чтобы туда вместить, ее запихнули, судя по всему, в мешок. Вот она там вся выкрученная лежала.

Баченина:

- А зачем они это делали?

Лебедев:

- Некрополь около пирамид был очень популярен. Это было важное место. Если вы получаете право там быть похороненным, то этим можно гордиться.

Баченина:

- А как получить это право?

Лебедев:

- Нужно было, судя по всему, принадлежать к семье чиновника какого-нибудь, который имеет право на определенную часть некрополя.

Баченина:

- А если ты крестьянин, то, извини…

Лебедев:

- Либо иметь гробницу. Да. Но при этом вырубить шахту и погребальную камеру – это довольно дорого.

Баченина:

- А мог явиться такой новый крестьянин, знаете, как новый русский, новый египтянин. Ну, разбогател он на продаже зерна. И сказать, по-барски так открыв дверь: послушайте, гробницы строите? Строим. Выруби мне в скале! И пачку денег кинуть на стол.

Лебедев:

- Что касается эпохи древнего царства, то есть, третьего тысячелетия, сложно сказать. Потому что письменных источников у нас очень мало. Но что касается более поздних эпох, то да, нам известно, что люди, которые добивались успеха вне системы государственного управления, они могли претендовать на очень богатое погребение.

Баченина:

- Деньги решали все, как и сегодня?

Лебедев:

- Ну, денег тогда еще не было по большому счету, но богатство решало многое.

Баченина:

- А что было самым большим доказательством богатства?

Лебедев:

- Богатое погребение с большим количеством изображений.

Баченина:

- За погребение чем платили? За гробницу-то.

Лебедев:

- Платили? Было несколько средств эквивалентного обмена – это зерно и ткани, лен. И дальше идут масла, мясо…

Баченина:

- Хороший гроб сколько стоил?

Лебедев:

- …медь.

Баченина:

- Тушу? Или несколько рулонов хлопка?

Лебедев:

- Есть данные от эпохи Нового Царства. Там, скажем, гроб деревянный расписной – это двухмесячная зарплата мастера.

А что касается следов грабителей, да, если к ним возвращаться, их довольно много. И любопытно, когда люди Древнего Царства проникали в погребальные камеры, когда грабили, они чувствовали, что им нужно что-то сделать со скелетом, чтобы потом дух умершего их не преследовал.

Баченина:

- Это же сами египтяне, это не какие-то…

Лебедев:

- Сами египтяне. И у нас есть несколько случаев, когда очень хорошо видно, что они специально его крошили, просто разбивали скелет. Или есть замечательный случай, когда на женский скелет был навален большой камень, судя по всему, чтобы этот дух умершего человека его не преследовал.

Баченина:

- Что они там искали?

Лебедев:

- Разрушенной мы находим, прежде всего, верхнюю часть скелета, где были ожерелья. Снимали ожерелья, потому что нижняя часть тела обычно…

Баченина:

- А гробы красивые они не забирали?

Лебедев:

- Позднее в эпоху Нового Царства и после Нового Царства у нас практически нет гробов не переиспользованных, причем, есть любопытные гробы: крышка от одного, днище от другого, боковые стенки от третьего. Где-то имя вычеркнуто, где-то его так и не вычеркнули, где-то его замазали. Все это сбито кое-как.

Баченина:

- Пачка от сигарет в нетронутом погребении эпохи строительства пирамид?

Лебедев:

- Это был замечательный случай на западном некрополе плата Гизы. Экспедиция брауновского университета там работала.

Баченина:

- Минутку! Первый вопрос и самый главный. Пустая пачка?

Лебедев:

- Пачка была пустая.

Баченина:

- Что за сигареты были?

Лебедев:

- Местные «Клеопатра». Так вот, вскрыли не потревоженное погребение. Там заклад, который закрывал вход в погребальную камеру, все опечатано и замазано.

Баченина:

- А что значит это? Большой камень? И сырцом между ними.

Лебедев:

- Да. И между ними раствор, который запечатывает бреши.

