Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды24 ноября 2005 22:00

Нонна Мордюкова: Почему не снимаюсь? Видно, нету для меня роли...

Сегодня великая актриса отмечает свой день рождения
Источник:kp.ru
Нонна Мордюкова (слева) с сестрой Натальей. Домашние тапочки актрисы попали в кадр случайно.

Нонна Мордюкова (слева) с сестрой Натальей. Домашние тапочки актрисы попали в кадр случайно.

Окончание. Начало в еженедельнике «КП» от 24 ноября

А накануне у нее в гостях побывали журналисты «Комсомолки». Нонна Викторовна встретила нас с колокольчиком в руках: «Он, правда, чудодейственный. Я в него - как мне становится плохо, расстроишься или там понервничаешь - звоню. Успокаивает. Поклонница подарила недавно, специально для меня в церкви освящала...»

«Если бы не Путин, я бы упала»

- Нонна Викторовна, любят вас зрители...

- Это правда, ко мне простые люди всегда хорошо относились. И раньше, когда ездили на встречи со зрителями, другие артисты даже обижались - меня такими овациями встречали!

Мало того, когда Наташа (сестра) приезжала со съемочной группой фильма про Будулая на Дон - она была художником по костюмам - туда, где мы раньше снимали картину «Возврата нет», так там люди приходили смотреть на «сестру Нонны». И еду, как мне когда-то, приносили: сало, яйца. Клара Лучко сильно ревновала...

Когда заболела - люди звонили, предлагали пиво горячее пить, чтобы только быстрее поправилась. Из Казахстана мужик постоянно в любви признается. Прочитывает каждую публикацию и пересказывает ее в подробностях. Я ему говорю - не надо. Это же межгород, дорого ужасно. Жена его говорит: жить он без вас, Нонна Викторовна, не может, вы у него свет в окошке.

Жители Махачкалы просят: «Приезжайте, поддержите нас, а то тут такой бандитизм!» Из Израиля звонят: «Поднимите нашему народу дух!» Я говорю: «А нам кто дух будет поднимать?»

А недавно земляки вручили диплом - Нонна теперь почетный гражданин города Ейска.

Я же играю одну роль всю жизнь - моя героиня просто попадает в разные предлагаемые обстоятельства. А героиня моя - это Народ, с большой буквы. Не Анна же Каренина...

- Мне кажется, сущность у людей одна, независимо от сословия.

- Нет, люди разные: вы же с кем-то дружите - а с кем-то нет, кого-то любите - кого-то нет. Значит, не твое кровообращение, настройка не твоя.

Старые соседи из дома на Рублевском шоссе, где я раньше жила, до сих пор звонят, ходят. А другая семья - я с ними не общалась. Жена такая генеральша типичная с шестимесячной, все время бочком-бочком. И вдруг в самый последний момент, когда мы переезжали на новую квартиру и начали наши вещи выносить, а она пол в коридоре метет - говорит: «Как жаль, что вы уезжаете». Я говорю: почему, мы же с вами и не общались? Она, подметая, - ну как же, зато ложишься спать и знаешь - за стеной талант спит!

- Не холодно в панельном доме на первом-то этаже?

- Да нет, нормально, ноги только подмерзают. Может, в кирпичном, сталинском или вроде того, полы потеплее, мы бы не отказались, а где его возьмешь, такой дом в Крылатском?

- Чубайс вот медицинский полис сделал. Да что там, сам Путин, насколько я знаю, в любви объяснился...

- Это когда он мне орден в Кремле вручал... Он же меня тогда спас - на глазах у почтенной публики. Я в то время очень серьезно заболела. Начались у меня падения - ни с того, ни с сего, ничего не болит - и вдруг упала. И тут меня вызывают в Кремль. Идем вместе с сестрой. И вот я на ковровой дорожке - и раз - падаю прямо на президента. Он подхватил за руку, сильный - удержал. А никто ничего не заметил - у меня в руках букет был. Он вышел, провел рукой по плечу и надел этот орден. И обратно я уже резво побежала.

А позже, когда раздали шампанское, подошел к нам. Я встала, говорю: «Знаете, как я вас люблю». А он мне: «А если бы вы знали, как я вас люблю!»

