2018-04-02T12:39:29+03:00

Самые громкие театральные премьеры недели: в моде Шекспир!

«Король Лир» царствует в «Сатириконе», а Антоний с Клеопатрой мучаются в «Современнике»
Так выглядит Король Лир в исполнении Константина Райкина.Так выглядит Король Лир в исполнении Константина Райкина.
Изменить размер текста:

Эта неделя запомнится многим театралам. Во-первых, в «Современнике» показали спектакль «Антоний&Клеопатра. Версия» в постановке Кирилла Серебренникова. Во-вторых, завтра в «Сатириконе» состоится премьера «Короля Лира» с Константином Райкиным в главной роли.

Стало быть, Шекcпир. Трагедии. Сильные страсти и не менее сильные страдания.

Отец на фоне вредных дочерей

«Король Лир» - это снова страсти. Но здесь ставит спектакль Юрий Бутусов, режиссер, прекрасно знакомый с искусством нахождения абсурда как в быту, так и в классике. Для Константина Райкина существование в абсурдном мире - это просто дом родной. Он тоже играл Гамлета, нюхая в этой роли носки по велению и хотению режиссера Роберта Стуруа. Так передавалось отвращение Принца Датского к прогнившему королевству. Еще он играл в гениальном спектакле Валерия Фокина «Превращение» по рассказу Кафки: обыватель преображался в насекомое, и даже взгляды его родных отражали лишь брезгливость. «Король Лир» - прекрасное поле для Райкина, пластичного, пластилинистого и, как бы странно это ни звучало в сочетании с предыдущими словами, необыкновенно харизматичного. Райкин может показать на сцене все. Сейчас ему дали возможность рассказать миру трагедию отцовской любви: ах, девочки выросли, я ими так гордился, я был для них главным, но время спутало все карты в колоде.

Несколько лет назад я слышала версию, что Райкин для Гамлета стар. Сегодня часто говорят, что для Короля Лира он слишком молод. И в первом, и во втором случаях эти разговоры возможны лишь до того момента, когда Константин Райкин выходит на сцену. В случае с «Королем Лиром» это произойдет завтра.

Просто встретились два одиночества

История Антония и Клеопатры, впрочем, была сильно переиначена двумя интересными неугомонными людьми - Олегом Богаевым и Кириллом Серебренниковым. Последний объяснял необходимость отойти от канонического текста тем, что очень часто сегодня Шекспира ставят из любви к слову, а не к сюжету, скрывая костяк действия под красивыми сглаженными фразами. Результат уже был показан избранному кругу в конце прошлого сезона на фестивале «Черешневый лес», но настоящая премьера этой самой «Версии» состоялась лишь в нынешний вторник.

Клеопатру играет Чулпан Хаматова. Антония - специально приглашенный в «Современник» Сергей Шакуров. Дуэт таков, что ожидаешь многого. С одной стороны - хрупкая барышня с печальным взором, без которой не обходится ни одна современная экранизация мало-мальски серьезных литературных произведений, с другой - ветеран, способный сыграть что убийцу, что пламенного красноармейца, что пьяницу, что Брежнева. Да и Гамлет был в его театральной карьере - неистовый неврастеник, способный повиснуть на люстре и раскачиваться на ней.

Встреча Хаматовой и Шакурова - это встреча двух одиночеств, идеально подходящих к шекспировскому контексту. И она, и он стоят сегодня в киношном, театральном и тусовочном мире особняком. И это же - хотя по другим причинам - можно было бы сказать про шекспировских Клеопатру и Антония. Царица и воин - правая рука Цезаря, ее прежнего любовника, уже убитого. Тридцать девять лет против пятидесяти трех - не самый эффектный по нынешним олигархическим временам разрыв в возрасте. Объединяющая тяга к власти, которая в финале оборачивается тягой к смерти.

Теперь эта история любви и войны играется в современных декорациях, напрашиваясь на параллели с событиями в Чечне.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы: