Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика4 апреля 2006 22:00

За визу на нужном документе могли расплатиться поп-звездой

Откровения бывшего сотрудника аппарата Кабинета министров
Источник:kp.ru
- Отдайте бедным мой оклад: мне каждый день несут откат!

- Отдайте бедным мой оклад: мне каждый день несут откат!

Сегодня тайны жизни правительственных служащих, приоткрытые в скандальной книге «Да, господин президент!», комментирует бывший высокий чин в Кабинете министров.

Во вчерашнем номере , 4 апреля, мы напечатали отрывки из скандальной книги «Да, господин президент!», где откровенно рассказывается о царящих в «Белом доме» нравах.

Прокомментировать этот бестселлер мы попросили бывшего чиновника, проработавшего в аппарате правительства много лет. По понятным причинам его имя мы не называем.

Статус как валюта

- И скольких премьеров вы пережили?

- Шестерых.

- Общаетесь и сейчас?

- Бывает.

- Ну и как вам, бывалому «белодомовцу», эта книжка?

- Нравы «Белого дома» описаны явно человеком, знакомым с работой правительства. Но из «бездельников».

- А кто это?

- Это секретариаты вице-премьеров и премьера. Их сотрудники сами документов не разрабатывают. Просмотрели - и на подпись шефу. Их и называют «бездельники». Не случайно в книге много рассуждений о политике. Да и сама она называется «Да, господин президент!».

- Для самих чиновников подчас тоже большой вопрос: почему и зачем они делают то, что делают? - с ходу самокритично выдает автор. И признается, что «смысл существования чиновника - это обладание неким статусом, который как конвертируемая валюта - им можно торговать направо и налево.

- Так оно и есть. В мои времена некоторые чиновники, особенно высокопоставленные, торговали статусом. Не исключено, что и сейчас тоже.

- Это как?

- Часть аппарата правительства раньше получала негласно зарплату в тех компаниях, которым было надо получать информацию, лоббировать принятие того или иного решения в верхах. Особенно в департаментах. Зарплата там даже сейчас не очень высокая.

- Сколько же они получают?

- Начальник департамента со всеми надбавками (а максимальная за особые условия труда - ненормированный рабочий день и т. д.) - около двух тысяч долларов. Но это недавно повысили. Надо сказать спасибо Грефу. Когда с приходом Фрадкова началась последняя административная реформа с сокращением числа замов в министерствах, Греф понял, что люди будут уходить. У него до этого было более 10 замов, а оставляли двоих. Как у всех министров. И тогда Греф поставил вопрос о том, чтобы компенсировать прежде всего этой категории утрату статуса повышенной зарплатой, причем в разы.

Тогда и получилось, что чем выше пост в министерстве, тем больше прибавка. А эксперт или консультант - две самые распространенные неначальственные должности - до тысячи долларов не- дотягивают.

- Но зато привилегий сколько!

- Привилегии остались у зам. начальника департамента и выше. Машина служебная. У зама - «Волга», хотя сейчас стали менять на иномарки. У начальника департамента - BMW калининградской сборки, флажок на номере. У зам. руководителя аппарата правительства тоже мигалка на машине. У министра - «Мерседес» либо «Ауди», в зависимости от приближенности к премьеру. Например, у одного из глав аппарата правительства автомобиль был личный. На него просто прицепили флажок и мигалку. Кто-то договаривается о машине из гаража особого назначения, где президентские лимузины. Это зависит от влиятельности министра.

- А спецполиклиники?

- Медобслуживание действительно бесплатное. Основная масса сотрудников аппарата правительства прикреплена к московской поликлинике на Сивцевом Вражке. Хотя качество обслуживания сильно снизилось. Но, конечно же, это лучше, чем районная поликлиника. А для руководителей аппарата - хороший медцентр на Мичуринке.

- Недавно сообщалось, что в мэрии Москвы установлен аппарат по продаже баночек с икрой. А в «Белом доме»?

- Не видел таких автоматов. В столовой «Белого дома» все питаются из одной кухни. Правда, руководителю аппарата правительства и его замам еду носят. Но с той же кухни. В столовой есть зал для начальников - глав департаментов и их замов. А есть зал, где едят все остальные чиновники. Эти же блюда официанты развозят вплоть до вице-премьеров. А премьер получает еду из Кремля. Привозят на фээсбэшных машинах судки.