Баченина:

- Понятно. Не войти незамеченным.

Лебедев:

- Самое главное, что заклад был нетронут. Они отворачивают эти камни, видят – лежит скелет, рядом пачка от сигарет. Начали ломать головы. И выяснилось, что известняки, из которых сложено наше плато, они имеют большое количество трещин. И по этим трещинам путешествует много интересного материала. Сверху вниз они ползут. У нас, например, через такие трещины часто вываливались какие-то бинты, записки девятнадцатого века, пачки от спичек, а им в нетронутую камеру свалилась пачка от сигарет.

Баченина:

- Навеяло ветром.

Лебедев:

- Кстати, это часто встречается и у нас. Скажем, вы раскапываете скифский курган и вдруг в брюшной полости какого-то скифа, жившего в седьмом или в пятом веке до нашей эры, вы находите полиэтиленовый пакет.

Баченина:

- Это шок!

Лебедев:

- Это шок, который затащил туда какой-нибудь крот.

Баченина:

- А ваша любимая какая?

Лебедев:

- Моя любимая находка не находка как таковая. Точнее, это целая гробница. Однажды, копая недалеко от комплексов Хафра-Анха мы обнаружили довольно хорошо вырубленную часовню. Очень качественно сделанную, но ни одной надписи и изображения. А к безымянным гробницам относишься так, довольно прохладно. И вот однажды на обеденном перерыве я проходил мимо этой гробницы и вдруг странной она мне показалась. Я подошел, начал кисточкой расчищать пространство над входом, вдруг вижу один знак. Потом второй, потом третий. И выяснилось, что гробница имеет имя. И она принадлежала Нису Птаху. Это традиционный для данного мемфисского региона имя, потому что оно апеллирует к местному божеству богу Птаху. И, конечно, тут совсем по-другому мы к гробнице стали относиться. И, во-вторых, мы это имя вытащили из забвения в последний момент. Увидеть его было очень сложно, только в таких вечерних лучах солнца. И египтяне очень хотели, чтобы их помнили и их имена называли. И теперь мы имеем копию этой надписи.

Баченина:

- Оно было в каком-то нетрадиционном месте, что вы сразу не увидели?

Лебедев:

- Дело в том, что там было сильное разрушение. Оно было в традиционном месте, на разрушения были сильные и мы не могли их увидеть.

Многое зависит от освещения, к сожалению, потому что практически ничего не сохранилось от иероглифов, то луч солнца, упавший под другим углом может сыграть. Или более мягкий свет.

Баченина:

- А захоронение карликов?

Лебедев:

- Они были довольно редкими. В Гизе всего было найдено четыре скелета, два из них были найдены в 2014 году нашей экспедицией. Они были найдены в простых шахтах, погребения относятся к самому концу Древнего Царства, то есть, к концу строительства великих пирамид.

Баченина:

- Представляю, как вы отмечали эту находку! Ого! Карлики! И пошла гулянка!

Лебедев:

- Большая редкость, да. Изображений карликов известно много, а вот изучить патологии на конкретных скелетах практически никогда не удается. Выяснилось, оба карлика были мужчинами, дожили до 45-50 лет, но имели большое количество различных травм, что говорит о том, что жизнь их была хоть и долгая, относительно богатая, потому что они имели доступ к престижной пище, тем не менее, тяжелая, потому что одновременно большое количество переломов, травм. У одного были сломаны ребра. Серьезные были нагрузки на верхнюю часть тела. Возможно, они занимались тяжелой физической работой, что, кстати, не следует из тех изображений карликов, которые нам известны.

Баченина:

- Может, их просто пинали?

Лебедев:

- Может быть. Потому что все контексты, в которых карлики встречаются, они в основном выступают в изображениях из гробниц Древнего Царства, как человеческие питомцы.

Баченина:

- Ого! А какими были египтяне? Что культивировалось в характере и в воспитании?

