Сегодня 23 Апреля
Погода за окном

7°C

Пресс-центр

Где получить профессию, чтобы быть уверенным в завтрашнем дне?


На ваши вопросы 19 июня,  ответили заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы Виктор Анатольевич Иванов, директор Политехнического Колледжа N 39, председатель Совета директоров учреждений среднего  профессионального образования  Москвы, заслуженный учитель РФ Сергей Павлович Мадилов  и директор Технологического Колледжа N 28, заслуженный учитель РФ Наталья Михайловна Снопко.

 

Ведущая - корреспондент отдела образования "КП" Екатерина Рожаева.

- Здравствуйте, сегодня у нас в гостях заместитель руководителя департамента образования г. Москвы Виктор Анатольевич Иванов. У родителей и у детей сейчас очень горячая пора.

Те, кто успешно сдал ЕГЭ, думают, в какие институты им отдавать документы. ТЕ, кто, увы, а в Москве таких не так уж и мало, оказался, что называется, за институтским бортом, думают о том, как ребенку жить и получать профессию далее. Вот об этом и пойдет сегодня речь. Вспомним «я б в рабочие пошел».

- Действительно, раньше это называлось «пойти в ПТУ». Вот такое немножечко пренебрежительное отношение к профтехобразованию – есть ли оно сейчас, сохранилось ли оно с тех пор, когда действительно в ПТУ шли неудачники?

- На мой взгляд, ситуация в последние 2-3 года коренным образом изменилась. И то, что раньше пугали – если будешь себя плохо вести или плохо учиться, мы тебя отдадим в ПТУ, в течение последних лет говорить неприемлемо. Поскольку на сегодня уже никаких ПТУ не существует. После реформы 2005 года, которая была проведена в Москве, на базе ПТУ, техникумов и учебно-производственных комбинатов, все они были слиты в одно учебное формирование, которое сегодня называется колледж. Каждый колледж, а в Москве их около 100 - от образования города Москвы, плюс еще 20 федеральных колледжей. На сегодня каждый колледж – крупный имущественно-земельный комплекс, который включает 5, 6, 7 зданий, включает  крупную производственную базу современную. И это совсем никакое не ПТУ. Это учебное заведение абсолютно нового типа, которое существует несколько лет и пользуется сегодня большим успехом, даже у успешной молодежи, которая заканчивает 9 или 11 класс.
 
- Мы понимаем, что такое пренебрежительное отношение еще появилось и из-за того, что, как правило, для того, чтобы поступить в подобные заведения, не нужно было вообще никаких экзаменов сдавать. Вот ты приносишь аттестат, где сплошные тройки и тебя берут с распростертыми объятиями, потому что не хватает учащихся. Сейчас есть колледжи, куда довольно приличный конкурс?

- Таких колледжей много. Поскольку система профтехобразования сегодня старается не отстать от жизни, мы меняем программы и вводим те предметы и получении профессий и специальностей, которые сегодня востребованы на рынке труда. Те профессии и специальности, которые не пользуются спросом, они потихонечку уходят в небытие. А поскольку профессии, получив которые, можно пойти на работу, гарантированно устроиться на работу, что сегодня немаловажно, и гарантированно получить приличный уровень зарплаты, плюс приличный социальный пакет, - это сегодня дорогого стоит. Поэтому, конечно, есть целый ряд уникальных профессий и специальностей, которые сегодня у нас существуют. Это связано и с технологией продукции общественного питания, строительства и эксплуатации машин, зданий. Технология и эксплуатация многоквартирных жилых домов, целых микрорайонов. Это профессии наукоемкие, информационноемкие. Специалист, который получает такую профессию, он вооружен всеми знаниями по информационно-программным технологиям, он знает язык. Он знает еще целый ряд предметов, которые позволяют ему стать высококлассным специалистом. У нас на многие специальности очередь стоит и их, как пирожки горячие, разбирают сразу после окончания наших колледжей.

- А нет ли ощущения, что легче, может быть, молодым людям не идти в колледжи, где учатся не один год, как мы понимаем, а закончить те же курсы? И после этих курсов, заплатив энную сумму денег и проучившись три месяца всего лишь, не изучая ненужных ему, казалось бы, предметов – историю, литературу, допустим – потом идти работать сразу?

- Дело в том, что у нас создана непрерывная система образования. И те профессии и специальности, которые они получают, они сегодня сертифицированы и лицензированы. И за три месяца получить многие профессии просто невозможно. Я еще раз подчеркиваю – профессии наукоемкие, информационноемкие, за три месяца невозможно их освоить. И сегодня даже такие привычные нам профессии, как плотник, слесарь – это не то, что как бы стоит работник с кайлом и бьет по верстаку – этого вы уже нигде не увидите ни в одном колледже. Это современные станки – голландские, немецкие. Все это информатизировано. Этот слесарь половину времени проводит у пульта дистанционного управления. Это манипуляторы, тренажеры, современнейшее оборудование, проекционные экраны, это тренажеры специальные, на которых они учатся работать. Поэтому здесь меньше чем за два года это не освоить. Есть определенный уровень подготовки. А таких специалистов, которые научились, якобы, всему этому за 3-4 месяца, рынок не примет, он их отторгнет сегодня. Поэтому наша задача – и мы ее стараемся выполнять, - готовить качественного специалиста, которого ждут на рынке труда и будущее которого надежно обеспечено.

- Умные ребята вот как раз после 9 класса идут в нынешние колледжи, вполне логично понимая, что перед поступлением в вуз они получат еще специальность, которая их будет кормить. Расскажите, пожалуйста, в какие колледжи сейчас, на ваш взгляд, будет наиболее высокий конкурс в этом году?

