Общество22 февраля 2007 1:00

За что борются рабочие на «Форде»?

На автозаводе под Питером, где собирают популярные иномарки, разгорелся трудовой конфликт
На всеволожские иномарки, выпуск которых в дни забастовки сокращен, в автосалонах страны очереди.

На всеволожские иномарки, выпуск которых в дни забастовки сокращен, в автосалонах страны очереди.

На автозаводе «Форд-Всеволожск» под Петербургом, где, по слухам, заоблачные зарплаты и сплошь автоматика, недавно случилась суточная стачка, чего давно уже не бывало на трудовых предприятиях России. Корреспондент «КП» поехал выяснить: за что боролись трудящиеся?

На автозаводе «Форд-Всеволожск» в эти тревожные дни к журналистам относятся с опаской. Это я понял сразу, когда мне неласково объяснили на проходной, что всякое общение прессы даже с мелким начальством строго запрещено, а о легальном проходе журналиста на территорию не может идти и речи. Телефоны лидеров забастовки наглухо засекречены.

Заборы с колючей проволокой и видеокамерами навевают догадки самые жуткие. Наверное, здесь нещадно эксплуатируют женский труд? Возможно, несчастные гастарбайтеры бытуют и вкалывают в подземельях этого «Форда» под матерщину ярых надсмотрщиков? А иначе кого и что тут прятать от честной российской прессы?

Ни единой дыры по всему забору, лишь видно сквозь узкую щелочку, как там на мерзлом плацу какие-то понурые люди катят тяжелую тачку, навьюченную железом.

В какой-то момент из проходной вышла на волю сгорбленная явно непосильным трудом старушка и засеменила к железнодорожной станции. Я предложил ей знакомство. Она назвалась уборщицей и сказала, что интервью не дает, поскольку язык ее скован клятвой о неразглашении заводской тайны. Такую клятву-подписку, как после выяснилось, берут здесь с каждого трудящегося при поступлении на работу. Это называется Соглашение о конфиденциальности из 12 пунктов, где: «...работник обязуется соблюдать режим коммерческой тайны, ...не воспроизводить и не передавать коммерческую тайну работодателя» и т. д.

Предложил заводчанке сесть в мою машину:

- Подвезу вас до метро!

- Я не сажусь к незнакомым мужчинам, - сказала старушка и поспешила на электричку, дабы избежать с моей стороны пыток и насилия на предмет добычи фордовской тайны.

Не в деньгах дело!

После случилось нечто необъяснимое. Мне неожиданно шепнули, где можно сыскать предводителя забастовщиков - председателя заводского профсоюзного комитета «Форда» Алексея Этманова. Я удивился: он же сейчас изобличит все фордовское начальство?!

Но коварный ход моих добровольных информаторов стал мне понятен с первых минут общения с профсоюзным лидером. Нахрапистый, нарочито уставший от назойливой прессы и удивленный неопытностью журналиста в делах заводских - он, конечно же, не мог у меня вызвать симпатии.

- Ваши главные требования - повышение зарплаты? - спросил я.

- Да что вы все к этой зарплате привязались?! Мы требуем подписать коллективный договор! - отвечал лидер.

- Что это такое? - спрашиваю, давя раздражение.

- Ну вы даете! Не знать, что такое коллективный договор?!

Вчера к Этманову прилетал сам Зюганов со товарищи, и Этманов попросил московских гостей прислать для рабочих книги, в частности, «Капитал» К. Маркса, что и было обещано. Сегодня явились Явлинский и даже Миронов. А потому не только Всеволожск, но и Питер запружены милицией. Высокие гости (на завод их тоже не запустили) жали Этманову мозолистую руку на сцене городского клуба и выражали поддержку, фотографировались на память.

За пять минут, что позволил себе уделить профлидер для вашего автора, не отрываясь от обеденной трапезы, удалось узнать, что на заводе используют заемный труд. Грузчиков, например, на склад поставляет какая-то фирма. И эти грузчики не имеют прав фордовцев, им нельзя бастовать, что профлидера не устраивает, - это раз. Не всякий труженик может пойти в отпуск, когда он захочет, а пойдет, когда на то будет воля начальства, - это два. Прочих причин для забастовки Этманов мне не назвал, и я искал их в петербургских газетах:

«Требования забастовщиков очень просты: принять коллективный договор, где прописаны регулярная индексация зарплаты с учетом показателей инфляции, изменения в графике работы и обеденных перерывов, право воспользоваться отпуском в то время и в том размере, как это удобно рабочим, а не работодателю, а также решение вопросов, касающихся привлечения заемного труда и гарантий сохранения рабочих мест для тех, кто потерял здоровье, работая на производстве».