Лебедев:

- Мы можем судить об этом по костным свидетельствам о том, какие грамматический формы использовались в том или ином случае, какие темы затрагиваются в текстах, которые до нас дошли. Мы можем сказать, что египтяне очень любили жизнь. Мужчины очень любили женщин египетских и не только.

Баченина:

- А каких еще?

Лебедев:

- Азиаток, например. Имеется в виду с Ближнего Востока. Но и довольно много было представителей негроидной расы. К детям очень трогательно относились. Очень ценили…

Баченина:

- Серьезно? Как грузины? Как итальянцы?

Лебедев:

- Детей было помногу. Игрушки известны детские.

Баченина:

- Какие были самые популярные?

Лебедев:

- На колесиках различные животные. Животные часто использовались в качестве игрушек. Например, обезьянки. Гуси. Собаки и кошки, это понятно.

И довольно много любовной лирики. Сатирических папирусов, которые изображают, показывают, над чем египтяне смеялись. Они любили очень пародии. В том числе и на царей делали пародии.

Баченина:

- Демократия прямо! А домострой там был? Или свобода нравов?

Лебедев:

- Судя по всему, египтяне могли иметь по нескольку жен одновременно, но положение женщины было гораздо более выгодное, чем в Древней Греции, скажем. Той, которую мы знаем. От третьего тысячелетия у нас есть данные о женщине, которая держала пивоварню. Женщины могли устраивать заговоры. Известен заговор против царя Рамзеса Третьего, который созрел среди дам гарема. Они даже его смогли извести. Рамзес был убит.

Баченина:

- Чем изводили?

Лебедев:

- С помощью магии. А в конце концов убили вполне физически каким-то тупым предметом.

Баченина:

- Я стесняюсь спросить, а какая магия была самая опасная? Если я хочу извести вас, Максим, какой магией я должна воспользоваться по египетским меркам?

Лебедев:

- От более поздних эпох у нас довольно много сохранилось предметов, которые использовались в магических действиях. Они кажутся уже довольно стандартными, привычными. То, что мы могли бы и сами использовать. Скажем, восковые фигурки, о которых я уже говорил. Или известная история о том, когда египетский царь вел войну с напавшим на него врагом, там шла морская битва, то на большом искусственном водоеме у себя во дворе поджигал вражеские корабли. И они должны были разрушаться в тот же момент непосредственно на море.

Баченина:

- Дальше по списку. Уникальный гарпун.

Лебедев:

- В 2014 году мы нашли нетронутое погребение и там лежал молодой человек, ему было 20-30 лет. И под рукой у него располагался медный гарпун. Медные находки в египетских гробницах – это довольно редкая вещь. А гарпун уникален потому, что, во-первых, таких предметов неизвестно. Такой наконечник у него, четыре острия. Таких предметов пока не найдено. Но самое главное, что сцена охоты с гарпуном была очень популярна с египетских гробницах знати. И, судя по всему, она имела важное ритуальное значение.

Баченина:

- И причем тут гарпун?

Лебедев:

- Это была очень скромная гробница, где не было возможности сделать ни рельеф, ни изображений, а сцена, видимо, была очень важна. И для того, чтобы сделать такую отсылку, ему в погребение положи ли гарпун. Он важен не сам по себе как предмет, а как символ, который говорит о том, что этот человек победит силы хаоса, преодолеет и сможет возродиться к вечной жизни.

Это то же самое как крест. Крест – это орудие пытки и казни. Но когда мы находим в христианском погребении крестик, мы понимаем, что он символизирует. И вот для древних египтян в данном случае, вероятно, гарпун был важным символом.

Баченина:

- А они были фанатиками?

Лебедев:

- В языческих культурах, как правило, очень терпимо относятся к представителям других религий. Это было характерно и для египтян. У них был один эпизод в их долгой истории. В эпоху Нового Царства перед Тутанхамоном был царь-еретик, которого звали Эхнатон. И он попытался бороться с культом большинства египетских богов и пытался утверждать культ единого божества. И да, в этот момент проявлялась религиозная нетерпимость, уничтожались изображения старых богов, рушились их храмы, закрывались.