- У нас наиболее высокий конкурс, на сегодняшний момент в современнейший колледж сферы услуг №14 в Северо-Восточном округе, готовит специалистов по многим профессиям сферы услуг – гостиничного бизнеса, ресторанного бизнеса и т.д. На сегодняшний день туда примерно по 150 заявлений на каждую специальность. То есть, уже по 2-3 человека на место вот на эти специальности.

- Это после 9 или после 11-го?

- И после 9, и после 11.

- А где еще есть конкуренция?

- Конкуренция очень серьезная сегодня в колледжах, связанных с технологией общественного питания. Наши повара, наши бармены, официанты – на ура расходятся. То, что связано на сегодня с техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей. Наши колледжи автотранспорта, которых у нас сегодня несколько, имеют договора со всеми дилерами и серьезными компаниями Москвы – Мерседес бенс, Вольво. Заключают контракты, которые регистрируются в Германии, проходят производственную практику этих компаний, которые находятся в Москве. Это тоже немаловажно… В течение двух-трех лет обучения ребята почти половину времени проводят на производственных площадках в тех фирмах, где будут работать. И там уже набираются навыка, параллельно осваивая общие дисциплины по общим предметам. В том числе языковые и информационные системы, подчеркиваю.

То, что связано с градостроительством, архитектурой. То, что связано с дизайном. У нас шикарный колледж 18-й в Восточном округе ландшафтного дизайна, готовит уникальных специалистов даже по проектированию садово-паркового искусства. Дизайн садово-парковый. Это уникальные профессии, которых нет. Колледж предпринимательства №11 в Северном округе готовит огранщиков алмазов в бриллианты. Мы недавно с крупнейшими компаниями, с Гохраном России, в котором хранятся все эти бриллианты, алмазы, с руководством Алросо, с крупной индийской компанией, которая занимается огранкой, открыли ресурсный центр, называется «школа русской огранки».

Где учатся ребята, получают уникальную профессию, своими руками шедевры просто делают. И есть у нас колледж художественных ремесел имени Карла Фаберже. Само название говорит, что оно готовит ребят, которые за 2-3 года своими руками уникальные изделия изготовляют. И надо понимать, что, получив такую профессию, такое ремесло, ты потом можешь определяться в жизни… Ты понимаешь, что и ты, и твои близкие потом будут всегда обеспечены в жизни. Да и профессии-то очень интересные, это творческие профессии. Сегодня во многих профессиях присутствует огромный творческий потенциал. Огромная энергетика. И наши ребята с таким энтузиазмом учатся…

Вот у нас 30-й колледж, строительный, вот как бы исповедует вот эту школу конструктивизма 20-х годов. Весь колледж оформлен в стиле конструктивизма. На их базе МАРХИ, архитектурный институт, открыли кафедру свою, там самые наши знаменитые архитекторы, в колледже строительном, подчеркиваю, которые раньше вот просто рубанком пилили доски, там открыли вот студию конструктивизма и делают дизайнерскую мебель по эскизам наших конструктивистов и 20-х годов, и современных тоже. Это творческий процесс. Ребят из колледжа вечером даже выгнать невозможно, они с таким энтузиазмом работают. Но это не кружок, это профессия.

- Похоже, что мы скоро дойдем до такого уровня, как в Америке, да, когда родители гордятся, что ребенок поступил и закончил колледж – это престижно и очень важно.

Виктор Анатольевич, я знаю, что с завтрашнего дня в вузах начинают работать приемные комиссии. Расскажите конкретно, с какого числа начали работать приемные комиссии в колледжах, какие документы нужно принести? Все, что важно знать абитуриенту.

- У нас в колледжах приемные комиссии работают круглогодично. Приемные комиссии работают на первом этаже. Есть информационные базы, где указан небольшой перечень документов, которые необходимы, и он стандартный.

- Для зачисления, когда надо приносить документы? Вот сейчас заканчивается учеба.

- Можно принести сегодня, завтра, послезавтра – в любое время. У нас во многих колледжах даже без выходных работают приемные комиссии.

- Это будет весь июль?

- Это будет июль, август, сентябрь, октябрь.

- Но учебный год начинается с 1 сентября.

- Да, начинается с 1 сентября, но есть программы во многих колледжах, которые начинаются позже. Специально мы делаем так, чтобы ребята, которые еще и в сентябре не определятся, мы даже их можем принять в целый ряд колледжей на определенные профессии и специальности.

- Виктор Анатольевич, но вы сказали, что есть колледжи, которые устраивают экзамены. Вот эти экзамены, когда будут проходить?

- Они тоже идут по текущему графику, но вот эти экзамены у нас начинаются с 20 июня. Мы их называем испытания. Они разные, я сейчас не будут их перечислять. Потому что это зависит от профессии, специальности, по профилю которой идет выпускник 9-го, 10-го или 11-го класса.

- В принципе, приемная кампания – это июнь, июль, да?

- В основном, да.

- Я думал, что большинство колледжей начинает с 1 сентября работать, и ребята начинают учиться.

- Начинают, да. Но, поймите, у нас основной поток абитуриентов в основном из тех, кто не поступил в вуз. Многая часть. А вот этот контингент появится только после 1 августа.

- В этом году после 20-го.

- В этом году уже появились, да. Уже два предмета основных большое количество ребят не прошли, да. Это отдельно скажем. Поэтому основной упор мы делаем это июль-август. Причем, август самый главный будет. У нас запланирован целый ряд информационных компаний, и мы будем проводить круглые столы. До москвичей мы будем доводить информацию, что, если не поступил в вуз, что надо делать, каков алгоритм дальнейших действий?
 
- А нельзя вот сейчас сообщить всем?

- Ну, чтобы приходили к нам учиться. Выйти в базу данных, подобрать себе колледж, который, наверное, удобней по месту жительства. И даже скажу больше – те ребята, которые сегодня не знают своих склонностей, а, к сожалению, у нас молодежь сегодня очень долго взрослеет, и многие не знают вообще, на что они способны. Может, он хочет пойти в технический вуз, а ему лучше пойти в творческий вуз. У нас такие тоже есть. У нас есть колледжи, которые готовят артистов балета даже. Театрального искусства колледжи есть, педагогические колледжи есть. У нас 14 в Москве педагогических колледжей, которые готовят преподавателей для начальной школы и для учреждений дошкольного образования. Для того, чтобы определиться, в каждом округе есть городской центр, где можно пройти профориетационные тесты, можно поговорить с психологом, определиться. Это новейшие мировые технологии, где тебе просто подскажут, какой у тебя склад характера, какие у тебя физические данные, насколько твой уровень образования соответствует, куда лучше направить свои усилия. Дадут карту возможностей твоих по поступлению в получении профессии – либо творческих, либо технических, либо сферы обслуживания и т.д. После этого надо прийти в колледж соответствующий, сдать документы и получить всю информацию о своих дальнейших действиях.

- Ну, мы же понимаем, что мнение родителей, которые представляют будущее своего ребенка и мнение самого ребенка о своем будущем, могут кардинально расходиться. И если, допустим, на каком-то этапе существования были модные профессии – экономисты, юристы. И родители, даже если ребенок не поступал в вуз, пытались, может, в какой-то колледж похожий его устроить, то сейчас такими перспективными профессиями что может быть? Востребованными профессиями? Что бы вы посоветовали?

- Если продолжать вашу тему, у нас несколько колледжей так и называются – колледжи банковского дела. Уходят на ура специалисты.

- Кого выпускают? Кассиров, операционистов?

- Операционистов, техников по логистике и работе в финансовых учреждениях, банков и т.д. То есть, это как бы то звено, которое в банке будет всегда. Несмотря ни на какие кризисы, катаклизмы и т.д.

- То есть, директором банка ты не станешь, но кассиром можешь быть?

- Ты можешь продолжать образование (вечернее, заочное) в вузе и стать хоть президентом Всемирного банка. При желании, если захочешь. Потому что это хорошая база. Опыт и статистика показывает, что те ребята, которые закончили колледжи и после этого заканчивают вузы, у них образование более капитальное, более сильное и более емкое, чем просто у 11-классников, которые просто получают высшее образование.

- А после колледжа, какие экзамены они сдают при поступлении в вуз?

- Если ты закончил колледж и поступаешь в вуз по профилю, ну, допустим, закончил строительный колледж и поступаешь в строительный университет, то ты ЕГЭ не сдаешь. И без экзамена фактически поступаешь по профилю. Вышел такой приказ соответствующий, есть постановление нашего правительства, от 19 февраля этого года, который предоставляет такую возможность. То есть, получается сквозное образование. И это очень хороший стимул идти в колледж на сегодня. И поступаешь, и там еще существует целый ряд льгот, даже по обучению потом в вузе по укороченной программе.

- Некоторые прямо на второй курс ведь поступают?

- Да, я это и подразумевал – по укороченной программе. Есть сразу, которые поступают на второй курс в вуз без экзамена, без ЕГЭ. Имея уже багаж, имея уже профессию. Ты можешь поступить в вуз на вечернее отделение, на заочное – работать и зарабатывать деньги, что сегодня тоже немаловажно.

- Скажите, а больше всего сейчас поступает ребят после 9 класса или после 11-го?

- У нас пополам. У нас в год поступает, мы принимаем около 30 тысяч наших выпускников школ. А всего сегодня в колледжах отряд наших студентов около 80 тысяч человек.

- Какие социальные льготы у тех, кто учится? Раньше выдавали форменное обмундирование, бесплатное питание.

- У нас, во-первых, стипендия 400 рублей, базовая стипендия у всех учеников колледжа. Это раз. Плюс идут надбавки за уровень обучения. Те ребята, которые без троек учатся, у них 600-700 рублей. Есть колледжи, где отличники получают по 1000-1200 рублей.

- Плюс, насколько я понимаю, в некоторых колледжах они создают какие-то продукты и тоже продают и зарабатывают?

- Абсолютно правильно. Такая возможность сегодня предоставляется. Плюс к этому, на сегодня вот и президент, и правительство ставят вопрос о создании малого предприятия в учебных заведениях среднего и высшего учебного образования. Это как бы стимулируется сегодня и приветствуется. Потому что сегодня очень актуален вопрос безработицы, вопрос занятости. Главная задача, чтобы наши ребята, выпускники школ не пришли осенью на биржи труда. Вот это самое страшное, что может получиться. Те, которые ЕГЭ не сдали, либо те, которые не поступят. И они будут выброшены на улицу. Вот этого надо избежать. И для этого создаются гибкие механизмы сегодня приема. Мы идем на все, чтобы этих ребят и в сентябре, и в октябре, и в ноябре подобрать и все равно мы всех их направим на учебу. А тех ребят, которые закончат колледжи, - это отдельная программа трудоустройства всех практически 100 процентов выпускников колледжей этого года - нас тоже спрашивают родители и дети, а вот гарантируете ли вы рабочие места тем ребята, которые в этом году заканчивают колледж? Потому что есть договора социального партнерства с предприятиями, есть фирмы, которые уже как бы предполагали взять. Но экономическая ситуация такова, что может возникнуть ситуация, что они откажутся после от своих обязательств…

Вместе с Виктором Анатольевичем к нам в гости пришли директор Политехнического Колледжа N 39, председатель Совета директоров учреждений среднего  профессионального образования  Москвы, заслуженный учитель РФ Сергей Павлович Мадилов  и директор Технологического Колледжа N 28, заслуженный учитель РФ Наталья Михайловна Снопко.

