Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
22 октября 2008 13:00

Как защитить свои права покупателям автомобилей в период кризиса?

На ваши вопросы ответит руководитель юридической службы Союза потребителей России Антон Недзвецкий 22 октября, с 15.00 до 16.00 мск
Источник:kp.ru

Что делать, если банк повышает ставку по автокредиту?

Как быть, если страховая компания задерживает выплаты по КАСКО?

Сколько вправе держать у себя машину автосервис?

На ваши вопросы ответил руководитель юридической службы Союза потребителей России, опытный адвокат, выигравший крупные дела по искам автовладельцев, Антон НЕДЗВЕЦКИЙ.

СТЕНОГРАММА ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИИ

- Купила в кредит автомобиль «Форд». Что делать, если банк повышает ставку по кредиту?

- На мой взгляд, опасения Ларисы беспочвенны, потому что банк не может в одностороннем порядке изменить условия обязательства и повысить эту процентную ставку по кредитному договору. Гражданское законодательство, статья 309, 310 Гражданского кодекса говорят, что одностороннее изменение условий обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Когда стороны занимаются предпринимательской деятельностью, чего нельзя сказать о случае с Ларисой, поскольку она потребитель, тогда односторонние изменения обязательств допускают еще и в случаях, предусмотренных договором. То есть когда стороны-предприниматели договорились, что в таких-то случаях вправе одна сторона условия обязательства изменить. В частности, повысить ставку по кредитному договору. Но если здесь выступает гражданин, не занимающийся предпринимательской деятельностью, потребитель, то изменение условий обязательства возможно лишь в строго предусмотренных законом случаях. Поэтому мне кажется, что банк, который даже прописал в условиях договора, что он вправе в одностороннем порядке изменить ставку при данных условиях, какие мы сейчас наблюдаем на рынке, поступил неправильно.

- По сути, это сенсационная новость. Получается, что даже если в вашем кредитном договоре, будь то договор получения кредита на приобретения автомобиля, или даже договор на кредит на приобретение недвижимости, то есть тот самый ипотечный договор, даже если там банк вписал условие, что он может изменять ставку по кредиту, и вы подписали такой договор, то все равно это условие, если вы не являетесь индивидуальным предпринимателем, а если вы простой гражданин, то вот это условие даже при его наличии в договоре является недействительным?

- Я сейчас говорю конкретно об автомобилях. Договора по ипотеке мы не будем сейчас рассматривать. Я говорю про случай с Ларисой. Мне кажется, ей опасаться этого, и вообще многим людям, которые сейчас опасаются повышения ставок или столкнулись с такими действиями со стороны банка, нужно просто свои интересы отстаивать в этом направлении. И у банка не должно быть никаких шансов.

- А как стоит поступить? То есть просто проигнорировать извещение о том, что повышается ставка? Или написать заявление, что они нарушают закон?

- Я думаю, что в каждом конкретном случае, исходя из той ситуации, в которую человек попал, возможно, надо писать заявление в банк, ответ на это письмо, чтобы сразу четко обозначить свою позицию и свое несогласие с предложением банка изменить условия.

- Грамотнее будет написать заявление, что в соответствии со статье 309 и 310 ГК банк не имеет права в одностороннем порядке повышать процентную ставку. Взят кредит на автомобиль на 5 лет. читатель платит уже 2,5 года. В связи с кризисом может ли банк потребовать досрочной выплаты кредита?

- Нет, не может. Если заемщик нарушает какие-то условия договора, допустим, допустил просрочку в уплате очередного платежа, тогда банк может это сделать. По Гражданскому кодексу, такие нарушения со стороны заемщика являются основанием к тому, чтобы банк потребовал досрочной выплаты. Могут быть какие-либо другие условия договора, при нарушении которых банк имеет право потребовать досрочного погашения кредита. Если же все условия договора заемщиком строго исполняются, то банк не имеет никаких законных оснований для подобных действий.