Необученному рабочему на конвейере в первые полгода платят 13 093 рубля в месяц «грязными». На втором полугодии он имеет уже 16 806 рублей.

Через год, если сдал экзамен на профпригодность, - получи 19 604 рубля.

А через полтора снова через экзамен можно выйти на оклад 22 444 рубля. Это уже потолок, но можно и приработать за сверхурочные, ночные, праздничные и т. д.

Теперь же, чтобы не бастовали, начальство предложило начинающим оклад в 15 713 рублей.

Полугодкам - 19 158.

Год отработал - 22 319.

И «ветеранам-полторагодкам» - 25 586 рублей.

К сему стоит добавить, что обед из четырех блюд стоит на заводе 10 рублей.

«Профсоюз ничего не дает - он завоевывает!»

Большинство работников с тем согласились, но профлидер Этманов грозит новыми стачками, коли не примут договор!

Напоследок я спросил Этманова:

- Вас пытались как-то подкупить, задобрить?

- Пытались! Они же думают, что все русские продаются! А продаются не все!

Алексею Этманову 35 лет. Пришел на завод в 2003 году сварщиком. Возглавив профсоюз, быстро вырос до бригадира, а сейчас и до и. о. начальника участка. Жена Татьяна в 2003-м начинала маляром. Сейчас бригадир камеры окраски. Но карьерный взлет Этманова не остудил накала его борьбы за справедливость, поскольку «не все русские продаются!».

Еще недавно профсоюз на «Форде-Всеволожске» был подкаблучный, как почти на любом российском заводе. Все началось два года назад, когда активиста Этманова отправили в тропическую Бразилию по обмену опытом - там тоже есть фордовский филиал.

По воспоминаниям товарищей, он вернулся ОТТУДА совсем другим человеком.

- Товарищи! - заявил Алексей с порога. - Вы думаете, что профсоюз - это только подарки на Новый год и коллективная пьянка?! Вы ошибаетесь, как и я ошибался! Профсоюз ничего не дает - он завоевывает!

Тут же он рассказал обалдевшей толпе о завоеваниях бразильского фордовского профсоюза методом стачек. Оказалось, что фордовский пролетарий в этой обезьяньей стране получает в полтора раза больше нашего! Да еще он имеет годовую долю от прибыли предприятия - 70 тысяч рублей на наши «бабки». А мясо там стоит 60 рублей за кило, а водка - всего 40 рублей, причем - 45-градусная!

Ох, и дорого поплатился тогда завод «Форд» за отправку Этманова (за заводские деньги!) к бразильским товарищам. Зарплату пришлось всем на треть поднять, а иначе - стачка! После того прошли профволнения и на прочих иностранных предприятиях Питера, и там тоже добились высоких зарплат.

Что касаемо нынешней забастовки, то сути ее никто из бастовавших (с кем я разговаривал) не знает. «Чего-то там коллективный договор...», но за Этмановым вышли на стачку почти полторы тысячи человек из 2 200. Другие же не решились, так как скоро экзамен на повышенные оклады. Этманову верят, так как он уж однажды поднял зарплату...

Ваш автор и сам глубоко за то, чтобы нашим рабочим везде хорошо платили, но еще я больше за то, чтобы рабочие при этом качественно работали.

И если б того же профлидера Алексея Этманова да поставить бы на полезное дело!

Господин Этманов - типичный пассионарий. Это не оскорбление, а философский термин. Согласно Льву Гумилеву: «Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это».

Говоря проще, у Этманова переизбыток энергии да желания изменить мир. Его бы начальником технического контроля и главным по борьбе за дисциплину...

Но не умеют у нас использовать энергичных людей, ох, не умеют! Отсюда и всякие стачки, революции, путчи... А иностранный инвестор, глядя на опыт «Форда», теперь, видимо, глубоко подумает - стоит ли ввязываться в Россию?

Николай ВАРСЕГОВ

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

ЗАО «Форд Мотор Компани» в городе Всеволожске под Санкт-Петербургом является дочерним предприятием компании Ford в России. Завод стоимостью $200 млн. заработал в июле 2002 года. Выпускает автомобиль класса С Ford Focus порядка 300 единиц в сутки. Рабочих на предприятии около 2200 человек.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Давид ШАВИШВИЛИ, директор Института социальной политики Академии труда и социальных отношений: Не надо экономить на трудягах!

