Экономика

«Два портрета на стену повесил — и делай, что хочешь». Почему в России так сложно сократить армию чиновников

Для тысяч служащих федеральных министерств и ведомств 2021-й год начнется с пренеприятного известия
Реформа российского чиновничества начнется с 1 января.

Реформа российского чиновничества начнется с 1 января.

Фото: Николай АЛЕКСАНДРОВ

Чиновников в России снова хотят сократить. На этот раз за реформу взялся премьер Михаил Мишустин. Его суперцель – сделать многие государственные функции и услуги цифровыми. А для этого армии госслужащих не требуется. Вместе с экспертами пытаемся понять, в чем суть новой реформы и не станет ли она очередной профанацией (как было с предыдущими попытками).

КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ - НА ВЫХОД

- Нужен не огромный, а рационально сформированный штат компетентных специалистов и четко определенная сфера ответственности каждого органа исполнительной власти, - заявил Михаил Мишустин. - Сроки проведения административной реформы неоднократно переносились по разным причинам, откладывать ее больше нельзя.

Сама реформа начнется с 1 января. А закончится к 1 апреля. За это время планируется сократить до 20% штата. В основном за счет вакантных мест. Реальная численность госслужащих должна сократиться не так сильно – на 5-10% (в зависимости от ведомства и региона). Но это коснется далеко не всех.

Михаил Мишустин объявил о масштабной реформе аппарата чиновников в России.

Михаил Мишустин объявил о масштабной реформе аппарата чиновников в России.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- У нас в стране три уровня управления (федеральный, региональный и местный). Объявленная реформа коснется только федеральных государственных гражданских служащих, которые находятся в ведении правительства. По данным Минфина, штатная численность работников в этих органах - 385 тысяч человек, а фактически заняты 341 тысяча, - поясняет Елена Добролюбова, замдиректора Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС.

Всего планируют сократить 35 тысяч сотрудников. При этом реформа не коснется органов, напрямую подчиненных президенту (например МВД), и других ветвей власти, например Госдумы и судов. Если учитывать их, то всего федеральных чиновников - больше 600 тысяч, еще столько же - в региональных органах власти (см. графику).

УБРАТЬ ЛИШНИХ НАЧАЛЬНИКОВ

- Приоритеты реформой расставлены, на наш взгляд, верно. Во-первых, речь идет об оптимизации управленческого звена. Зачастую начальников чуть ли не столько же, сколько подчиненных, - говорит Елена Добролюбова.

По ее расчетам, почти каждый второй сотрудник не чиновник в чистом виде, а персонал, обеспечивающий работу госоргана. Бухгалтеры, водители, сотрудники хозяйственных служб. Эти люди тоже нужны, но не в таком количестве. Именно этот персонал, скорее всего, будут сокращать.

- Во многих развитых странах давно вынесли на аутсорсинг задачи, не связанные с основной деятельностью. Это управление имуществом, обслуживание зданий и помещений. Всеми госзакупками занимается отдельное ведомство. А в плане бухгалтерии - ничего не мешает, например, казначейству выполнять эту работу. Когда вы освобождаете ведомства от непрофильной деятельности, они начинает сосредотачиваться на основной работе, - говорит Александр Сафонов, проректор Финансового университета при Правительстве РФ.

ДУРАКА КАК НИ ПРЕМИРУЙ...

Важный вопрос – деньги. Как пояснил Мишустин, довольствие министерств и ведомств из-за реформы не пострадает. У них останется то же самое финансирование. А если людей, их получающих, станет на 10% меньше, то оставшимся можно будет поднять зарплаты. Но как именно? И по каким критериям выбирать, кому будет положена прибавка?

- Система оплаты труда государственных служащих очень сложная, при небольшом окладе существует большое число надбавок и дополнительных выплат. Часть этих выплат распределяется фактически по усмотрению руководства. Это не очень прозрачная и не всегда справедливая система, - говорит Елена Добролюбова.

По ее словам, нужно, во-первых, увеличить гарантированную часть оплаты труда. Чтобы она была конкурентоспособной. Тогда можно будет привлекать на работу в госорганы более компетентных сотрудников, которые раньше уходили в бизнес. Во-вторых, привязать премирование к результатам деятельности госслужащих.

- Не должно быть ситуации, когда, например, инспектор провел проверку с нарушениями, результаты проверки были отменены, а инспектор получил премию по результатам работы, - поясняет Добролюбова.

- Сейчас гарантированный доход чиновника составляют малую долю от его зарплаты. Все остальное формируют различные премии. Пирамиду надо перевернуть. Базовый оклад чиновника должен составлять не менее 70% от его зарплаты, - согласен с коллегой Александр Сафонов.

Проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.

Проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.