- А не может ли банк сослаться на то, что в связи с кризисом стоимость автомобиля, как и многих других товаров, дешевеет, и поэтому ухудшаются эти условия обеспечения кредита?

- Подождите, мы говорим о кризисе.

- Мы говорим о том, как законно на практике в условиях кризиса будет…

- Мы говорим о кризисе, который еще никто на данных условиях не объявил. Почему все говорят о кризисе, хотя его наступление на данном рынке я пока что не вижу. Это несколько эфемерное понятие – кризис. Как будто правительство объявило, что у нас в стране форс-мажор. Ссылаться на это со стороны банка как-то было бы нелепо при данных условиях. Что касается уменьшения залоговой стоимости, это совершенно естественно, это всегда происходит при заключении кредитного договора, под который приобретается автомобиль. Поэтому это не какое-то обстоятельство, которое позволяет о непредвиденном ухудшении условий обеспечения.

- В итоге мы резюмируем: если вы добросовестно выполняете все условия кредитного договора, вовремя вносите платежи, то ни в коем случае не имеет права потребовать досрочного погашения. Читатель: заказал автомобиль по договору поставки. Внес аванс, остается три недели до получения машины. Но на работе его сокращают. Читатель боится, что не потянет покупку автомобиля при нынешних условиях. Можно ли отказаться от покупки, если уже заключен договор на приобретение? Какие потери из-за этого могут быть у покупателя?

- Отказаться можно. Если не выдвигать в качестве оснований для предъявления требований о расторжении договора существенное изменение обстоятельств, что здесь маловероятно удастся доказать со стороны покупателя. Вопрос в том, что продажа машины – это продажа товара по образцу. Человек выбирает автомобиль и заказывает его на основании образца, который представлен в салоне. Применима 497-я статья Гражданского кодекса в таких случаях, если идет продажа по образцу, в соответствии с которой до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора, возместив продавцу необходимые расходы по исполнению договора, которые он понес.

- А каким образом подтверждаются эти расходы? Покупателю нужно потребовать, чтобы ему предоставили документы, подтверждающие, какие затраты уже сделал автосалон?

- Здесь должны быть предоставлены четкие доказательства того, что понесены какие-то расходы. Они должны быть оформлены документально, чтобы покупатель мог наглядно в этом убедиться, чтобы это не было просто письмо или заявление, что вот мы понесли 2 тысячи долларов расходов. Надо учитывать, что многие автосалоны в условиях договора с покупателем прописывают в таких случаях обязанность по уплате штрафа. Если человек отказывается от автомобиля, он должен оплатить штраф в 10 % от цены товара, предположим. Это условие здесь неприменимо, поскольку здесь у покупателя, которому дано право по 497 статье ГК отказаться от исполнения договора, возместив только фактические расходы, идет ограниченная ответственность по таким обязательствам. Никаких штрафов он платить не должен. Это условие незаконно. Ни о каком штрафе речь идти не может.

- Есть нюанс. Если автосалон заявляет: мы уже перечислили поставщику автомобиля за границу полностью стоимость вашего автомобиля. Автосалон его уже выкупил, поэтому у нас документально подтверждены такие расходы, будьте добры возмещайте их полностью.

- Это невозможно. Такого не бывает. Это исключительные случаи. Так машины не продаются. Никто не перечисляет заранее. Не беру 100 процентов случаев, но в основном такого не бывает.

- Провожу аналогию с турпутевками. Часто читатели говорили, что им туроператоры заявляют, что они полностью перечислили всю оплату тура заранее.

- По турпутевкам это возможно. Но полная стоимость автомобиля, как правило, заранее полностью не перечисляется. Поэтому там идут расходы оформительские. Может быть, доставка. Доставка тоже далеко не всегда оплачивается автосалоном.

- Часто вообще доставку задерживают. Скорее всего, ее там и не будет за три недели. Автомобиль застрахован по КАСКО, машину повредил человек, выезжавший с парковки. Страховщики составили смету и отправили владельца автомобиля в сервис. Там машину держат уже третью неделю. Сколько они имеют право ремонтировать в ситуации, когда автомобиль застрахован по КАСКО? Кому предъявлять претензии за задержку – сервису или страховщику?