- Расскажите, пожалуйста, о ваших колледжах. На чем они специализируются, кто учится, какое обучение можно получить? Существуют колледжи, в которые сложнее поступить, чем в вузы?

Наталья Михайловна:
- Я сегодня не могу назвать ни одного колледжа, куда было бы сложнее поступить, нежели в вуз. Потому что само по себе понимание высшей школы и средней профессиональной – это, конечно, вещи несовместимые на самом деле. Потому что всегда вуз – это более серьезно, это более солидно, и другая подготовка должна быть. И туда идут более мотивированные дети. А что касается колледжа, которым я руковожу, на сегодня мы предлагаем всем пришедшим различные формы обучения, программы обучения, сроки обучения, виды подготовки. То есть, есть очная форма, есть заочная форма подготовки, есть разные сроки обучения – на базе 9 классов, на базе неполной общей и полной средней школы, после 11 классов. Мы предлагаем программы начальной профессиональной подготовки, средней профессиональной, базового уровня, повышенного уровня. Мы даем подготовку ребятам, причем, учебные планы позволяют нам сегодня ребят пригласить на непрерывную профессиональную подготовку. То есть, это школа-колледж-вуз. Такие программы, в частности, вот в колледже работают. Работают с государственными очень серьезными вузами, с аккредитованными, имеющими многолетнюю историю. Общий вид профиля – это пищевое направление и все, что с этим связано. Это торговля, производство, коммерция, гостиница, это повара, техники-технологи, холодильщики, сервисники. Это бухучет, менеджмент. Вот тот перечень специальностей профессий, которые мы можем предложить. Поэтому придут  ребята гуманитарного направления, технического, технологических возможностей. Кроме медицины и педагогики, по сути дела, можно предложить довольно широкий спектр специальностей и профессий.

- В институт сразу после колледжа можно поступить?

- Да.

- То есть, сразу идет такая направленность?

- Да. Более того, у нас сейчас наши ребята после 4-го или 5-го повышенного уровня обучения уже сдали экзамены в те вузы, с кем мы работаем.

- А параллельно учиться в колледже и работать, возможно?

- Обучение в колледже – дневная форма обучения. Есть ребята, которые подрабатывают, так было во все студенческие времена. Зачастую на тех предприятиях, куда затем идут на работу. Это и торговля, и гостиницы, и коммерческие отделы мясокомбинатов, на которые лично я готовлю своих специалистов.

- А помогаете с трудоустройством?

- Стопроцентно. Вот сегодня группа сдает, ЕГЭ у меня сегодня, приехали 4 предприятия, крупнейших работодателей, это Лианозовский (группа мясников выпускается технологическая) завод, Останкинский завод, Таганский и Рублевский. Сидят представители, и будут предложены ребятам любые варианты – лишь бы пришли.

- А поступить к вам можно после 9-го класса?

- Да.

- И после 10-го?

- Да, и после 10-го, и после 11-го. В данном случае у нас в этом плане есть предложение на любое желание.

- А вообще колледж популярностью пользуется? Бывает недобор?

- К сожалению, в последние два года у нас недобор, но я считаю, что это не из-за непопулярности, а просто из-за отсутствия самих ребят. Потому что все идут в вузы.

Сергей Павлович:
- У Натальи Михайловны наверняка есть такие отделения, куда набор гарантирован. Вот, допустим, менеджмент, он, как правило, наполняется. С другой стороны, сейчас, например, в период трудоустройства сложнее всего устроиться менеджером как раз, их переизбыток. И с таким уровнем образования после колледжа нужны топ-менеджеры, менеджеры более высокого уровня, то есть, те, которые уже имеют практику. Вот, например, к тому, что сказала Наталья Михайловна, могу сказать, что мы сейчас после объединения колледжей в 2005 году, когда прошло это постановление правительства Москвы, мы объединились. У нас действительно сейчас колледжи представляют практически весь спектр образовательных услуг. Это раз. И все образовательные программы, которые существуют в системе профессионального образования, кроме высшего. Вы спросили, после 9-го класса набираем или нет? Так мы набираем после 8-го. И мы даем общее образование. Причем, параллельно мы еще ребят ориентируем, помогаем им выбрать правильную профессиональную дорогу. Например, в том колледже, где я работаю, мы ориентируем на  профессии реального сектора экономики. Это металлообработка, радиоэлектроника, мы являемся в Москве монополистом подготовки специалистов для химической отрасли – химиков, лаборантов, экологов. И, естественно, тоже есть профильные группы, менеджеры в тех сферах, для которых мы готовим. То есть, менеджеры для химической отрасли, менеджеры для металлообработки, для радиоэлектроники. И я могу сказать, что сейчас все больше и больше молодежи начинает понимать, что их карьера строится в зависимости от качества полученного образования. Вот вы сказали, предположим, вузы. Ну, наверное, в некоторые вузы поступить проще. И диплом получить проще. Я не хочу обидеть общую систему вузов – это очень важно, чтобы уровень образования у нас в стране постоянно повышался, человек получал высшее образование. Но тогда, когда он получает настоящее высшее образование – это правильно. А когда он его гарантированно приобретает за средства родителей, при этом не получая достаточного уровня знаний, квалификаций, это неправильно. Поэтому начинают ребята соображать, что по многим параметрам колледжи иногда это более важно для них, для выстраивания собственной национальной карьеры, чем, предположим, после 11 класса поступить в какой-то нелицензированный, неаккредитованный вуз.  Кроме того, ребята сейчас у нас, обучаясь в колледжах, имеют возможность, и зарабатывать деньги тоже в процессе обучения. Во-первых, это производственная практика. Этих ребят принимают на рабочие места, и они получают деньги. Во-вторых, мы организуем, в силу того, что у нас сейчас материально-техническая база в колледже значительно улучшилась, мы организовываем собственные производства.