Потом боролись точно так же с единым божеством, которого Эхнатон пытался…

Баченина:

- А что за божество?

Лебедев:

- Звали его Атон. Это солнечный диск. Таких примеров религиозной нетерпимости немного. Египтяне с удовольствием принимали чужих богов, особенно из Азии. И активно их использовали. Как и многие другие языческие народы. Считалось, что если вы покоряете какой-то народ, надо забрать его богов, прямо физически их перевести, построить им новый храм. И тут они станут заступниками вашего государства.

Баченина:

- Работать начнут на вас. Какое практичное отношение!

Лебедев:

- Египтяне вообще очень практичные. И даже когда они строили пирамиды, мы видим, что снаружи они очень красиво выглядят, а внутри камни могут быть просто набросаны. Мало кто знает, что верхняя третья пирамида, там есть настоящая пещера. Много говорят о том, что между блоками пирамид нельзя просунуть лезвие ножа. Но, на самом деле, между блоками пирамид можно и голову спокойно просунуть, просто зависит все от места.

Баченина:

-Снаружи красиво, внутри не очень. А так же они и жили?

Лебедев:

- Жили они, как правило, даже цари в дворцах из кирпича-сырца, то есть, просто из нильского ила. Хотя все это было красиво украшено изразцами, росписями, большое количество золота было. Есть небольшие фрагменты декорирования царских дворцов. Иногда смотришь, господи, какая пошлость!

Баченина:

- Дорого и богато!

Лебедев:

- Да. А погребение – тут они были очень практичны. Они делали диадемы, которые были покрыты штукатуркой, которую невозможно было использовать. Или сандалии, в которых невозможно было ходить. Была такая одежда для мумий. Сосуды, которые были невозможно использовать. С дырками, с браком. Для мертвых сойдет.

Баченина:

- Мягкая мебель, они любили комфорт?

Лебедев:

- Любили.

Баченина:

- Посуда красивая.

Лебедев:

- Да. Различные сундучки, туалетные принадлежности, веера, парики.

Баченина:

- А какие парики-то были?

Лебедев:

- Большие и шикарные.

Баченина:

- Большие были у короля Солнца. Три этажа вверх и два в ширину.

Лебедев:

- По полметра в высоту могли быть, в ширину по полметра.

Баченина:

- Из чего делались? Из натурального волоса?

Лебедев:

- Человеческий и животный волос. Египтяне брились, а потом поверх надевали парик. Потому что очень жарко.

Баченина:

- Зачем тогда парик?

Лебедев:

- А для выхода в свет.

Баченина:

- А какой формы были?

Лебедев:

- Египтяне были смуглые, волосы, как правило парики были черного цвета. Несколько уровней, как правило, очень пышная прическа, которая спадала большим количеством косичек. Очень сложно заплетенных.

Баченина:

- Афровариант.

Лебедев:

- На такой парик ставился конус из жира и ли воска с различными благовонными маслами. И на жаре он постепенно таял, жир растекался по парику и эфирные масла извлекались и на празднике царил аромат.

Баченина:

- Ой, вы на меня произвели неизгладимое впечатление этими париками и конусами!

Лебедев:

- Свинцом подкрашивали себе глаза. Было нормально.

Баченина:

- Не понимая, насколько это вредно, да? Хотя бы ртуть не употребляли?

Такое ощущение, что весь Египет – это большое захоронение мертвых. Устраивать вокруг каждого умершего захоронение с вырубкой в скале, пирамиду, еще что-то. Так места не хватит на всех.

Лебедев:

- Это не совсем так, потому что долгое время исследователи удивлялись, как мало погребений в Египте, учитывая то, что на протяжении 3 тысяч лет каждые 20-25 лет сменялось по несколько миллионов человек. Погребения большей части от эпохи Древнего Царства не удавалось долгое время найти. Но вот в последние годы то там, то сям, то в Среднем Египте, то в Верхнем, то в районе Мемфиса, столицы Египта того периода недалеко от Каира, начали находить некрополи, которые принадлежали простым египтянам. Как правило, это очень скромные могилы – углубления в песке либо в скале. Тела клали в простые деревянные или тростниковые саркофаги. Или просто гробы. Или в большие сосуды. И засыпали все это дело песком, сверху клали несколько камней. Камни растаскивались постепенно, песок разносился и их очень сложно найти на поверхности. И поэтому на них долгое время не обращали внимание.