- К сожалению, очень частый случай сейчас – проблема со страховыми автомобилями. Сейчас очень много страховщиков стали в условиях договоров по КАСКО предлагать такую формулу возмещения как ремонт в их сервисе или в сервисе по выбору владельца автомобиля. Но в основном по направлению страховщика в сервисе. Им это выгоднее, потому что, чем вживую выплачивать по калькуляции или по заключению экспертизы, дешевле получается оплатить стоимость ремонта в сервисе. Там и скидки соответствующие для страховщиков. Сейчас много жалоб, что людям задерживают страховые машины. Это связано с тем, что очень затруднительный процесс, он всегда растягивается – это процесс согласования со страховой компанией различных скрытых повреждений и платы за устранение скрытых повреждений при ремонте, которые выявляются. Сначала визуально было одно, потом начали разбирать – увидели, что там еще масса дефектов из-за этой аварии.

- И это реально позволяет затягивать?

- Начинается процесс согласования. Сотрудник сервисной станции должен согласовать это повреждение с экспертом со стороны страховой компании. Это тоже определенное время. Идет новый заказ запчастей, которые сразу не были учтены. Опять время какое-то. И еще, к сожалению, очень часто эти страховые автомобили просто задвигают на задний план, потому что клиент уже есть, который уже не уйдет, все понимают, что здесь платит страховая компания, а не человек, он привязан жестко к этому сервису и он не сможет взять, забрать машину и уехать куда-нибудь делать, как если бы он делал за свои деньги.

- Какие есть рычаги воздействия у автовладельца?

- Во-первых, надо всегда требовать, чтобы четко были определены сроки ремонта. Надо понимать, что несмотря на этот момент, что плательщиком выступает страховая компания, владелец автомобиля все равно является потребителем этих работ и услуг.

- Фактически договор между владельцем и автосервисом?

- Фактически есть договор между страховой компанией и автосервисом. Общий по организации ремонта. Это может быть договор о совместной деятельности, допустим. И договор между владельцем автомобиля и этим автосервисом не заключается. Автосервис берет на себя обязательство выполнить этот ремонт на основании договора со страховой компанией. И очень часто автосервис говорит владельцу машины, что вы вообще никто, вы даже не потребитель, у нас с вами никаких договорных отношений нет, решайте все вопросы со страховой компанией. Это неправильно. Потому что владелец автомобиля является потребителем работ и услуг этого сервиса. Независимо от того, есть ли у него с ним договор или нет. Потому что потребитель по закону – это не только то лицо, которое заключило договор, но и то, которое непосредственно использует результат работы или услуги. Поэтому именно у владельца автомобиля есть интерес законный в том, чтобы ремонт был выполнен в объективный срок. И он может требовать, чтобы ремонт был выполнен. При сдаче автомобиля всегда нужно настаивать на том, чтобы в акте приемки, пусть даже не оформлять заказ-наряд, хотя он должен оформляться тоже. Он оформляется согласно Правилам оказания услуг и выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Постановление правительства № 290 от 11 апреля 2001 года. Должен составляться заказ-наряд по установленной форме, и в нем должны быть обязательно указаны сроки выполнения работ. Этот заказ-наряд должен выдаваться и потребителю в том числе. Если даже сервис этого не делает, обычно все равно оформляется акт приемки автомобиля, потому что без этого вообще сдавать автомобиль нельзя, без документов. Акт приемки должен быть составлен, в нем должен быть указан срок ремонта. Хотя бы ориентировочно. Сейчас люди столкнулись с тем, что у них нет определенных сроков. Тогда можно действовать, исходя из статьи 314 ГК, в которой говорится, что обязательство, срок исполнения которого не определен, должно быть исполнено в разумный срок. А если оно не исполнено в разумный срок, то в течение 7 дней с момента его востребования. Если вы видите, что ремонт затягивается, прошли уже все разумные сроки для выполнения ремонта, вы пишете заявление в сервис, что вы требуете завершить ремонт в течение 7 дней. Оставляете под расписку о получении. И в дальнейшем, если этот срок будет нарушен, можно потребовать уплаты законной неустойки. Сервис будет выплачивать по Закону о защите прав потребителей. В размере 3 % от цены работы за каждый просроченный день. Можно потребовать возмещение убытков, причиненных нарушением сроков.