- Что производите?

- Например, металлообработка,  станочный парк. Мы берем заказы из крупных предприятий. И ребята за это получают зарплату. Аналогично, допустим, лаборанты химического анализа берут заказы по химическому анализу и тоже за это получают деньги… Так вот, ребята у нас не только получают специальность и профессию, которую выбрали, но у них есть потребность еще в получении дополнительных смежных специальностей и профессий. Допустим, у нас в колледже, кроме того, что он получает основную базовую специальность, по которой учился, предположим, четыре года, он имеет возможность получить еще, допустим, полимерщик, скажем, квалификацию лаборанта химического анализа. Предположим, автослесарь получает профессию оператора ЭВМ, есть у ребят эта потребность и они понимают, что, выйдя в ту самую жизнь, где от них ждут их профессионализма и будут требовать от них достаточной компетенции, они понимают, что в колледже эти компетенции можно получить. И мы их даем, мы готовы их давать. Поэтому вопрос о трудоустройстве с нашими выпускниками, как ни странно, тоже не стоит. Их с удовольствием берут.

- А что касается дальнейшего поступления в вузы?

- У нас очень тесные связи со многими вузами. И те ребята, которые хотят продолжить, я могу сказать, в этом году у меня 35% из выпуска поступает в вузы.

- То есть, желание у людей продолжить образование есть?

- Да.

- Ректор высшей школы экономики, прогнозирует образовательный кризис в сентябре из-за сокращения абитуриентов по разным причинам, и в том числе из-за ЕГЭ. Как вот, вы с  низкими оценками по единому госэкзамену принимаете?

Наталья Михайловна: Мы принимаем. Кроме того, что мы выполняем функцию, которая обеспечивает качество специалистов, у нас еще социальные функции есть. Грубо говоря, мы готовы брать всех и давать тот уровень образования, который он хочет – раз. На которые он способен – два. Мы просто так дипломы не выдаем. У нас дипломы являются итогом обучения. Выбрал он себе программу профессиональной подготовки, пожалуйста, по этой подготовке выйдет квалифицированным специалистом.

- Неважно, что у него по русскому и математике два?

Н. М.:
- На этот год пришла распорядительная бумага о том, что мы принимать имеем право таких ребят, кто неудачно сдал ЕГЭ, на второй курс. То есть, получается, как если бы они имели документ. Но при этом одномоментно мы им обеспечиваем подготовку к повторной сдаче ЕГЭ на будущий 10-11-й учебный год.

- У вас учатся дети-инвалиды?

Сергей Павлович:
- Да, у нас в системе ребята с ограниченными возможностями здоровья обучаются в системе деграции – то есть, они вовлечены в социальную жизнь образовательного учреждения, в учебный процесс. И этим самым они вовлечены в ту самую социальную сферу. Допустим, у меня учатся ребята с ограничениями по слуху. Около ста человек, приблизительно 5% от общего контингента учащихся. Понятно, что это своя методика, свой подход. Тем не менее, ребята очень успешно осваивают. Эта категория ребят более готова к борьбе в этой жизни. Для этих ребят есть ограничения по здоровью на определенные специальности, например экологов. 

- А с ограничением движения?

- Есть колледжи в Москве, которые принимают детей и с этими видами проблем. В Москве около 2,5 тысяч ребят с ограниченными возможностями здоровья учатся в системе ПТО.

- Давай те подробнее о поступлении в ваши колледжи с низкими баллами по ЕГЭ?

- Ситуация обстоит так. Те ребята, которые по тем или иным причинам не смогли сдать успешно один из экзаменов ЕГЭ и в результате не получат аттестат зрелости, они могут продолжить обучение в системе профессионального образования. Причем, мы этих ребят примем, начиная со второго курса. Все предметы, которые они прошли в школе, им будет зачтены в качестве сданных предметов. А те предметы, которые они не сдали по ЕГЭ, они могут их сдать, такая возможность им будет предоставлена, в следующем году. Мы будем им помогать.

Н.М.:
- Закон разрешает, мы принимаем их на второй курс и одновременно обеспечиваем их дополнительную подготовку по дисциплинам, которые требуются для повторной сдачи ЕГЭ в 2010-11 году для получения среднего общего полного образования. Далее, такие ребята дальше поступают в вузы, после окончания нашего колледжа, не через систему ЕГЭ, а как в профильные вузы – так, как это было всегда.

- Виктор Анатольевич, вопрос к вам. Вы говорите, что у нас много таких, кто получил двойки на двух экзаменах. В Москве вроде не более 450 человек. И то часть из них подает апелляции… По-моему, для Москвы тысяч 60 в этом году сдавали ЕГЭ…

В. Иванов:
- Если сравнить с тем, что у нас в последние годы ежегодно не больше 6-8 человек не получали аттестат, то даже 400 – это много.

