2015-02-04T03:29:15+03:00

Инна Новикова: «ПРАВДА.Ру» сегодня стала мощнее АПН советских времен

В чьих интересах работает пионер российского интернет-агитпропа?
Поделиться:
Комментарии: comments1
Изменить размер текста:

Мир "железного занавеса" рухнул лет пятнадцать назад. Россия превратилась в открытую страну и оказалась в... вакууме. Отсутствие агрессивной информационной политики, которая помогла бы иностранцам узнать и понять нас нынешних, привело к тому, что те же американцы воспринимают россиян лишь в контексте пропагандистских догм "холодной войны", возвышающихся в их представлениях над реальным миром. Действительно, а что мы сделали для того, чтобы нас видели другими? Bank of New York, Березовский, НТВ, Чечня, сотрудничество с Саддамом... - первополосные "грязные" темы западных изданий о России вспоминаются легко.

Улучшение имиджа России - стало острой и модной темой для СМИ и читателей. Государство готово выделять миллионы долларов на то, чтобы в западных СМИ появилась не только критика России и "страшилки" о ней, но признания того, что Россия - современное государство, в котором прибыльно делать бизнес и безопасно отдыхать. Но стоит ли достижение этих признаний миллионов? Всегда ли на донесение до Запада позиции России надо тратить миллионы? Об этом в интервью ИА REGNUM рассказывает Инна Новикова, генеральный директор Интернет-издания "ПРАВДА.Ру" , чья английская версия давно занимает лидирующие позиции на англоязычном рынке информации о России среди всех российский изданий.

- Инна, прежде чем говорить, как надо и как не надо России работать в западной медиа-среде, интересно узнать - какой опыт имеет Ваше издание в области работы с западной аудиторией?

"ПРАВДА.Ру" - первая из открывшихся в российском секторе интернета российских он-лайновых самостоятельных газет. Мы работаем с 27 января 1999 года. И уже через полтора года после этого мы снова были первыми, запустив англоязычный проект, равных которому по популярности, индексам цитируемости и частоте обновления информации нет как среди российских он-лайновых изданий, так и среди российских традиционных газет. Более 80% англоязычной информации из России иностранным читателям даёт "ПРАВДА.Ру" .

- Глядя на ситуацию с таких позиций, можете ли Вы оценить действительную необходимость имиджевой работы России на Западе? Запад уже давно составил свое определенное мнение о нас и, может быть, даже в Ваших новостях выбирает то, что отвечает его предрассудкам. Неужели передаваемые вами новости могут как-то повлиять на общий имидж и восприятие интересов России на Западе?

- Ну а как же?!! Я, скажем, с советских времен не встречала такого быстрого реагирования на выступления СМИ, как сейчас со стороны... Белого дома. Но реагируют они в первую очередь на то, что опять же публикуется именно на английском. Простой пример. Года два назад все крупные федеральные СМИ сообщили об интервью помощника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс, в котором она заявила, что Россия по-прежнему остается врагом Соединенных Штатов. Все сообщили, а мы в "ПРАВДЕ.Ру" как-то этот факт "прохлопали". Лишь где-то неделю спустя, когда наш лиссабонский корреспондент случайно купил французский журнал, мы узнали об этих высказываниях г-жи Райс. Через несколько часов на англоязычной версии нашего издания появился комментарий (на русскоязычную мы его даже не поставили). Уже на следующий день в ведущих он-лайновых СМИ, близких к американским консерваторам, появилась информация со ссылкой на аппарат помощника президента США, что Райс, будучи этим самым помощником, подобных заявлений не делала и делать не могла. Конечно, это никак не стыковалось с реальными фактами: "Фигаро" не мог держать "в загоне" интервью с человеком более трех месяцев после его назначения. Тем не менее, уже на той же неделе Кондолиза Райс публично сделала противоположное заявление тому, что высказала французским журналистам чуть ранее. Российские СМИ заговорили о потеплении отношений.

Действительно, скорость реакции властей США на те или иные выступления "ПРАВДЫ.Ру" иногда поражает. Не прошло и суток после нашей публикации о докладе близкой к Пентагону корпорации "РЭНД", посвященном возможности нанесения первентивных ударов по России, как нам пришло письмо от официального представителя "РЭНД", в котором он попросил уточнить для наших читателей, что не вся информация, содержащаяся в статье, истинна. Конкретнее: попросил опровергнуть слова бывшего сотрудника корпорации о том, что в докладе предусматривалась также и возможность нанесения ударов по Саудовской Аравии.А вот и еще примеры такой эффективности. "ПРАВДА.Ру" опубликовала заявление генерального директора ОмПО "Радиозавод имени Попова" Ивана Полякова о готовности российской стороны участвовать в восстановлении послевоенного Ирака. Оно стало достоянием западной общественности и до сих пор является серьезным аргументом в разговоре с американцами об интересах и влиянии России на Ближнем Востоке.