- Допустим, вам приходится ловить машину, брать такси. Надо брать квитанции?

- Если это находится в причинно-следственной связи с отсутствием автомобиля и это можно доказать, то убытки, которые причинены этим, тоже можно требовать компенсировать. Если автосервис не даст вам заказ-наряд со стоимостью ремонта, это можно получить по запросу суда.

- Имеет смысл в этой ситуации разбираться с автосервисом?

- К страховщику имеет смысл обращаться, когда задержка идет именно от страховщика. Допустим, вы пришли в сервис, вам говорят: да мы бы и рады сделать побыстрее, но нам не согласовывают эти скрытые повреждения. В таких случаях надо писать претензию страховщику. А если ремонт просто не выполняется, машину задвинули и не делают, то тогда виноват сервис.

- Как-то ограничиваются сроки, в течение которых именно страховщик обязан провести эти согласования? Или они могут тянуть сколько угодно?

- К сожалению, не ограничиваются. Правила страхования, условия договора страхования, как правило, разрабатываются таким образом, чтобы там исключить какие-то сроки, уменьшить ответственность страховщика.

- Жаловаться в Росстрахнадзор смысла не имеет?

- Жалобу туда надо направлять в любом случае. Все равно потребуют дачи объяснений по данному случаю. И страховой компании придется отчитываться так или иначе. Есть понятие разумных сроков. Конкретные сроки в правилах страхования отсутствуют, как правило. В лучшем случае есть срок на выплату страхового возмещения – 20-30 дней, по-разному.

- Куплены запчасти к автомобилю. Оказалось, что автовладельцу эти запчасти не нужны. Можно ли их сдать обратно в магазин? Сохранена упаковка, первоначальный вид.

- Можно, конечно. запасные части к автомобилю в большинстве своем не относятся к тем товарам, которые не подлежат обмену или возврату. Если это не является агрегатом.

- Что же не подлежит обмену и возврату, если является качественным товаром?

- Автотранспортные средства, мототехника, номерные агрегаты: двигатель, кузов. Это обмену и возврату не подлежит. В течение двух недель по статье 25 Закона о защите прав потребителей может быть осуществлен обмен или возврат, если нет подходящего товара для обмена. Но при условии, что товар не использован, запасная часть не устанавливалась, сохранен ее товарный вид, потребительские свойства, а также чек или документ об оплате.

- Если за эти две недели успела эта запчасть подешеветь или подорожать, но она качественная, вы ее сдаете, то вам должны вернуть какую сумму?

- Которая была уплачена.

- Если мы сдаем некачественный товар, то там иная ситуация?

- Условия расчетов такие, что можно потребовать возмещение разницы между ценой товара на момент покупки и ценой товара на момент возврата, если она возросла. Вам должны вернуть стоимость подорожавшего товара.

- Читательница купила машину, она забарахлила и ломалась несколько раз. Хотела бы поменять этот автомобиль или вообще сдать. Но в салоне говорят, что это возможно, только если дефект будет признан существенным. Что это значит? Кто должен это устанавливать?

- Это не совсем так. дело в том, что действующая редакция Закона о защите прав потребителей устанавливает, что если недостаток обнаружился в течение первых 15 дней, то можно отказаться от исполнения договора, независимо от того, является ли недостаток существенным. Если же он обнаружился после истечения 15 дней с момента передачи, то тогда либо при наличии существенного недостатка, либо при нарушении срока устранения недостатка, то есть срока гарантийного ремонта, либо если в течение каждого года гарантийного срока автомобиль не мог использоваться и стоял в сервисе из-за различных поломок. Более 30 дней. Из вопроса не очень видна ситуация. Может быть, здесь можно квалифицировать тот недостаток, который появился, в качестве существенного. Потому что покупатель говорит, что автомобиль ломался несколько раз. Если это один и тот же недостаток, выявляющийся неоднократно либо вновь после устранения, это существенный недостаток, по определению, данному законом.