- Служебные дачи, путевки по льготным ценам остались?

- Двухдневные дома отдыха в Подмосковье. Дешевые. Рядовой сотрудник аппарата правительства может воспользоваться один раз в квартал. Дачу можно снять на лето. Некомфортабельные такие «деревяхи» времен КПСС. Но недалеко от Москвы.

Настоящая дача, круглогодичная, полагается только руководителю аппарата правительства. Он, как министр, имеет право на проживание в поселках типа Архангельского.

- Но торговать статусом - это ведь не только получать зарплату в «дружественной» фирме.

- Да, жены обычно хорошо пристроены. Причем работу нашел муж. Конечно, нет проблем с поступлением сына или дочери в институт. Я работаю, например, в Департаменте строительства. Звоню человеку из Департамента образования и говорю: «Слушай, можешь помочь? У меня дочь или сын хотят поступить». В МГУ сложнее, а в институты второго ряда - без проблем. А человек из Департамента образования может позвонить в Департамент строительства и сказать: я строю дачу, мне нужно то-то.

- Этот бартер процветает?

- Очень. Но роль простого исполнителя в аппарате часто преувеличена. Бывает, сидишь где-нибудь в компании и слышишь: «А я работаю в «Белом доме». И взахлеб излагает все эти мифы: он-де к премьеру ходит, с министрами на короткой ноге, участвует в кремлевских банкетах. Многие клюют. На самом деле лишь начальника департамента приглашают на все тусовки в тот же Кремль - новогодние приемы, по поводу 9 Мая, Дня России и т. д.

Откат - до 30%

- Не каждый может пробить визу на «нужное» его благодетелям решение?

- Там был бег с препятствиями на длинную дистанцию. Нужна виза зам. начальника департамента, начальника, зам. главы аппарата правительства. Потом бумаги попадали в секретариат вице-премьера, далее - в секретариат премьера, где его помощники смотрели. Наконец, глава аппарата относил на подпись премьеру.

Если какой-нибудь эксперт говорил: «Я тебе обеспечу что-то», - это бахвальство. Ключевая фигура в этом смысле - начальник департамента.

Простой эксперт к вице-премьеру, как правило, попасть не мог. А для начальника департамента и его замов открывалось большое поле для «торговли» с министерствами.

- Особенно когда речь шла о выделении денег из бюджета?

- Это же вообще драка каждый день - госинвестиции. Размер отката известен - от 10 до 30 процентов. Тому, кто пробил соответствующее решение, кто ему помогал. Не все это делали, но это есть. Когда такой человек начинал ныть, что зарплата маленькая, надо менять работу, покровители ему говорили: «Ты здесь нам нужен. Мы тебе компенсируем разницу». Компенсируют в разной форме, но обычно наличными.

- Самые большие бабки где крутятся?

- Вся агропромышленная сфера безумно коррупционная. Хотя сейчас нет уже и отдельного департамента. Там настолько отлаженный механизм откачки бюджетных денег, что они под видом заботы о сельском хозяйстве пробивают все, что хотят. Это еще с советских времен.

- А кроме сельхозников?

- Топливная сфера, производственная инфраструктура, транспорт. В этих департаментах есть люди, имеющие неформальные связи с нужными фирмами, корпорациями.

В правительстве постоянно ходят документы, имеющие очень большую ценность для бизнеса. Поэтому некоторые эксперты, консультанты могли иметь определенные деньги за то, что держат в курсе своих приятелей по бизнесу.

Или, наоборот, можно «сыграть» против недружественного бизнеса. У нас был случай. Правительство приняло поправки в список экспортных пошлин. Но решение не вовремя передали для публикации в «Российскую газету». Из-за этого кто-то понес очень большие убытки. И тех, кто это допустил, чуть ли не уволили.

Но впрямую чиновники не сидит на деньгах. Тендеры, конкурсы, где распределяются средства, проводят агентства, а раньше министерства.

- Развернуть поток денег туда или сюда, создать условия, по которым поток пойдет, это-то в силах чиновников?

- Конечно. Начальник департамента - ключевая фигура. И он, и зам. руководителя аппарата правительства при желании могут развернуть документ почти в любую сторону. У них есть такие возможности.

- Ходят разговоры, что один из чинов правительства недавно отмечал юбилей. Пела популярная поп-звезда, элитный ресторан. И все это на скромную зарплату чиновника?