Баченина:

- Сосуды. Я уточнить хотела.

Лебедев:

- Огромные сосуды керамические.

Баченина:

- Бутылка?

Лебедев:

- Нет. Такие горшки большие. Вот в одной из наших гробниц было найдено погребение в амфоре, детское, причем. Там было похоронено сразу несколько детей примерно шестимесячного возраста. Возможно, они умерли вместе от какого-то инфекционного заболевания.

Баченина:

- Мы все время о мертвых. А что-то связанное с живыми находится чаще, может быть?

Лебедев:

- Поскольку мы работаем в некрополе, но на самом деле, египтяне были жизнелюбивыми и все, что связано с гробницами, они к этому относились очень позитивно. Потому что это гарантировало их дальнейшее существование. Смерть – это просто переход…

Баченина:

- Не думай о секундах свысока.

Лебедев:

- Да. И один из самых лучших подарков в эпоху Нового Царства – это красивый и хороший гроб.

Баченина:

- Простите, я современная женщина. И думаю, насколько бы проще стала наша жизнь. Сейчас над подарком-то так долго думать приходится.

Древний египтянин с отрубленной головой.

Лебедев:

- Это был замечательный случай. В 2010 году на слое желтого песка мы обнаружили скелет мужчины с отрубленной головой. Для эпохи третьего тысячелетия это довольно редкий случай. Египтяне крайне трепетно относились к целостности тела. Вот если это враг, ему часто рубили голову, но такое наказание практиковалось только к людям, которые находились вне системы египетских ценностей. Либо это были враги. Отсечение головы часто упоминается в египетских религиозных текстах. Но, как правило, это связано либо с чужеземцами, либо с божествами, которые являются врагами царя либо солнечного божества. Это самое страшное, что можно было придумать.

Баченина:

- Вы выяснили, в чем проблема?

Лебедев:

- Нет. Если бы его официально казнили, то такой преступник должен был быть лишен погребения. Он был похоронен в соответствии с ритуалом. Его убийство не было санкционировано.

Баченина:

- А, может, это несчастный случай?

Лебедев:

- Это была точно не казнь. Если это был какой-то несчастный случай, а такие примеры есть от более ранних эпох, тогда бы они, по идее, должны были попытаться эту голову приставить к телу и создать хотя бы видимость целостности.

Баченина:

- А почему вы не допускаете, что время уничтожило голову, оставив все остальное на потом?

Лебедев:

- Голову-то мы нашли. Но нашли мы ее в нескольких десятках сантиметров. И она лежала отдельно с нижней челюстью. Часто такое бывает, что если голова лежит на камне, который используется в виде подушки, потом мягкие ткани исчезают и череп откатывается, нижняя челюсть тоже валяется рядом. Такое бывает. Но здесь ситуация была другая. Его положили на левый бог, а рядом лежала голова. И сливались они совершенно отдельно: вокруг скелета и черепа сохранились следы тлена.

Баченина:

- А вы еще изучаете, что если бы, то это бы откатилось, отвалилось туда…

Лебедев:

- Дело в том, что многие египетские погребения выглядят очень странно. Особенно в третьем тысячелетии, потому что египтяне, мы знаем, они делали мумии. Но мало кто знает, что египтяне, особенно в наиболее ранние периоды своей истории, любили экспериментировать над телами. Например, они очищали их от плоти, потом каждую кость отдельно заворачивали, все это скручивали вместе, и получалась мумия, но это не мумия. Это сверток, внутри которого находятся кости. Но выглядит сверток как человек. Еще обмазывали глиной, а женщинам могли моделировать груди, мужчинам какие-то часто тела моделировали. И все это выглядело очень прилично. Но внутри чистые кости, которые были очищены от мягких тканей.