- Правильно делают, что бастуют! Потому что противоречий во взаимоотношениях начальства и рабочих очень много. У иностранных владельцев принцип какой - зарплату для наших рабочих они определяют не так, как для своих, а по следующей формуле: берется средняя зарплата в регионе производства плюс 20 процентов надбавки. Не забывайте, что конечная цель иностранцев, пришедших к нам, - не обеспечить россиян рабочими местами и соцпакетами, а извлечь максимальную прибыль при низкой стоимости рабочей силы. Ну и что, что зарплата на «Форде» выше средней по отрасли? Большие цифры доходов, как правило, получаются за счет зарплат топ-менеджеров. Основная масса живет по доходам, которые чуть выше средних. И на эти деньги человек все равно не сможет ни квартиру купить, ни ребенка как следует обеспечить, не говоря уж о страховках и пенсиях. Так что работодатель должен брать на себя все затраты на воспроизводство рабочей силы. Они экономят на этом. Допустим, произвел рабочий продукции на рубль, а в качестве награды за труд он получит всего 10 копеек. Половина состояния любого нашего олигарха - это недоплаченные зарплаты. Так что, с одной стороны, надо как-то заставить всех работодателей платить людям достойно. С другой - те же иностранцы попросту уйдут искать другие развивающиеся страны.

Елена САХНОВА, эксперт по машиностроению Объединенной финансовой группы: Попробуйте побастовать на ВАЗе

- Все просто: во-первых, на «Форде» профсоюзы достаточно сильны. Во-вторых, забастовщики прекрасно знают о дефиците рабочих рук - в Петербурге, где сейчас достаточно много заводов и еще много строящихся, найти хорошие рабочие руки достаточно тяжело. Ну и потом западная компания все-таки, почему бы и не попробовать выбить лучшие условия для себя. Попробуйте на АвтоВАЗе побастовать. Уволят каждого третьего и даже не заметят. Потому что завод перенасыщен персоналом. У «Форда» совсем другая ситуация. Поэтому администрации придется искать компромисс, хотя постоянно уступать требованиям рабочих они не очень хотят. Ведь повышение зарплат и расходов на «социалку» может привести к удорожанию проекта.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

С бунтовщиками придется договариваться

Еще из учебников истории помню, когда работяге в царской России окончательно перекрывали кислород, тот шмякал напильник о станок и с громким «баста!» шел записываться в стачком. Все просто - терпение кончилось, деньги и не начинались, и за это работать не будем. То есть, по логике вещей, нечто подобное и должно было предварять фордовскую забастовку. Но - стоп! Много вы знаете предприятий, на которых рабочим предоставляют обеды за символические деньги (8 - 12 рублей), медстраховку и зарплату выше средней по отрасли и Ленинградской области? А таких заводов, где администрация предлагает еще и лечение родственников, единовременные выплаты за выслугу лет, дополнительное пособие за рождение ребенка (выше государственных шести тысяч, между прочим) и беспроцентные ссуды? А рабочие «Форда» знают. И даже пользуются. Но почему-то отвергают компромиссные предложения администрации о повышении зарплаты. Значит, дело не в одних только зарплатах?

Если кто заметил, подобными забастовками отличаются лишь заводы, принадлежащие иностранцам. Потому как съевший собаку на борьбе с подчиненными российский работодатель всегда найдет сотню причин, чтобы преспокойненько уволить неугодного, больного или травмированного. С иностранцами все не так. Имея большой опыт конфликтов с профсоюзами (настоящими, а не придворными), они знают, к каким убыткам может привести стачка (по некоторым данным, один день забастовки обошелся «Форду» более чем в 3 миллиона долларов) и что лучший вариант - вовремя договориться. Прекрасно зная об этом, фордовский пролетариат пытается заставить работодателя подписать пункты о социальных гарантиях, элементарно требуя к себе уважения.

Менеджеры «Форда» оказались приперты к стенке. И дело тут вовсе не в сплоченности рабочих, а в их дефиците. Ведь если менеджеров и бухгалтеров у нас, словно селедки в бочке, то, чтобы найти пару квалифицированных рук рабочей специальности, сегодня нужно здорово попотеть. Чаще приходится обучать самим. Потому и шансов добиться от администрации завода выполнения всех требований, у забастовщиков немало. И о мести со стороны руководства никто всерьез и не размышляет: максимум, что оно может сделать, - уволить трудягу. И пока ему будет искаться замена, уволенный (кстати, обученный на фордовские деньги) уже будет работать на конкурентов - помимо «Форда», желание производить машины в здешнем регионе высказали концерны Toyota, Nissan и General Motors. Подумывает о строительстве заводика на питерской земле и Mitsubishi.

Алексей ОВЧИННИКОВ