- По нынешней ситуации - нормально…

- Сегодня 1200 пока, не 400. 400 – предполагается, что их останется, когда вот пройдут апелляции…

- Нет, Ларионов в среду сказал – 450 это те, кто не сдал и русский, и математику.

- Было 1200. До моего отъезда в Казань…. Я три дня тут выпал из жизни, может быть, что-то изменилось.
 
Н.М.:
- 1200 – это, наверное, общее количество не сдавших. Из них 450 – которые прошли уже вот этот экзамен. А были неявки по болезни…

- Значит, вот эти ребята могут поступать сейчас в колледжи?

Иванов:
- Это как один из вариантов, да. Там есть еще варианты, сейчас думают о возрождении вот этих вечерних сменных школ и т.д. То есть, чтобы они при школах как бы прикреплялись и в течение года еще раз проходили подготовку для того, чтобы весной могли пересдать ЕГЭ. Но один из вариантов – это поступление в колледж.

Н. М.:
- Мы рассуждаем, как директора колледжей, что это как раз ребята наши. Раз он провалил в вуз, пусть он идет к нам. Возможно, проучившись у нас два-три года по программе СПО, он, возможно, влюбится в техника-технолога. И не будет поступать дальше в вуз.

Иванов:
- Мы не рассматриваем направление в колледж как ступеньку потом для вуза. Мы – работники профтехобразования, нам важно, чтобы он у нас остался. И чтобы работал в народном хозяйстве города Москвы, где очень нужны рабочие кадры. У нас с высшим образованием зашкаливает уже. У нас не хватает среднего звена. Почему сейчас идет реформа профтехобразования и программы «рабочие кадры». Это наши клиенты и мы сделаем все для того, чтобы их заинтересовать остаться у нас и работать потом у нас тоже.

Н. М.:
- Конечно. Говоря о том, что сегодня идет, будто бы где-то повальное сокращение офис-менеджеров… вот сегодня ко мне приехали четыре работодателя – Рублевский мясокомбинат, Лианозовский, Таганский и Останкинский. Я выпускаю только одну группу. То есть, ребятам предложено будет на каждом предприятии по одному рабочему месту. То есть, каждому четыре на выбор.

- И какие у них будут зарплаты, средние?

Н. М.:
- Очень хорошие. У мясников зарплаты всегда были позволяющие жить нормально в Москве. Потому что ниша общественного питания – это нормальные зарплаты, жить можно.

С.П.:
- У нас программа составлена таким образом, что в период производственной практики ребята работают на предприятии и получают зарплату. Но у нас гибкая система. У нас система профессионального образования повернута все-таки к студенту. Не к форме работы с ними, а к студентам. Мы предоставляем им все возможности. Даже те ребята, которые успешно осваивают программу на четвертом курсе, на повышенном уровне, допустим, есть у нас понятие «свободное посещение». Он работает, у него семья, у него больные родители, ему нужно работать. Мы предоставляем такую возможность.

- Кризис никак не сказался?

Н. М.:
- Мы это не чувствуем. Такие специалисты – нужны городу, они востребованы на сегодня.

- А дисциплина? Раньше в училищах самая хулиганистая публика собиралась. Как у вас сейчас с дисциплиной?

С.П.:
- Подростки есть подростки. Как и в любой школе… Каждый ребенок один раз в жизни имеет право разбить стекло.

- То есть, у вас колледж строительный, раз вы так говорите? То есть, стекло, они вставить умеют?

С.П.:
- Да, стекло вставить умеют. Я понимаю, что сложился некоторый стереотип советского ПТУ. Там, где дерутся, и сплошное хулиганье. Во-первых, сегодня меняется мотивация. Ребята приходят и понимают, что им нужно выстроить собственную профессиональную карьеру. Они начинают учиться. Хотя мы берем как раз вот тот слой, который не остается по каким-то причинам, начиная с 8-го класса даже школы. Мы ребят принимаем и после 8-го класса, и даем им общее образование. Это те ребята, с которыми школа не справилась. Они у нас учатся, я приглашаю в гости и вас, и читателей «КП» посмотреть. Я считаю, что у нас очень пристойно. Мы кормим бесплатно. НО, иногородних мы не берем…

- Общежития нет?

- Нет общежития.

С.П.:
- Ну, если понимать под иногородними другие регионы – да. Но, допустим, Московскую область – я беру.  А потом, до преобразования системы, мне кажется, и преобразование-то было необходимо для того, чтобы исключить перечень тех учебных заведений, где действительно с ребятами не работали или работали плохо. Сейчас колледжи четко управляемые, они в какой-то системе, в какой-то структуре. И само название – колледж. Вот этот лучший опыт, который был взят из системы начального профессионального и среднего профессионального, мы сейчас его просто как-то объединили. Я знал кучу ПТУ в Москве, в которых действительно неприятно было находиться. А сейчас я не знаю ни одного такого колледжа, где бы можно было сказать о том, что у нас там хулиганье и т.п.

Иванов:
- Материально-техническая база, состояние наших мастерских – лучше, чем во многих вузах. Я это имею право говорить, поскольку имею право, так как имею примеры. Например, то, что у Натальи Михайловны установлено сегодня - система холодильных установок, получить такое образование, стать мастером холодильных установок можно только у нее. Надо понимать, какого качества и какой стоимости специалисты, которых она выпускает.

- А как с преподавателями. В где-то в 2003-2004-м был круглый стол с Кезиной. Она говорила, что мы затеваем реформу профтехобразования в Москве. Неужели это удалось?