- А что еще считается существенным недостатком для автомобиля?

- Это неустранимый недостаток. Хотя для автомобиля неустранимых недостатков практически нет. За исключением очень редких. Автомобиль по определению – восстанавливаемый объект. Либо недостаток, который требует несоразмерных расходов или затрат времени на устранение.

- Как это на практике? Несоразмерный по сравнению с чем?

- Это тонкий вопрос. Нет никаких критериев, когда можно сказать, что эти расходы несоразмерны. Я имею в виду, законодательно установленных. Есть экспертные методики, которые говорят, что если стоимость ремонта превышает 10 % от цены автомобиля, это уже несоразмерные расходы. Это позволяет говорить, что недостаток существенный. Хотя это не носит силу нормативного акта.

- Нередко пишут, что то, что недостаток является существенным, обязательно должен установить автосервис. Продавцы требуют заключение автосервиса. Но покупатель сам может написать заявление, что недостаток является существенным?

- Устанавливать, что недостаток существенный, не может ни автосервис, ни даже автотехнический эксперт. Это не их компетенция. Это правовое определение, данное в законе. Требовать от покупателя, чтобы он принес заключение, что недостаток существенный, это смешно. Тем более, что если это дилерский техцентр и относится к продавцу, никогда такого заключения не даст.

- Достаточно самому покупателю написать заявление, что недостаток проявился повторно после ремонта, поэтому он является существенным?

- Да. Надо исходить из конкретных обстоятельств. Если одна и та же поломка, один и тот же недостаток проявился повторно, несколько раз, это уже основание по закону сказать, что это существенный недостаток, и отказаться от исполнения договора либо потребовать замены некачественного автомобиля. А дальше уже, если продавец откажет, придется в суде решать этот вопрос.

- В суде по делам в интересах автовладельцев как часто побеждают?

- Если исходить из практики Союза потребителей России, то мы в подавляющем большинстве случаев интересы потребителя защищаем с положительным результатом. Но надо понимать, что судебные перспективы может оценить практикующий юрист. Самому браться за сложный случай, идти в суд без адвоката, разбирающегося в этих делах, достаточно опасно.

- Если вы выиграете дело, то расходы на адвокатские услуги можно потребовать с проигравшего ответчика?

- Можно, хотя в разумных пределах, как сказано в Гражданско-процессуальном кодексе. Суд будет определять, в разумных ли пределах ваши затраты на адвоката. И если не в разумных, то вам их снизят.

- Почти в 9 случаях из 10 в целом по делам по защите прав потребителей Союзу потребителей удается выигрывать.

- Просто в том случае, когда у человека явно нет законных оснований для обращения в суд, мы объясним это. Незачем тратить время, деньги и силы на разбирательство.

- Наш читатель купил в машину автомагнитолу на известном рынке. Продавали ее как японскую, известной фирмы. Когда в сервисе устанавливали ее, то мастера сказали, что это серый импорт, она не сертифицирована. Если теперь этот товар сломается, можно ли будет обращаться в официальный сервис-центр фирмы-производителя магнитолы такой марки?

- Видимо, нельзя. Потому что, если товар не сертифицировался, нелегально ввезен на территории Российской Федерации, гарантийные обязательства на такой товар производитель не дает. Думаю, что в авторизованном сервисном центре они посмотрят. На него будет отсутствовать гарантийный талон официального изготовителя. Если вы видите, что вам выдается гарантийный талон не от производителя, со списком авторизованных сервисных центров, а какой-то гарантийный талон от неизвестной гарантийной мастерской, то это сразу повод усомниться в том, что вам продают сертифицированный, нормальный товар.