Через некоторое время загремела в больницу. А с Путиным больше мы не встречались. По телевизору только на него смотрим.

Про коммунизм и валенки с галошами

- А правда, что «Печки-лавочки» Шукшин писал на вас?

- Ну да, откровенно. Знал об этом Тихонов, знала я, знали мои подруги. И когда приехали в экспедицию снимать фильм «Русское поле», поставили чемоданы - «Мордюкова, к телефону!». Я подхожу - это Василий. «Нонна, помнишь, я говорил тебе про картину «Печки-лавочки»? Так я уже запустился». Я говорю: «Вася, ты меня ранил, ты меня просто прострелил! Я для тебя на край света! Но тут же главная роль - ни одного кадра без меня нету. Это мне если приехать - всю съемочную группу останавливать надо. А ты знаешь, как дорого стоит фильм». И он на эту роль жену Лиду взял. Она тогда только недавно родила, еще не совсем оправилась, полноватая была. Но у нее типаж народный, и актриса она хорошая. Они очень друг другу подошли.

Да, теперь-то я все про себя поняла: зря у меня так сложилась судьба, что никто не посвятил мне свою профессию. Надо было больше играть. После «Молодой гвардии» нас 13 лет не снимали. Сколько было простоев - по три-четыре года без работы.

- На мой взгляд, фильм «Комиссар» - один из самых значительных и поворотных в вашей актерской судьбе. И я абсолютно уверена - без Мордюковой он не поднялся бы на такую высоту. Попадание - в яблочко.

- Режиссер Александр Аскольдов самолично дал интервью: мол, я до такой степени был уверен, что роль комиссара будет играть Мордюкова, что, когда писал сценарий, все время слышал ее голос. Хотя ни разу не видел в жизни, был с ней незнаком. Он такое нагромоздил про тембр голоса! И вообще она, говорит, была со мной все время, пока работал над сценарием.

Очень тяжелые съемки были. Роль такая сложная, нервная. Трудная роль по вживанию. А тут еще за сына беспокоилась - как он дома без материнского присмотра?

- Вы сжились с героиней, когда играли?

- А как же. Ты ведь эту судьбу через себя по каждому капилляру пропустить должна. Иной раз так выложишься - света не чуешь. Как будто свое сердце вырываешь.

- Честно говоря, я, как мать двоих детей, не могла без слез смотреть, как героиня ребенка оставила...

- Ну, она же узнала этих людей, которым сына оставляла: видела, как малышей любят, как дети танцуют, как они прячутся во время опасности, она думала - и он тоже будет прятаться...

Просто тогда - особенно для коммунистов - долг был выше собственных интересов, это чувство культивировали и пестовали. Я играла с полной искренностью, помня таких коммунистов, как моя мама, как мой отец.

Мама моя была ярая коммунистка. Ее все на укрепление колхозов посылали. Не смотрели, что семья большая - а нас шестеро у нее было, отец инвалид с войны пришел. Надо - значит, надо. И ничего для себя лично никогда не получала - обуть-одеть было нечего. Она все мечтала: «Вот куплю валенки с галошами, съезжу на курорт - и заживем!» Про валенки с галошами - это мы понимали, а что за «курорт» такой, с чем его едят - да Бог его знает! В войну партизан у себя прятала - это с оравой-то ребятишек! Вот такая была наша мама! Она была настоящая, честная коммунистка, как эта Клавдия, которую я играла в «Комиссаре».

- А для вас лично долг выше, чем все остальное?

- Если бы у меня были внуки, я бы заткнула их в детский садик, а сама бы на работу. Я всегда была горячая на дело. Бывало, приезжает машина, чтобы отвезти на съемки, скажет водитель - вот никогда не видел такой дисциплинированной. Я минута в минуту, никогда не опаздываю.

- Ужасно, что фильм «Комиссар» - такой шедевр - десятилетия пролежал на полке.

- Аскольдов за картину проливал кровь 20 лет. По всем инстанциям ходил. И никто не хотел брать на себя ответственность выпускать ее на экран.

Тогда в один из международных фестивалей на секунду опустела сцена - ушел оратор, иностранец - и выходит Александр Яковлевич. И рассказывает все про картину. В Доме кино паника, скандал. И на следующий день устроили просмотр. Смотрели, затаив дыхание, и аплодировали фильму стоя. Только после этого картину выпустили на экран. Ее затребовали все страны.