Баченина:

- А куда мягкие ткани?

Лебедев:

- Как это происходило? Либо тело вываривали, временно закапывали во временную могилу. Вы не удивляйтесь. И в средневековой Руси это практиковалось. Скажем, вы приходите в катакомбы, там лежат кости. А как они там оказались? Вот монах. Его хоронят во временную могилу на несколько месяцев или не год. Потом раскапывают, смотрят, если кости чистые, то человек жил достойно и праведно. И его можно поместить вместе с остальное братией в катакомбах. А если кость желтая или еще грязная, надо его еще раз закопать, он не совсем праведно жил. Природа поработает, и еще раз раскапывают.

И очень часто находят в египетских погребениях третьего тысячелетия кости, которые лежат как-то странно. Например, ноги на голове. Или голова в ногах. Видно, что это были разрозненные кости, которые сложили каким-то образом. Но от одного человека.

Баченина:

- А на боку, вы сказали, лежит.

Лебедев:

- Это нормально. Часто в это время египтяне клали своих умерших… Как мы представляем мумию? Обычно лежит она на спине. Вытянутая. А в начале третьего тысячелетия, в первой его половине часто клали в скорченной позе, то есть, в позе эмбриона или спящего человека. И вот он на боку лежит и спит. Потому что смерть воспринималась как такой сон.

Баченина:

- А кого вы чаще находите?

Лебедев:

- Одинаково примерно. И мужчин, и женщин. А вот детей мы находим относительно редко, потому что, видимо, детей до определенного возраста в некрополях не хоронили. Или хоронили крайне редко. Обычно под городской стеной, под домом можно было закопать, потому что ребенок, если умер в несознательном возрасте, несколько месяцев, год, то это еще не совсем человек. Но зато из него можно сделать полезного духа, который будет охранять дом.

Баченина:

- Я, когда готовилась к эфиру, читала вашу профессиональную группу, заинтересовало следующее. Цитирую: что мог позволить себе мастер маникюра в эпоху Древнего Царства? Об этом можно узнать в презентации очередной египетской гробницы, которую изучают российские археологи.

Лебедев:

- Была у нас любопытная гробница, которая принадлежала мастеру маникюра, которого звали Ипи. На южной стене были сделаны замечательные рельефы очень высокого качества. Это очень дорогая вещь. И был оформлен вход в гробницу. И над входом были выписаны его титулы. А так же имя. И выяснилось, что гробница принадлежала мастеру маникюра.

Дело в том, что маникюрщики, они имели доступ к телам высших сановников и даже царей. Древние египтяне, как многие люди древности, они крайне щепетильно относились ко всему, что связано с телом. Скажем, парикмахер. После их работы остается большое количество волос. Эти волосы можно использовать в магических действиях. Запихнуть их в воск, из воска сделать фигурку и воздействовать на человека. То же самое с ногтями. Это должны быть очень доверенные люди. И поскольку они имели доступ к высшим сановникам или к царю, они, вероятно, играли большую роль в политике. Мастера, имевшие доступ к царскому телу, это не только маникюрщики, это и парикмахер или специалист по украшениям. Или имиджмейкеры.

Баченина:

- Тоже такие были, считаете?

Лебедев:

- Люди, которые занимались платьем царским, например. Стилисты. У нас есть изображения, которые показывают этих людей за работой. Некоторые из этих специалистов доходили до ранга визиря, то есть, премьер-министра.

Баченина:

- Премьер-министр стилист, хорошо. Но вот копая вокруг, что мы узнаем о самих пирамидах? Какие мифы развенчаны?

Лебедев:

- Самое главное – мы стали понимать благодаря раскопкам последних десятилетий, Гиза представляет из себя очень сложный комплекс. Пирамиды были его центром. Но там были и припирамидные храмы, долинные храмы, гавани, которые использовались для подвоза различных материалов и людей. Мастерские, в которых трудились…

Баченина:

- Это и я знала, неспециалист. Если бы вы мне сейчас сказали, что люди по сей день думали, что пирамиды построили инопланетяне. Открою вам тайну: это не так.