- Значительная часть продукции сейчас не подлежит обязательной сертификации. В частности, те же автомагнитолы. Насколько правомерно требовать именно сертификаты на автомагнитолы, сотовые телефону?

- Дело не в сертификате соответствия. Потому чего его могут вам показать и левый, и вы все равно не поймете. Надо смотреть на товарно-сопроводительную документацию. Потому что к официально поставленному товару на территорию России, прошедшему процедуру сертификации, если они подлежат этой процедуре, идет обязательно инструкция по эксплуатации на русском языке, отпечатанная типографским способом. Гарантийный талон производителя, отпечатанный типографским способом, с указанием авторизованных сервисных центров. Должна быть маркировка на коробке на русском языке. Если всех этих признаков нет, обычно такой левый товар сразу виден. Это повод отказаться от покупки.

- Но к продавцу такого товара у вас сохраняется возможность обратиться и предъявить претензии?

- Продавец отвечает за продажу товара ненадлежащего качества в любом случае. А гарантийные обязательства изготовителя на такой товар распространяться не будут. И в авторизованном сервисном центре в ремонте откажут. Если вас не предупредили о данных обстоятельствах при продаже, это повод к тому, чтобы вернуть этот товар.

- Сдана машина в автосервис. Выдали квитанцию об оплате, но срок ремонта не указали. Просто на словах пообещали – не больше двух недель ремонтировать. Ремонт в итоге затягивается, объясняют, что открылись новые дефекты скрытые, что они ждут поставки дополнительных частей. Как можно воздействовать на них в этой ситуации?

- Плохо то, что не установили срок выполнения работ. За этим надо следить, чтобы был заказ-наряд с четким сроком. Если срок не установлен, получается, что обязательство должно быть исполнено в разумный срок. Разумный срок тоже надо определять, исходя из обычного необходимого срока ремонта данного вида.

- Можно обзвонить несколько автосервисов и поинтересоваться, за сколько в среднем они могут отремонтировать? И выяснить примерные необходимые сроки?

- Может быть привлечен к расчету эксперт, при необходимости. Если этот разумный срок давно истек, тогда вы направляете заявление с требованием в течение 7 дней совершить ремонт. Если этот срок тоже нарушается, то тогда возникает право потребовать уплаты неустойки за нарушение сроков выполнения работ в соответствии с законом о защите прав потребителей.

- А можно сказать: поскольку вы не выдаете заказ-наряд, то фактически нарушаете порядок оказания услуг по ремонту. На это можно пожаловаться в Роспотребнадзор?

- Да, контроль за соблюдением этих правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. То есть Роспотребнадзор. Если нарушается установленный этими правилами порядок, можно обращаться с жалобой. Автосервис могут привлечь к административной ответственности. Эти основания, что поставщик нам затягивает поставку запчастей, не освобождают автосервис от ответственности. Дело в том, что по статье 401 ГК, если эта организация осуществляет коммерческую деятельность, она отвечает за неисполнение обязательств, если не докажет, что это неисполнение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, к которым не относятся нарушения со стороны контрагентов, то есть поставщиков. Даже если поставщик затянул, все равно за сроки автосервис отвечает и будет выплачивать неустойку.

- Нередко люди путают. В данном случае, если речь идет о платном ремонте, то неустойка будет составлять по 3 % от стоимости ремонта. Если же машина будет на гарантийном ремонте, то нам у нас правила иные?

- Если нарушается срок гарантийного ремонта, то ответственность за нарушение срока – 1 % от цены товара, то есть всего автомобиля, за каждый просроченный день. Гарантийный сервис, техцентр заинтересованы в соблюдении сроков.

- Было у вас в практике, что взыскивались такие неустойки за нарушение сроков гарантийного ремонта?