- Очень положительная динамика сегодня..

С.П.:
- Ведь этот процесс непрерывный. Результат получим еще через несколько лет. Вот кого мы набрали, скажем, в 2006-м, 2007-м году, нужно смотреть по их квалификации, по их качеству.

- Вы знаете, что произошло с преподавательским составом? В 2005 году были вакансии, было 200 ПТУ, грубо говоря, 50 колледжей и были серьезные кадровые проблемы. Вот в 2005-м объединили не только учебные заведения. Объединили ведь материальные базы, кадровые. Простой пример – учитель биологии. Там 30 часов, допустим, биологии, да? Ну, не найдешь ты преподавателя, всегда вакансия.

Но когда 30 в 7 зданиях – это уже 210. А плюс еще, как правило, преподаватель что-то совмещает – все, появляется человек, вакансия закрыта. Аналогично с мастерами производственного обучения. То есть, мы несколько перестроили систему работы, и за счет этого удалось решить полностью кадровые проблемы. Теперь другой вопрос – качество этих кадров. Это вопрос, о котором сегодня надо думать. Потому что оборудование новое, на новом оборудовании нужно работать по-новому, подготовка должна быть новая. Это другой вопрос уже.

Иванов:
- У нас для этого существует учебно-методический центр, целый ряд формирований, целый ряд объединений. Хочу напомнить, что у нас Сергей Павлович, помимо того, что он директор очень продвинутого колледжа, он председатель Совета директоров всех колледжей города Москвы. То есть, он как бы аккумулирует интересы влияния, потребностей всего директорско-преподавательского корпуса колледжей. Поэтому, как никто, он знает состояние дел и в том числе и совет директоров, который работает, очень большую лепту вносит в подготовку наших будущих кадров. Они генеральную стратегическую линию определяют в развитии профтехобразования.

- Так получается, что в школах Москвы вакансий 600-700 есть. А в системе профтехобразования нет вакансий?

Иванов:
- Я скажу так, что ко мне обращаются в силу моей должности всякие руководители городские, просят трудоустроить кого-то. У меня за время моей работы еще ни разу это не получилось в моей системе профтехобразования. Это не так просто.

- Ну, я помню, что вот на той встрече жаловались, что не хватает мастеров производственного обучения.

- Сейчас уровень их оплаты труда соответствует уровню заместителя министров, наверное. Потому что в связи с постановлением правительства Москвы, коэффициент 1,75 для мастеров производственного обучения, то есть, оклад мастера сейчас составляет от 30 до 40 тысяч рублей. Плюс у мастера есть целый ряд надбавок.

Преподаватель иностранного языка получает столько же. Да, потому что иностранцы у нас тоже с этим же коэффициентом. Да, еще вот вы говорите о том, что нехватка кадров. Конечно, когда преподаватель ведет две ставки, здесь можно задуматься – уровень, качество этой работы? Если у тебя 1440 часов в год и, допустим, 40 часов в неделю, наверное, качество страдает. Поэтому зарплаты и отсутствие вакансий связано еще и с тем, что у нас за счет внутреннего совмещения преподаватели очень здорово загружены, перегружены.

- А платные у нас есть колледжи?

С. П.:
- Да, платная система есть. Но не в каждом колледже. Допустим, у меня вообще нет.

Иванов:
- Но в системе существует. Есть, есть такое понятие.

- И эти места тоже востребованы?

Н.М.:
- На сегодня эти места, к сожалению, все меньше и меньше востребованы. Потому что появились места свободные в бюджете. За счет вот приема, выполнения плана набора. А на сегодня вот 3-4-й курс у меня учатся такие ребята.

Иванов:
- Ну, если говорить о платном, все колледжи готовят еще и взрослое население, не только детей. У нас три направления повышения квалификации, дополнительная профессиональная подготовка и переподготовка. Она осуществляется только на платной основе. Либо платят сами люди, либо предприятия, либо служба занятости. Безработных направляют на переподготовку, на получение профессий. И заочные отделения – платная форма. Которая нас поддерживает, и она востребуема тоже сегодня. У нас в этом году 22 тысячи взрослых мы планируем переобучить. При вот 30 тысячах набора в этом году.

- Какие документы нужны для поступления в колледж? 9-й и 11-й класс есть ли разница?

Н.М.:
- Свидетельство об образовании. Если ЕГЭ не сдали – там справка, мы все равно этих ребята берем. Фотографии должны быть необходимые. Ксерокопия паспорта. ИНН. Потому что ребята обязательно должны стоять на учете в налоговых органах, потому что  ему стипендия идет.

- А если нет, то вы открываете?

Н. М.:
- Стипендию мы выплачиваем во всяком случае всем. 100 процентов.


- А медсправка?

Н.М.:
- Медсправка нужна, у меня обязательно. Потому что пищевая промышленность. Далее – санитарная книжка. Иначе работодатель не примет к себе никого.

- И средний период обучения. После 9-го класса и после 11-го?

Н.М.:
- После 9-го – три-четыре года.

Иванов:
- При начальной получают профессию. После среднего получают специальность. Причем, разница между профессией и специальностью

- А в чем разница?

С.П.:
- Ну, профессия, допустим, токарь. Это профессия, это специалист уровня начального образования. Специалист – это, предположим, техник, начиная с техника. Техник, старший техник и т.д.

Иванов:
- Профессия – это те, кого раньше ПТУ выпускало. Специалист – это тот, кого техникум раньше выпускал. Сейчас они объединены, но это процесс непрерывного образования, да.

- А после окончания, они одновременно заканчивают? После 11-го – год и десять месяцев?