Лебедев:

- Их строили даже не рабы. Их было даже не сто тысяч, как пишет Геродот. У нас есть поселок строителей пирамид. Там жило от 10 до 20 тысяч человек. Мы даже знали, чем их кормили. Там были пайки из зерна и большое количество мяса, которое они потребляли. Любопытно, что для них забивали молодых животных, как правило, коз и овец. Небольшое количество свиней и крупный рогатый скот. И были сделаны подсчеты, какое стадо должно было существовать, там несколько десятков овец, мелкого рогатого скота…

Баченина:

- А птицу не ели?

Лебедев:

- В небольшом количестве птица и рыба. В основном крупный и мелкий рогатый скот.

Баченина:

- Это вы по скелетам или по зубам узнали?

Лебедев:

- В основном по скелетам, потому что там работали очень хорошие палеозоологи, это американские раскопки и египетские. И выяснилось, что они ежедневно потребляли пару десяткой представителей мелкого рогатого скота и около 8-10 коров или быков.

Баченина:

- А что они из этого делали? Суп, рагу?

Лебедев:

- Судя по всему, туши разделывались и выдавались частично в сыром виде. Но большая их часть, вероятно, шла в приготовленном виде. Они получали пайки.

Баченина:

- Была столовая еще.

Лебедев:

- Что-то вроде столовой.

Баченина:

- Строители пирамид питались сами или ходили в столовку.

Самое загадочное. Как они эти камни таскали?

Лебедев:

- Сегодня очень много голосов раздается, что вот для решения таких задав в современном мире используются гигантские краны, например, или бульдозеры. Древние египтяне могли пользоваться теми средствами, которые были в их распоряжении. Мы не знаем, как в каждом конкретном случае они перемещали тот или иной блок. Потому что блоки все в пирамидах разные. На верхушке они совсем небольшие или, скажем, в девятнадцатом веке было такое развлечение – сбрасывать камни с пирамиды Хуфу. Но возникает вопрос, что это было за камни? Обычно говорят о блоках в две с половиной тонны, а то и несколько десятков тонн, которые находятся внутри пирамиды и лежат в основании. Наверху они очень маленькие. Естественно, для их транспортировки использовались одни методы, а для крупных… Проводились эксперименты египтянами и американцами. Камень в две с половиной тонны спокойно перемещается простой мускульной силой на катках или на полозьях. Здесь нет никакой большой проблемы. Единственное, это занимает определенное время. Но у нас есть, например, журнал начальника рабочих, которого звали Мирер. Он руководил отрядом примерно в сорок человек, которые занимались транспортировкой блоков для облицовки пирамиды Хуфу. Этот журнал на папирусе был найден сравнительно недавно на красноморском египетском побережье. И там день за днем подробно расписано, как они получали эти блоки, транспортировали к пирамиде. На одну такую поездку уходило два-три дня. И было подсчитано, что за 20 лет работы эта группа из сорока человек должна была перевести к пирамиде Хуфу примерно треть всех необходимых блоков для облицовки.

Баченина:

- А это была нормальная скорость для Египта?

Лебедев:

- Дело в том, что строительство крупных объектов – это вопрос правильно организации труда. Египтяне научились это делать. И 40 человек было достаточно для того, чтобы треть всей облицовки перевести, 120 человек за 20 лет могли перевести всю необходимую облицовку из каменоломен Туры, которые находились на восточном берегу, на западный берег строительства площадки пирамиды. 120 человек – это не так много. Учитывая, что в Египте в то время было миллион – полтора миллиона. Как показывают последние исследования, это была очень динамичная цивилизация. Она постоянно менялась, находила ответы на те вызовы, которые перед ней ставились. И по-другому было невозможно!

Баченина:

- И на хорошей и позитивной ноте мы заканчиваем тему находок у подножья пирамид! Спасибо, Максим!