2015-02-04T03:26:44+03:00

«Дело Рубенса»

Немцы хотят отнять у российского бизнесмена картину великого художника, изобразившего страшное изнасилование
Поделиться:
Комментарии: comments1
В таком виде шедевр великого фламандца достался коллекционеру Логвиненко.В таком виде шедевр великого фламандца достался коллекционеру Логвиненко.
Изменить размер текста:

Внезапное воскрешение пропавших полвека назад «Тарквиния и Лукреции» работы Питера Пауля Рубенса тут же обернулось международным скандалом. Кстати: на картине изображена сцена изнасилования римлянки Лукреции похотливым императорским сынком Тарквинием. Вокруг этого изнасилования разгорелся сыр-бор на высшем уровне.

Полотно размером 214х187 см арестовано Генпрокуратурой, на его последнего владельца, бизнесмена Владимира Логвиненко, заведено уголовное дело, президент Путин и канцлер Шредер обсуждают «дело Рубенса» на встрече в верхах...

Генпрокуратура должна дать ответ: готовы мы выдать картину Германии? Или немецкой стороне придется отстаивать право на шедевр Рубенса в суде? Достанется ли она немцам даром или ее все же надо выкупать?

От любовницы Геббельса - на дачу майора

У пенсионерки Ольги Ивановны, как и у всех пожилых людей, есть любимые воспоминания. О том, как в 1945 году они с мамой отправились в побежденную Германию.

Отец маленькой Оли, майор Красной Армии, был срочно назначен помощником коменданта Потсдама. Офицеру дали домик на одной из центральных улиц города. Чуть позже родители узнали, что особняк (и все, что в нем находилось: мебель, посуда, четыре картины) принадлежал любовнице Геббельса. Семья прожила здесь до 1951 года и собралась домой, под Москву.

Коменданту выделили место в багажном вагоне, куда майор втиснул стулья, комоды, коробки с фарфором и огромную картину, висевшую в спальне над кроватью. Ее сняли с рамы и сложили в несколько раз, как лист бумаги.

В таком виде холст пролежал на подмосковной даче бывшего офицера 48 лет! Вешать огромную картину в малогабаритной квартире было некуда. Но и выбрасывать не хотелось - красота.

Лет двадцать назад они попытались холст продать. Пошли в Третьяковку, а там говорят: запишитесь в очередь на экспертизу, оплатите и через полгода привезите полотно. И, как честно объяснили в Третьяковке, денег дадут немного, рублей двести.

А в 1999 году, после смерти отца, Ольга Ивановна стала перебирать на даче вещи и опять наткнулась на холст. Вид у него был неважнецкий, краски облетели, ткань прогнила. Но вещь-то старинная, и пенсионерка отыскала через знакомых знатока живописи. Тот согласился купить большую картину в ужасном состоянии, предложив ее хозяйке бешеную сумму - 800 долларов! Она была счастлива. Да и знаток подзаработал: через несколько месяцев перепродал полотно столичному антиквару, накинув несколько сотен «зеленых».

Антиквар оказался знатоком. Сразу смекнул, что ему в руки приплыла как минимум копия пропавшего шедевра Рубенса «Тарквиний и Лукреция», работы одного из мастеров школы великого фламандца - тоже штука ценная! Так что коллекционеру Владимиру Логвиненко он продал картину уже за несколько миллионов долларов.

Точная сумма сделки - секрет. В договоре о купле-продаже так и значится - «копия с картины Рубенса».

Из квартиры Логвиненко - в запасники Минкульта

Новый хозяин оказался из породы коллекционеров, которые не прячут шедевры дома. Уникальные иконы - основа его коллекции - висят в Третьяковке. Но огромную копию шедевра нужно было спасать. Логвиненко отправил запрос в Министерство культуры с просьбой разрешить вывоз картины для реставрации. Отказали. Нанял частных реставраторов...

Тут и вскрылось самое интересное.