С.П.:
- Нет, ну там есть программа, что 2 года и 10 месяцев. Все в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Иванов:
- Есть после 11-го, которые и 2-3 года учатся, есть такие профессии и такие специальности.

- Это у них получается первое образование? Мальчики получают отсрочку от призыва?

Иванов:
- Да.

- А после окончания они имеют право поступать в вуз? Или их в армию призывают, а потом они идут учиться в вуз?

Н.М.:
- В зависимости от его дня рождения.

- Нет, я имею в виду, что полагается одна отсрочка. Полагается ли тебе отсрочки потом, если ты поступил в вуз, или уже нет?

Н.М.:
- Если поступил в вуз, и 20 лет исполнилось, то уже нет. До 20 лет можно использовать одну отсрочку.

- А после?

Н.М.:
- Восстанавливается – и все. Приходит после армии, восстанавливается. Поэтому очень важно, чтобы до армии успели поступить, чтобы быть гарантированно принятыми.

Иванов:
- Кстати, если ушел в армию, то, по закону, его восстанавливают опять на учебу. Он приходит обратно в колледж и продолжает обучение свое.

С.П.:
- Вот то, что касается ЕГЭ. Если ребята у нас обучаются в колледже по какой-либо специальности или профессии, завершают обучении в колледже и хотят поступить в вуз, причем, в профильный вуз, то они не сдают ЕГЭ. Вот это важно. После колледжа. Наши выпускники не сдают ЕГЭ.

- Только в этом году? Что будет в следующем году, неизвестно.

С.П.:
- Это уже в приказе министерства.

Н.М.:
- Если вот ребенок закончил пищевой колледж, вот мой, допустим, и поступает в пищевой вуз профильный, то он поступает на общих основаниях, без ЕГЭ. Только во внепрофильные вузы сдается ЕГЭ.

- Но они же поступают все равно, они же должны экзамены сдавать в традиционной форме.

Н.М.:
- Да, в традиционной форме. Это уже не ЕГЭ, это уже не обезличенная вот эта система…

- Вопрос вот какой, читаю так, как записано. Наталья спрашивает. Почему такие созданы сложности при поступлении из колледжа на сокращенную форму вуза? Почему мы сдаем предметы за 11-й класс, а не профильные дисциплины? Ведь мы уже имеем профессию.

Иванов:
- В том случае, если по профилю поступает, то этого нет. Но если она не по профилю поступает, тогда ей приходится сдавать то, что она говорит.

- Нет, ну если вот она говорит на сокращенную форму вуза, то, значит, по профилю.

Иванов:
- Нет, по профилю ничего она не должна сдавать.

- Вуз может ввести свои испытания или они только проводят экзамен по профильным дисциплинам?

Иванов:
- Только по профильным.

- Ну вот человек пишет – почему такие сложности созданы при поступлении из колледжа на сокращенную форму в вуз?

Н.М.:
- Если не профильный, то она сдает на общих основаниях. На первый курс.

- Но она говорит про сокращенную форму в вуз?

Н.М.:
- Нет, она не имеет права на сокращенную форму.

- Сокращенный – только по профилю?

Иванов:
- Да. А то, может, она закончила строительный колледж и поступает в МГУ на юрфак? Никаких льгот у нее нет. Она поступает и сдает все предметы, которые нужно.

- Следующий вопрос. Марина спрашивает. Скажите, на что я могу рассчитывать в будущем, имея такое образование в своем возрасте? Ведь устроиться на оплачиваемую работу очень сложно. Я сейчас работаю секретарем у первого лица компании. Очень хочется перспективы, самостоятельности. Она имеет в виду, что школу она уже давно закончила, не 9-й класс, она уже человек в возрасте. Есть ли смысл поступать в колледж?.. Ведь человек не будет себя нормально чувствовать, там же ребята будут помоложе в группе…

Н.М.:
- У меня на заочке обучаются любого возраста люди, даже после 50.

- То есть, не на очное, а на заочное образование?

Н.М.:
- На заочное - пожалуйста. И перспективы – какие выберет сама. Любую специальность.

- Вот если человек работает секретарем, какие специальности он может получить в колледже для того, чтобы дальше продвинуться?

Иванов:
- Специалисты по информационным структурам, по информационным технологиям – пожалуйста. Педагог. Спектр очень большой.

- А на заочном дольше надо учиться?

Н.М.:
- Нет, то же самое. В зависимости от учебных планов. Там разные сроки обучения. И еще надо смотреть – 10 классов она закончила или 11? НА заочку принимают только после 11-и классов.
- И еще вопрос. Добрый день, сыну почти 16 лет, дочери почти 18 лет. Они хотели поработать летом через службу занятости, но им ничего не смогли подсказать.

С.П.:
- А что они закончили?

- Нет, они хотели бы устроиться на лето поработать.

Иванов:
- В управлении трудоустройства есть горячая линия специально по этим вопросам. По трудоустройству учащихся.

- А ваши сейчас все на практике летом?

Н.М.:
- Все на практике.

- Практика оплачиваемая?

- Да, да.

- Сколько в среднем можно заработать?

Н.М.:
- В гостинице, например, плохо платят, там по часам. Потому что там свой персонал.  А что касается, например, мясокомбинатов - порядка 12 тысяч.   Я считаю, что очень неплохо.  Магазины платят 5-6 тысяч за практику, за летний период.

Иванов:
- У нас средний размер, который можно заработать за лето - от 6 до 18 тысяч рублей. Есть и примеры, где 16-18 тысяч платят.

Новости сми
Спецпредложения