Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-8°
Общество16 декабря 2005 22:00

Десять процентов

Хроника Ольги Б.

Я только раз в жизни попалась на недобросовестную рекламу. Когда моталась по съемным квартирам и мне было несподручно таскать за собой стиральную машину. И тогда я купила маленькую таблетку с проводом, которую и сейчас каждый день рекламируют по телевизору как полноценную замену любого агрегата-автомата. Мне бы тогда задуматься: если замена равноценная, то почему никто не выбрасывает автоматы на помойку?

Ну что вам сказать? Производителей этого барахла несколько спасает то, что они советуют насыпать стиральный порошок. А любая вещь, вымоченная в порошке, становится несколько чище, чем была. Однако на этот процесс никак не влияет вышеупомянутая фиговинка за сто долларов...

Гораздо более интересный случай произошел с нашим возмущенным читателем. А возмущен он тем, что рекламу прочел в «КП». Некая неназвавшаяся фирма предлагала вылечить катаракту с помощью... только не лопните от смеха... «информационной воды». На эту воду, типа того, информация правильная записана. Глаз, как только ее получит, сразу ресницами захлопает, проморгается и вылечит себя сам. И не только от катаракты, но от близорукости и косоглазия. Прислали, значит, читателю три флакона. В одном наблюдался недолив, что очень огорчило пенсионера, поскольку заплатил он восемь тысяч рублей. И это уже не смешно, потому что деньги были «гробовые». Далее ситуация развивалась обычно - никакого толку от лечения не наблюдалось. Теперь пенсионер очень обижен на газету. Предупреждение на последней странице, что редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов, его не впечатлило.

Когда это письмо попало ко мне, я в который раз задумалась, как можно повысить критичность населения по отношению к рекламе. Ибо понятно, что СМИ просто не могут нести ответственность за продукт чужого мошенничества. Ну нет у нас в штате специальных людей, вылавливающих жуликов и следящих за эффективностью рекламируемых товаров и услуг.

И знаете, я нашла ответ в эссе Бориса Стругацкого, опубликованном в «Огоньке». Оно было настолько чудесно, что я его вырезала и повесила на стенку, чтобы почитывать в тяжелую минуту. Среди прочего он там приводит закон Старджона: «90% всего на свете является барахлом. Это касается как издаваемых книг, как писателей и издателей, и читателей, и всего на свете вообще». Рекламы, идей, политиков, страшно сказать, газет...

То есть надо как-то учиться определять остальные десять процентов «небарахла», только и всего. Если как следует вдуматься в эту мысль и принять ее всем сердцем, то и перестанешь психовать и возмущаться. Почти перестанешь.