Депардье с гаечным ключом

- Последний раз вы снимались в фильме Дениса Евстигнеева «Мама»?

- Сценарий был слабоватый, зато мысль социальная хорошая - мать хочет детей в кучку собрать. И актеры собрались замечательные: Меньшиков, Машков, Женя Миронов. Олег Меньшиков с юмором человек, смешливый и очень милый. Он меня один раз в прямом смысле с ног свалил на съемках. Снимали зимний эпизод, в пургу. Когда выезжали - было более-менее тепло. Поэтому как следует не оделись - ни теплых штанов, ни кофт.

Я в телогрейке, а у Олега пальто не пальто, рубаха не рубаха, зипунчик какой-то без подкладки, с короткими рукавами, чтобы больше на подростка смахивал. Ботинки морские, очень тонкие и холодные. А съемки затянулись, как это обычно бывает.

12 часов ночи. Ветродуй включили - вьюга воет, щепки летят, кусочки льда. Я чувствую, кажется, одна щека уже совсем отморожена. Мочи никакой нет. Олег сам по себе худенький - а тут и вовсе как синичка подсиненная: руки синие-синие, как култышки стали. Губ нету - синим шнурком. Думаю, может, это манекен? Бывают же такие случаи, когда во время репетиции манекен ставят вместо актера.

Он не он - а просто изо льда вылепленный - глаза застыли на месте, а челюсть, смотрю, шевелится. Говорит чего-то. Я к нему наклонилась, а он: «Ну, что, Нонна Викторовна, нравится вам быть артисткой?» А я смешливая - так и упала - вместе с ребенком, которого на руках держала. И все подскочили меня поднимать, только он не мог - сам до смерти хохотал.

- Новых предложений с тех пор не было?

- Меня все этим вопросом донимают. Недавно одна журналистка с телевидения пристала. А где сниматься-то? Сценариев хороших нет. Один, помню, принесли, там все шло к тому, что партнером должен был быть этот, как его, Портье-Депардье.

Я по роли - сантехник. Как будто по путевке приехала в Париж и там увидела ихнего сантехника - а у него чего-то там не получается. И вот она чего-то там вертнула, как обычно положено главному исполнителю - он же всегда лучший, - и утерла нос французу. И там у них с Депардье якобы даже любовная история начинается! Ну нету сценария, нечего играть. Что ж я, возьмусь за такое, только чтобы в Париж съездить? Была я там. И в Америке была, и еще много где. Я и так могу съездить в Париж. На фестиваль какой-нибудь присоседюсь.

Режиссеры наши растерялись и стали подражать, а неизвестно кому. А картины гасли и гасли.

Так вот та журналистка спрашивает: а почему не снимаетесь в мыльных фильмах? Вот Людмила Гурченко бандитку, говорят, какую-то сыграла. Другие примеры приводить начала. Я отвечаю, отвечаю, и потом она меня все-таки доводит и я кричу: «Потому что актеры голые и босые, им деньги надо на лекарства зарабатывать! 6 тысяч в месяц на таблетки надо!» Вот так скажешь, а потом думаешь - ну зачем?

Некоторые от азарта к профессии берут материал с большим любопытством.

Я не смотрела сериал, в котором Гурченко сыграла. Но я же знаю - Гурченко, наверное, не просто так взялась за роль. Она женщина небедная, и актриса замечательная. Значит, было за что зацепиться. Было ей интересно.

А мне хорошего материала не предлагали...

- А разве вам деньги лишние?

- Нет, конечно, не помешали бы. Я вот лет десять назад снялась у Дениса Евстигнеева в фильме «Мама» и за него хороший гонорар получила. Когда заболела, очень эти деньги пригодились - разменивали потихоньку и платили за лекарства. А Денис Евстигнеев еще стиральную машину-автомат подарил.

Но дело-то ведь не только в деньгах.

Сейчас, видно, просто нету для меня роли. Да нет, меня даже и не тянет. Суть-то не в том, что это сериал на телевидении или картина для кинотеатра. В сценарии ты должен за что-то зацепиться, болеть душой по-настоящему.

А просто так... Это неинтересно. Это не моя стихия.