Прогнивший слой холста с обратной стороны картины сняли. Под ним реставраторы обнаружили короткую надпись: «Рубенс № 2». Она прибавила к стоимости полотна несколько нулей, превратив частную покупку в дело политической важности.

После того как в Москве по приглашению того же Логвиненко побывал директор Потсдамской галереи, из которой в 1942 году и стащил «Тарквиния и Лукрецию» Геббельс, немецкая сторона начала решительные действия по возвращению шедевра. Теперь уже в подлинности Рубенса уверены эксперты и Эрмитажа, и Потсдама, хотя официального заключения коллекционеру еще не дали. Эксперты Эрмитажа указали и примерную стоимость полотна - $100 - 115 миллионов.

Для начала Германия объявила Логвиненко «русским мафиозо» и обвинила в незаконной скупке краденого. В Генпрокуратуру пришло следственное поручение: немцы потребовали изъятия картины и передачи ее законным, с их точки зрения, владельцам - фонду «Прусских замков и садово-паркового искусства Берлина-Бранденбурга». Владимир Логвиненко добровольно выдал картину представителям власти.

Российская прокуратура должна дать ответ Германии: готовы мы немедленно вернуть Рубенса или немецкой стороне придется отстаивать свое право в суде. Пока отреставрированный шедевр ждет решения судьбы в хранилище Минкульта.

В следующем номере «толстушка» обязательно расскажет о дальнейшей судьбе полотна Рубенса.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Владимир Логвиненко, 37 лет. Родился в Черниговской области. С 1990 года живет и занимается бизнесом в Москве. Был главой представительства нефтяной компании «Эксим петройл», владельцем ночного клуба «Up&Down», ресторана «Три пескаря».

С 1996 года занимается коллекционированием. Начал с икон. Собрал около 30 выдающихся памятников древнерусского искусства XI - XVII веков. Среди которых икона «Спаса» - самое древнее изображение лика Христа на Руси. Часть его икон экспонируется в Третьяковской галерее.

Кому достанется шедевр?

Аргументы Германии

Картина «Тарквиний и Лукреция» вывезена в 1951 году советским офицером незаконно, значит, украдена и должна быть немедленно возвращена.

Полотно не числится в списке ценностей, законно ввезенных в СССР, как реституционная компенсация (плата за ущерб государства-агрессора).

Владимир Логвиненко - «русский мафиозо». Против него возбуждено уголовное дело по обвинению в скупке краденого.

Аргументы России

С 1942 года работа Рубенса «Тарквиний и Лукреция» числится «утраченной», после исчезновения с выставки из потсдамского дворца Сан-Суси. Почему она оказалась в доме любовницы Геббельса?

По российскому закону о ввозе и вывозе культурных ценностей возврат картины возможен только после выплаты «справедливой компенсации». По мировому опыту - это треть рыночной стоимости произведения искусства.

Гражданский кодекс РФ признает Владимира Логвиненко «добросовестным приобретателем», и дело о передаче полотна Германии должно решаться в суде.

ИЗ РУК В РУКИ

Питер Пауль Рубенс написал «Тарквиния и Лукрецию» между 1609 и 1612 годами. В 1765 году полотно приобрел император Фридрих Великий для своей коллекции. Затем картина принадлежала музею Прусских замков и садово-паркового искусства Берлина-Бранденбурга. Последний раз шедевр выставлялся в 1942 году в дворцовом комплексе Сан-Суси. Оттуда исчез. Всплыл в 1945 году в доме любовницы Йозефа Геббельса в Потсдаме. В 1951 году картина ввезена в СССР бывшим комендантом Потсдама - майором Советской армии. В 1999 году приобретена как «неизвестная» частным коллекционером за $800. В том же году перепродана московскому антиквару. В том же году куплена Владимиром Логвиненко за несколько миллионов долларов.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Как стало известно «КП», к швейцарскому адвокату Владимира Логвиненко обратился один из состоятельных арабских шейхов. Он готов был приобрести шедевр за сто миллионов долларов. Коллекционер от сделки отказался.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также