- Как правило, это оплачивается обычно какими-то доброхотами.

- Которые обязаны чиновнику?

- В рамках взаимных услуг, безусловно. Ты мне помоги с визой на документе, а я могу подарок сделать - поп-звезду на день рождения, заплатить 10 тысяч долларов за банкет в ресторане. Я меньше всего склонен к тому, что люди массовым образом деньги берут.

Продажные секретарши

- А говорят, что еще секретарш хорошо подкупать?

- Да, я слышал, что секретарша за 100 долларов в месяц может сбагрить соответствующие адреса, список телефонных звонков, кто звонил начальнику департамента. Для чего? Конкурентов выискивают.

- А трудно устроиться секретаршей в «Белый дом»?

- Обычно у вице-премьеров секретари свои. Они - люди опытные. Берут с собой проверенных людей. У Немцова, к примеру, были только длинноногие красивые девушки. Это ему нравилось. В делопроизводстве у вице-премьера сидят две-три тетеньки лет 45 - 50. И на этом уровне можно получить копию какого-нибудь документа. Часто происходили утечки проектов постановления правительства. Это стоит 100 долларов в месяц. Дай какой-нибудь девчонке, она тебе заодно отксерит.

- Правда, что в пресловутые времена ГКО многие чиновники играли, используя инсайдерскую информацию.

- Не знаю. Но помню, как в одной зарубежной командировке в 1998 году в делегации был человек из секретариата вице-премьера. Он все время по телефону выяснял курс валют - играл. Ему выставили огромные счета за разговоры по мобильному. Он ведь по казенному телефону отдавал указания продавать-покупать ту или иную валюту. Его потом уволили.

- Что вас в книге поразило?

- Автор ни разу не упоминает черномырдинский аппарат правительства. Именно тогда была создана вся эта система, которая существует в «Белом доме» до сих пор, - собирать в аппарат правительства «сливки» - специалистов из министерств, заманивая благами, возможностью влиять.

Греф с авоськой?

- Почему «белодомовские» чиновники с министерскими живут как кошка с собакой?

- У чиновников из министерств уровень профессионализма крайне низкий. Из-за маленькой зарплаты, из-за безалаберных начальников, в том числе министров-дилетантов. Мы фактически переписывали 90% поступавших оттуда распоряжений и постановлений правительства. В первый момент, когда пришел Фрадков, было поползновение с подачи Грефа и Кудрина: мол, чего они там суются, пусть сразу отдают на подпись. Но это быстро закончилось. После того как премьера несколько раз сильно подставили.

- А разве такое бывает?

- Запросто. Например, недавно хотели ввести запрет на японские и американские машины с красными поворотными фонарями. Постановление оказалось неподготовленным. Народ возмутился.

- Значит, прав Греф, когда жаловался: внесешь в аппарат правительства арабского скакуна, а получишь на выходе двугорбого верблюда?

- Один из глав касьяновского аппарата на всех оперативках повторял: Греф ему друг, он с ним на «ты», но истина, мол, дороже. И если нужно было Грефа лишний раз укусить, показать, что он плохо руководит министерством, то аппарат по команде браковал документ, подготовленный его ведомством. Причем делалось все так, чтобы еще и опозорить министра-реформатора. На грефовских бумагах появлялась виза вице-премьера или даже премьера о низкой степени проработки документа. Бумага рассылалась не только в Минэкономики, а всем, кто заинтересован.

- Греф не жаловался президенту?

- Жаловался, но все осталось как есть. Минэкономики только кажется сильным министерством. Типичный чиновник МЭРТа - молодой выскочка в хорошем смысле, 28 - 30 лет, который, чуть поработав в бизнесе, решил, что может заниматься государственными делами, либо окончил Высшую школу экономики, либо другой популярный вуз. Подкован по-западному и считает, что может реформировать страну. Греф понасажал людей такого типа замами и в департаменты. Но они оторваны от жизни.

- И это штаб реформ, как любит повторять наш премьер?

- Какой, к черту, штаб! Минэкономики витает в облаках-теориях. Многие реформы делаются Минфином. Хотя и на Кудрина у аппарата зуб имеется.

- А он чем насолил?

