Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Звезды17 февраля 2005 12:25

«Мастер и Маргарита»: как снимают чудеса и ужасы

Наш корреспондент подсмотрел, как режиссер Владимир Бортко делает сериал по роману Булгакова

Съемки «Мастера и Маргариты» продлены до марта. Да и то сказать, семь месяцев для 10-серийной экранизации напичканного чудесами булгаковского романа - маловато. Вот в марте будет девять - это уже срок!

Пока Маргарита и Мастер отдыхают от камеры, на съемочной площадке отдувается кот Бегемот. Не тот, чью человеческую ипостась воплощает актер Александр Баширов. А натуральный жирный котяра с черной лоснящейся шерстью.

- Ну и как вам снимается, уважаемый Бегемот? - спрашиваю.

- Отлично. Хотя дышать нечем, жарковато, и батарейки «жмут» под лопатками. Но из-за такой ерунды ворчать не собираюсь. Роль мне очень нравится!

Знакомьтесь: Вано Миранян, артист эстрады, 46 лет, рост - сто сантиметров, играет в мюзикле «Иствикские ведьмы» и является президентом инвалидного фонда людей маленького роста «Ниночка». А еще он работает помощником Жириновского по вопросам инвалидов.

- Владимир Вольфович не ревнует вас к съемкам в славной картине?

- Ему некогда.

В шкуру кота Вано влез по приглашению мастера спецэффектов Петра Горшенина, чье мастерство ошеломило публику в «Ночном Дозоре». Весь костюм, включая электронную начинку, был сшит на Мираняна в московской мастерской за пять примерок.

Сначала артист натягивает кошачью шкуру-комбинезон, а затем надевает на голову башку Бегемота, отчего становится на тридцать сантиметров выше. Но в кадре Вано работает за кота лишь руками и ногами. За мимику кошачьей морды, шевеление усами, ушами и глазами отвечают разные моторчики, которыми начинена кошачья голова.

Перед камерой Вано сам, без каскадеров, выполняет все трюки - запрыгивает на люстру, повисает на шторах под потолком. А как иначе, если из-за роста никакой каскадер заменить его не может? Спасибо, сноровка циркового акробата не подводит.

Но самой неудобной сценой для Вано оказалась та, где кот Бегемот выпивает рюмку водки и закусывает грибком, шокируя Степу Лиходеева в исполнении Панкратова-Черного. В ней хитрую морду Бегемота снимают крупным планом. И у актера нет возможности смотреть через крошечные прорези для глаз. Попробуй-ка попасть вилкой в рот в потемках!

Хотя обидней всего Вано быть в кошачьей маске-башке на балу Сатаны:

- Там столько голых девочек, а я ничего не вижу!

Актеру Александру Абдулову, который в фильме играет Коровьева, пришлось согласиться на головокружительный трюк ради натуральной материализации из воздуха.

Специальные качели, на которых Абдулов раскачивается в съемочном павильоне, не касаясь земли, влево и вправо, потом «сотрутся» на компьютере. А на место голубого фона будут подставлены кадры с Патриаршими прудами - именно там перед Берлиозом «соткался из воздуха прозрачный гражданин престранного вида».

В романе Маргарита появляется на балу у Сатаны нагая и в туфлях «из лепестков бледной розы», а режиссер Бортко одел и обул Анну Ковальчук совсем не по Булгакову.

- Просто голое тело - пошло, - раскрывает секрет художник картины Владимир Светозаров. - Мы долго думали, во что одеть Маргариту на балу. В тяжелую парчу, легкий шелк? Но этот костюм не имеет права быть сногсшибательно красивым, он должен подчеркивать страдание Маргариты, ведь бал - это мучительное испытание, которое для нее устраивает Воланд. Остановились на металлическом костюме как бы из cредневековья, а-ля Жанна д’Арк...

...Может, прикрыть наготу хозяйки бала решили потому, что Анна Ковальчук отказалась сниматься нагишом? Ничуть. В картине достаточно сцен, где актриса появляется в откровенном виде. На днях отсняли ее полет верхом на электронном борове, начиненном чудесами техники. И хоть на актрисе ничего не надето, за счет долгих поисков ракурса съемки и света картинка на экране вряд ли заденет даже пуритан.

В сценах, где наготу Маргариты не скрыть, компьютер сделает ее обнаженное тело полупрозрачным.

На съемках пока, тьфу, тьфу, не происходит мистических происшествий. Может, сказалось благословение священника, которого режиссер был вынужден пригласить перед началом работы, - были, были суеверные особы, отказывавшиеся работать над греховным романом! Самой крупной потерей стал зуб Варенухи. Актеру Андрею Шаркову сделали вставную «вампирскую» челюсть. Когда снимали слепок с актерских зубов, один не выдержал и сломался.

В финальной серии Мастера и Маргариту прочь из бренного мира понесут черные кони ада. Ими «дирижировал» единственный в России мастер высокой школы верховой езды От Эколь, известный телеведущий, режиссер, депутат Госдумы Александр Невзоров. Фокус в том, что в кадре должны бесноваться кони без сбруи. А управлять свободной лошадью никто, кроме Невзорова, не умеет.

- Разве нельзя было снять коня в сбруе, а потом «стереть» ее на компьютере? - спрашиваю у автора «Лошадиной энциклопедии».

- Нет, получатся заученные движения, а не ярость безумно свободной лошади ада!

Представьте, в студии среди людей, мониторов, проводов должен беситься конь! Операторы сильно опасались за аппаратуру. Но даже провода не пострадали. Семилетний конь Халиф оказался исключительно воспитанным. За два часа оператор успел сделать шестьдесят дублей! Из них на компьютере создадут лошадиное поголовье для всей свиты Воланда.

- «Хореографию» для лошади вы сами придумали? - спрашиваю у Александра Невзорова.

- Я Халифу объяснил: здесь нужно «подсвечить» - встать на задние ноги, тут ударить задом, здесь кинуться на меня, не видимого для зрителя.

Единственная проблема - в студии я ничего не слышал и не видел. Голубое трико из жуткой синтетики, в которое меня одели, залепило уши, глаза, рот. Мне еле разрешили прорезать для левого глаза дырочку побольше...

Голубое трико, как и весь голубой павильон, - вроде шапки-невидимки. Фон исчезнет, и на экране черные кони будут бесноваться в пылающем дворе.

Вместе с Невзоровым на съемке присутствовала его жена Лидия - выпускница двух английских иппологических колледжей. Она осуществляла ветеринарный контроль.

Из студии Халиф уезжал абсолютно счастливый. За съемку ему выдали новую попону и серьезный гонорар.