В связи с недавним визитом президента Владимира Путина в Индию могу рассказать об еще одной нашей публикации - в конце ноября 2004 английская версия "ПРАВДЫ.Ру" опубликовала информацию о неисполнении индийской фармацевтической компанией "Д-р Редди'с Лабораторис Лимитед" инвестиционных программ на территории России. Информация вызвала эффект разорвавшейся бомбы: на Нью-Йорской бирже и бирже в Дели акции индийского фармацевтического гиганта подешевели почти на 40%. В результате - доверие к этой компании на мировом рынке снизилось, серьезно пострадала ее репутация. В результате неблаговидное поведение индийской компании на российском рынке стало дополнительным аргументом в отношениях с Индией.

Сообщение "ПРАВДЫ.Ру" лишь об одном открытии профессора из Уфы Александра Чувырова привело к тому, что ученому пришлось не один месяц разгребать посту, пришедшую лишь за один день. Десятки тысяч наших читателей, а также посетителей сайтов, републикующих наши материалы, посчитали нужным отправить письмо башкирскому ученому с выражением поддержки, предложением работы. За прошедший год со ссылкой на нас к нему обратилось около сотни западных и восточных телекомпаний. Репортаж о бедственном положении детского дома в Иркутской области выявил сотни иностранцев, желающих помочь детям. В течение часа после публикаций в "ПРАВДЕ.Ру" материалов о золоте они дублируются на ведущих специализированных американских сайтах. Ну а по поисковым запросам "Потанин", "Дерипаска", "Ходорковский", "Алекперов", "Миллер" ежедневно на сайт приходят десятки интересующихся этими людьми. Кстати сказать, западные поисковые системы ежедневно приводят на страницы нашего издания до двадцати пяти тысяч человек.

Примеры эффективности публикаций "ПРАВДЫ.Ру" можно продолжать перечислять долго. Ими можно гордиться. Недавно я общалась с бывшим видным радийщиком, отвечавшим за иновещание. Так вот, когда перечислила ему эти и другие примеры, он мне заявил, что Radio Moscow о такой эффективности работы можно было только мечтать. Как и Агентству печати новости. В ответ я ему сказала, что мы можем только мечтать о тех финансовых вливаниях, которые были в советские времена в иновещание...Знаете, быть лидером этого сложного сектора в нынешних условиях иногда становится очень обременительно.

- В смысле?- Знаете, мы несколько опасаемся той информационной ситуации, которая сложилась во время начала боевых действий в Ираке. И хотя возмущение американцев противопоставлением политики Белого дома пало на Францию, России тоже тогда досталось. Любопытно вот что: в ежедневно приходящих письмах мы все чаще узнавали и узнаем самих себя - тех, какими были двадцать лет назад. Аргументация, неумение слышать и слушать, отрицание любого уклона от "линии партии": агитационно-пропагандистский аппарат в Соединенных Штатах сегодня является самым мощным в мире. Советская цензура по сравнению с ним кажется просто милой девочкой. Горячая фаза информационной войны вокруг Ирака закончилась полным поражением самой, казалось бы, выигрышной российской позиции: все мирные вопросы надо решать за столом переговоров, а не в вооруженном конфликте.

"ПРАВДУ.Ру" тогда зачислили в "топ-пять" мировых изданий, наиболее активно выступавших против американской агрессии в Ираке, несанкционированной СБ ООН. Тогда-то мы и пожалели, что у нас нет достойного конкурента среди российских англоязычных изданий. Да и СМИ-то таких - раз два и обчелся. На сегодняшний день это еженедельные "Московские новости", "Голос России"... - вот, собственно, и все. "Moscow times" и "Russia journal" намеренно не включаю в эту группу, они больше относятся к иностранным изданиям, выходящим в Москве. Но если брать в расчет веб-сайты и этих изданий, анализ статистики посещаемости показывает, что "ПРАВДА.Ру" занимает около 80 процентов рынка англоязычной информации, уходящей на Запад из России. По данным канадской системы статистики HitBox, месячная аудитория уникальных посетителей "ПРАВДЫ.Ру" составила около двух миллионов человек, сумма уникальных посетителей по дням - на полмиллиона больше. С одной стороны, можно было бы почивать на лаврах, с другой - это мало для издания - национального лидера в целом секторе информационных услуг. И это чудовищно мало для страны, которая желает интегрироваться в мировую экономику. Не зря читатели, явно не симпатизирующие нашей позиции в иракском вопросе, но желающие составлять собственное мнение на основе сообщений разных источников неоднократно задавали нам вопрос: почему Россия до сих пор не создала англоязычные телеканал, доступный во всех точках мира радиоканал? Почему на Западе нельзя купить ее газет, журналов?