- Минфин, как всегда, подлянку делает, когда сдает бюджет. Они обычно представляют его в аппарат за сутки до внесения в правительство. Представляете, что такое бюджет? Это вот столько томов. Хотя вроде бы все выверено, согласовано. Но глава аппарата объявляет военное положение: «Ребята, мы все это должны просмотреть, к Минфину доверия нет. Сидите, выискивайте блох. Не дай Бог, где-то что-то проскочит». Один раз во времена Касьянова нам перекрыли выход из «Белого дома», приказав охране не выпускать никого. Это был какой-то полный психоз. Правда, кормили бутербродами за казенный счет.

- Как же при такой штурмовщине реформы проводить?!

- Что говорить о реформах, если порой подписи нужного документа для президента нельзя вовремя получить от того же Грефа. Рассказывают, он имеет обыкновение таскать с собой бумаги в целлофановой авоське неделями. Хотя время уже вышло.

Касьянову - ружье

- А чего, по-вашему, нет в книге?

- Жаргона, на котором разговаривают в аппарате правительства. Например, премьер-министра никогда не называют даже между собой по фамилии. Говорят либо «председатель», либо имя-отчество.

- А в рестораны вместе с премьером аппарат не ходит даже на Новый год?

- Не помню такого. За пару дней до Нового года руководство аппарата правительства, от начальника департамента, завсекретариатом, вице-премьеров и выше, приглашается к премьеру где-то на полчаса. Но это не сидение за одним столом. Заходят официантки с шампанским. Премьер обычно говорит какую-то речь, как он любит аппарат, что он - его единственная опора и надежа. Черномырдин, кстати, всегда говорил без своих шуток-прибауток. Глава аппарата правительства - ответный спич.

- День рождения премьера как отмечаете?

- Собираются в 10 утра. Подходят к кабинету руководителя аппарата, тот берет подарок, который куплен за казенный счет. Касьянову однажды купили шикарное ружье. Идут в кабинет премьера, руководитель аппарата произносит какие-то слова, выносится шампанское. Никаких водок, коньяков.

ПРОВЕРКА СЛУХОВ

О прослушке и байки

Напоследок мы попросили нашего собеседника развенчать некоторые мифы о жизни в «Белом доме».

- А телефоны прослушивают?

- Выборочно. «Вертушки» - автоматически. Первая и вторая «вертушки» - это не просто прослушка, это и микрофон. Даже если ты не разговариваешь по телефону, то при желании тебя можно слушать. Как рассказывал один высокопоставленный ветеран госслужбы, первая «вертушка» с ним шла все время, где бы он ни работал - номер был один и тот же. Однажды ему кагэбэшники сказали: «Хочешь почитать свои разговоры?» Он отказывался. «А анализ?» - «Да». Ему приносят: «Делу партии и правительства верен, но много ругается матом».

- Это в советские времена. А сейчас?

- Думаю, первая и вторая «вертушки» слушаются. И городские телефоны выборочно, видимо, на ключевые слова. Не исключаю, что есть какие-то «жучки» в кабинетах. Есть такая байка, что Владимир Степанович Бабичев - глава аппарата правительства при Черномырдине, когда ремонтировали после событий 93-го года «Белый дом», сделал систему микрофонов в каждом кабинете начальственном. И, мол, у него в комнате отдыха есть панель. Открываешь, нажимаешь кнопку и можешь послушать, что в любом кабинете начальника происходит. Но это байка. Я не видел.

- Почему выход книги окутан такой тайной? Мол, чуть ли не запрещена.

- Какая-то конспирологическая мания прослеживается. Просто автор - неординарный человек, которому было скучно и в «Белом доме», и сейчас, где он работает. У него высокая должность. Он политические расклады выискивает даже там, где этого нет. Все чаще намного проще, чем описанные им комбинации ходов. Я не увидел каких-то сногсшибательных разоблачений. Мне кажется, это неутоленная жажда самовыражения и интеллектуальное безделье.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Надо понимать, что все рассказанное нашим визави относится к тем временам, когда он трудился в аппарате Кабинета министров. Насколько эти любопытные воспоминания относятся к современному закулисью «Белого дома», судить сложно. Поэтому редакция приглашает бывших и нынешних чиновников к разговору о том, чем же на самом деле живет и дышит огромный круг правительственных людей. Как ни крути, а эта тема всегда будет интересовать простых россиян. Ведь их судьба зачастую зависит от того, какие решения принимают чиновники.