Фото: Youtube

Тем не менее, по его словам, чтобы на госслужбу приходили качественные работники, одного повышения зарплаты и изменения способа ее начисления недостаточно. Должна быть последовательная кадровая работа.

- Если дурака взяли, то как ни премируй его – хорошего результата не получить. Когда-то давно была идея создать единую кадровую службу для всех госорганов. Чтобы она подбирала персонал для всех министерств и ведомств. Но она почему-то так и не была реализована. Хотя такая технология успешно используется в США, Франции, Великобритании и некоторых других странах. Там есть специальные ведомства, которые подбирают кадры, независимо оценивают их компетенции. Чтобы не было такого: пришел начальник и привел всех своих, - говорит Александр Сафонов.

По его словам, такое агентство должно быть заинтересовано в том, чтобы новый сотрудник не просто грел кресло, а получал новые навыки и был мотивирован развиваться дальше.

УХОДИМ В ЦИФРУ

Главная задача чиновников – писать законы и делать так, чтобы они работали. А их результаты должны доходить до граждан и бизнеса максимально быстро и просто. Часть процессов можно автоматизировать без потери качества. Например, после создания МФЦ и различных онлайн-сервисов (в той же налоговой) получать различные документы и платить налоги стало гораздо проще. Но потенциал цифровизации у нас еще огромный, считают эксперты.

- Степень перевода государственных услуг в онлайн-режим в Евросоюзе уже 90%. А в России этот показатель составляет лишь 26,9%. Если госуслуги переводятся в полностью автоматизированный режим, часть трудозатрат тех, кто раньше был занят приемом и выдачей документов, согласованиями и запросами «в ручном режиме», должна высвобождаться, - говорит Елена Добролюбова.

Замдиректора Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС Елена Добролюбова.

Замдиректора Центра технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС Елена Добролюбова.

Фото: Youtube

По ее словам, еще один большой пласт, где необходима оптимизация, - контрольно-надзорная деятельность.

- У нас в стране за последнее десятилетие почти вдвое сократилось число проверок. Еще большее сокращение мы увидим в этом году из-за пандемии. Это не всегда значит, что число «ревизоров» тоже нужно сокращать вдвое: в некоторых подразделениях есть потребность даже в дополнительных специалистах. Но в целом резервы для сокращения есть, - говорит Добролюбова.

КОНКРЕТНО

Сколько в России госслужащих

Федеральные государственные гражданские служащие - 603 тысячи*

Региональные гражданские служащие - 252 тысячи**

Муниципальные служащие - 395 тысяч**

Всего - 1,25 млн

* Из них под сокращение попадут только 35 тысяч.

** Их реформа пока не коснется.

(По данным Минфина и Росстата).

История вопроса

Рубишь голову — вырастает две

В России неоднократно предпринимали попытки совладать с ростом бюрократического аппарата, но обычно они заканчивались лишь увеличением числа чиновников.

В Императорской России

Прообраз современной системы управления был создан при Петре Первом. Главным управляющим органом на Руси была Боярская Дума — ее численность еще при Борисе Годунове составляла 30 человек, но постепенно росла и к петровскому времени достигла 167 человек. Петр в начале XVIII века разогнал Думу, создав вместо нее Правительствующий Сенат. На треть было сокращено количество приказов - вместо них были созданы коллегии, 9 президентов коллегий стали первыми членами Сената. Казалось бы, небывалое сокращение госаппарата. Но параллельно стала расти численность фискальных и прокурорских работников. В итоге общее число государевых людей возросло с 4,6 тыс. до 7,4 тыс.

При Екатерине Второй чиновничий аппарат достиг 30 тыс человек. Сократить управленцев удалось благодаря реформам Павла Первого. Он урезал число губерний с 50 до 41. Заменил трехзвенную систему территориального управления двухзвенной — из триады «сенат-наместник-губернатор» вывел наместников. В каждой губернии вместо 9 учреждений оставил только 3: правление, палата суда и расправы и казенная палата. Да еще и по коррупции ударил - уволил 200 чиновников разных ведомств. В итоге численность госаппарата, а вместе с ней и расходы на него упали вдвое. Побочный результат — через 5 лет после начала правления Павел был убит недовольными его реформами.

Последующие самодержцы регулярно издавали указы о сокращении чиновников, тем не менее их численность постоянно росла. К середине 19 века государевых людей стало 100 тысяч человек. Они становятся объектом нападок со стороны тогдашнего гражданского общества. Вспомнить хотя бы обличительное некрасовское «Размышления у парадного подъезда» или гоголевского «Ревизора» - размазал так размазал. Однако к этому времени чиновничество стало мощной силой со своими сословными интересами.

- Например, основными борцами против ликвидации крепостного права выступали не помещики, а именно чиновничий аппарат, - поясн