- С тех пор в Рунете открылись все-таки какие-то сайты, ориентированные на западную аудиторию...- Открыться-то они открылись, а насколько эффективно работают, вот в чем вопрос. Вы сами что-нибудь слышали о них кроме их собственного самопиара? Есть средства массовой информации, давно пытающиеся работать на этой ниве, но результаты их деятельности плачевны. Например, месяца два назад "ПРАВДА.Ру" полностью отказалась от републикации материалов РИА "Новости" после того, как один из руководителей агентства начал задавать нам вопросы типа: "Почему "Cristian Science Monitor" дает гиперссылки на страницы "ПРАВДЫ.Ру" ", на которых опубликованы сообщения РИАН"? Также нам были предъявлена претензии по поводу того, что под текстами информаций, который мы публиковали, давались гиперссылки на главную страницу сервера РИА "Новости", но подпись шла RIAN. Мы перестали вообще использовать на своей англоязычной версии информацию агентства, в результате чего то лишилось достаточно большой аудитории. Сейчас, как понимаю, читателей их англоязычного сервиса не наберется и 200 человек.Но в любом случае, даже если б эти сайты и работали во всю мощь, даже вместе мы не можем конкурировать с BBC, Аль-Джазирой и т.д. на том же американском рынке.

- Интересы России во внешнем мире - вещь стабильная и, в целом, не очень дискуссионная. Но чтобы влиять на мнение западной аудитории, надо четко самоопределяться внутри страны. А здесь у нас - интересы разнообразны: есть интересы силовиков, интересы Германа Грефа, есть позиция экономического советника президента Андрея Илларионова... И трудно удержаться от искушения приписать Вашу деятельность к какому-нибудь клану или группе интересов. Вас западные читатели часто называют "рупором КГБ"?А также рупором Кремля и органом ВКП (б). Популярный английский журнал Industrial Standard после многочасовых бесед с нами написал, что мы находимся "под крылом главы Совета Безопасности России Анатолия Чубайса". В общем, по поводу нашей политической или финансовой принадлежности версий (особенно на Западе) много. На самом деле, и мы об этом заявляли неоднократно, "ПРАВДА.Ру" - независимое и от государства, и от крупных бизнес-структур издание. Наше место в рейтингах и особенно наш авторитет на Западе позволяет нам существовать на доходы от рекламы. Что же касается направленности наших статей - то еще в 1999 году "ПРАВДА.Ру" взяла за основу государственнический подход при формировании политики издания. Так мир становится менее однообразным. При этом в России многие недооценивают силу влияния нашего издания на Западе. В отличие от государственных СМИ, нам больше доверяют. На нашем форуме довольно часто встречаются высказывания в духе того, что ПРАВДА.Ру - это мост между двумя мирами, и если бы была подобная возможность для получения информации и общения раньше - то холодная война была бы невозможна.- Каким Вы видите будущее "ПРАВДЫ.Ру"? Мы продолжим работу над донесением до западного читателя позиции России по важнейшим вопросам мировой политики и экономики. Помимо английской, мы запустили португальскую версию (а португалоязычная аудитория составляет 200 миллионов) - так что теперь нас читают и в Португалии, и в Бразилии. Но как нам кажется, в стране должен заработать репутационный менеджмент, который занял бы достойное место в системе государственного управления. Технически управлять репутацией России может помочь создание некоего "антикризисного" национального имидж-центра, объединяющего представителей всех заинтересованных сил: корпораций, СМИ, государственных служб и ведомств, российской общественности. Классическими примерами использования такого подхода являются Германия и Япония, которые смогли кардинально поменять свой образ военных держав за довольно короткий послевоенный период. "ПРАВДА.Ру" готова поделиться своими наработками с теми, кто займется этим нужным, и, безусловно, давно необходимым делом.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также