- Конечно, очень часто. Если человек сталкивается с подобным нарушением, через суд взыскание неустойки производится. Хотя суды сейчас далеко не всегда взыскивают неустойку в полном объеме, потому что суд имеет право сократить размер неустойки, тем не менее это все равно компенсация достаточно приличная и позволяет человеку компенсировать то время без автомобиля, которое он провел.

- Наиболее крупные неустойки какие были?

- Это бывали и сотни тысяч, и даже свыше миллиона бывали. Разные иски были. Мы сталкивались с грубейшими нарушениями, где по полгода машины в ремонте находились. К счастью, таких случаев все меньше и меньше становится.

- Борис: сказали, что нужно срочно менять генератор. Пришлось согласиться. Когда Борис забирал машину, открыл ее, увидел, что ничего не поменяли. Он считает, что стоит тот же старый генератор, даже грязь на болтах осталась. Но в сервисе утверждают, что на самом деле они заменили, деньги не возвращают. Как быть?

- Нетипичная ситуация. Если они не поменяли генератор, а утверждают, что поменяли, довольно нагло себя ведут.

- Мошенничество?

- Определить, менялся ли генератор или нет, можно с помощью эксперта. Потребуйте, чтобы вам предъявили замененный генератор. Если уж снимаются детали, производится их замена, сервис вам обязан выдать старые детали. Правда, иногда с потребителя берется подпись в том же заказ-наряде, что он не возражает против утилизации запчастей. Но на это надо обращать внимание. Таким путем это можно установить и потребовать уже письменные претензии возврата денег. Можно обратиться в суд, с заявлением в милицию. Тут могут быть признаки мошенничества. Вплоть до уголовной ответственности.

- Ольга: планировала купить автомобиль в кредит. Заключили договор купли-продажи еще в июне этого года. Внесли авансовый платеж. По договору машина должна быть поставлена на склад через 120 дней. Срок поставки наступил 17 октября. Машина еще не пришла. 21 октября она обращалась в компанию с требованием вернуть авансовый платеж в связи с нарушением срока поставки. Но директор сообщил, что многие обращаются, но не многие добиваются. Как действовать в таких ситуациях?

- Директор тоже ведет себя довольно нагло. Нарушает права потребителя, интересы клиента. Если нарушен срок передачи товара, предварительно оплаченного, это безоговорочное право отказаться от исполнения договора, потребовать возврата денег. Это статья 23-прим Закона о защите прав потребителей. Потребитель также может потребовать уплаты неустойки, пени в размере 0,5 % от суммы предварительной оплаты за каждый просроченный день, но не более суммы предварительной оплаты. Заявление написано, оно зафиксировано, есть доказательства о его вручении. Сейчас надо предъявлять иск в суд. Здесь нет никаких оснований у автосалона, чтобы не вернуть деньги.

- Игорь: собрался покупать автомобиль, на который сейчас скидки. Но говорят, что цены на автомобили скорее всего упадут еще больше, и лучше подождать до весны. Как по вашим данным?

- Экономические прогнозы мне давать трудно. Единственное, в чем я уверен, что цены на автомобили в перспективе, может быть, не краткосрочной, снижаться будут. Потому что с развитием конкуренции между марками и насыщением рынка. Сейчас все иностранные производители держат цены исключительно потому, что наш рынок проглатывает и готов проглотить все по этим ценам. Когда будет более жесткая конкуренция, когда покупатель научится выбирать более четко, когда произойдет насыщение, тогда цены будут падать. В США цены на японские автомобили на порядок ниже, чем в России. Это связано с тем, что японским автопроизводителям изначально приходилось находиться в условиях жесткой конкуренции с американскими марками. Они пришли завоевывать этот рынок и были вынуждены предложить что-то более выгодное покупателю, чем американские марки, которые во множестве имелись и производились. И у нас тоже сейчас будет развиваться конкуренция между марками. Со временем цены на автомобили должны снизиться. Насколько существенно и насколько быстро это произойдет, как этому способствует кризис, мне говорить затруднительно. Не хотелось бы опять же говорить, что какой-то кризис существует. Но вполне вероятно, что коррект