2018-02-21T15:07:59+03:00

Рецепт женского счастья от Екатерины Лаховой

Стенограмма пресс-конференции
Поделиться:
Комментарии: comments1
Екатерина Лахова.Екатерина Лахова.
Изменить размер текста:

6 марта в пресс-центре "КП" состоялась пресс-конференция председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей Екатерины ЛАХОВОЙ. Предлагаем вашему вниманию стенограмму встречи.

Руководитель Пресс-центра газеты «Комсомольская правда», политобозреватель

Н. Андрущенко:

- Уважаемые коллеги! Сегодня Издательский Дом «Комсомольская правда» приветствует у себя в гостях председателя комитета Государственной думы РФ Екатерину Филипповну Лахову. Тема нашей пресс-конференции «Законы: стимулирующие рождаемость. Возможен ли демографический взрыв в России?». Прошу вас, Екатерина Филипповна.

Е. Лахова:

- Хочу поприветствовать всех. Тема очень интересная. Может быть, сформулировать вопрос так – «Демографический бум и стимулирование рождаемости».

Но хотелось бы сказать, что одна какая-то мера никогда не изменит у нас ситуации. Мы проанализировали все международное законодательство. В Европе нет ничего подобного нашему закону о материнской капитале. В Италии в маленьком уголке, где-то подобное есть, и все. Конечно, мы посмотрим, какой будет результат, поскольку введение данного закона намечается только через 3 года.

Сейчас для меня важен закон, который с 1 января начал работать. Это Закон по уходу за ребенком до полутора лет. Почему? Во-первых, он поддерживает молодую семью, потому что около 75% у нас рожают в молодых семьях. И впервые с 1 января у нас полмиллиона женщин получают это пособие. Причем, мамочки не работающие, которые никогда денег за ребенка не получали.

Даже не получали 700 рублей эти примитивные. Именно с 1 января неработающие женщины за первого ребенка получают полторы тысячи, за второго ребенка – 3000 рублей ежемесячно. Что касается работающих женщин, то эта сумма составляет 40% от прежнего заработка. Мы, правда, установили пока потолок, не более 6000. Потому что в среднем заработная плата у женщин по стране составляет 5900.

И минимум определили, не менее 1500 – за первого, и 3000 – за второго ребенка. Данный законопроект по-особому работает в зонах Чернобыльских. В частности, у нас около 10 регионов, где есть районы, которые пострадали от чернобыльской аварии. Граждане, которые проживают в этих зонах, имеют пособие на ребенка в 2 раза больше.

Предположим, жители Брянской области, которая наиболее пострадала, которые проживают в Чернобыльской зоне, если будет пособие по уходу за ребенком, то за первого они будут получать 3000, за второго 6000, а работающие женщины уже не 40%, а 80%, и потолок будет не 6000, а 12000. В 2 раза оно будет увеличено.

Кроме того, мы внесли изменения в Закон об образовании. Об этом как-то тоже мало говорят. Это очень важно. Во-первых, мы ввели понятие, что такое родительская плата за содержание ребенка в дошкольном учреждении. Данный вопрос мы в Государственной думе неоднократно поднимали, и то, что президент услышал нас и обратил внимание на это, что действительно поправить демографическую ситуацию, не сделав доступными детские дошкольные учреждения, нереально.

Мы ввели понятие, что такое родительская плата за содержание ребенка в дошкольных учреждениях. Что эта плата не должна превышать 20% от содержания ребенка, и 10%, если это многодетная семья. И если ребенок инвалид или тубинфицирован, то полностью освобождается от оплаты. И важно то, что мы провели компенсационные выплаты непосредственно через закон. Потому что правительство предлагало в первоначальном варианте, чтобы это было утверждено постановлением правительства.

Мы считаем, что более гарантии будут иметь граждане, когда это все-таки закреплено законом. Поэтому компенсационные выплаты, которые получат родители, они составляют 20, 50 и 70% в зависимости от первого, второго и третьего ребенка.

Например, в Москве содержание ребенка в дошкольном учреждении около 4000 рублей. Если это ребенок первый, то считайте, что родительская плата не должна превышать 20%. Это будет составлять около 800 рублей. А если это первый ребенок, то компенсационная выплата будет составлять 20%. То есть 160 рублей ежемесячно компенсационная выплата, это будет возвращаться непосредственно родителям.

Особо мне хотелось отметить и введение родового сертификата. Мы впервые дали возможность женщине более уверенно переступать порог женской консультации и родильного дома.

К сожалению, очень много платных услуг. И не каждая женщина может себе позволить тысячи и тысячи накопить для того, чтобы пойти в учреждение и быть уверенной, что ребенок будет здоровый и у нее не будет осложнений. Тем более, показатель материнской смертности остается у нас высоким. Поэтому родовой сертификат дал свои положительные моменты в 2006 году. Мы снизили показатель смертности детской. Значительное снижение имеется и материнской смертности.

И на этот год родовой сертификат мы увеличили, и он будет составлять не 7000, а 10000 рублей.

За счет родового сертификата значительно за это время нам удалось в течение года улучшить базу этих учреждений. И в первую очередь конечно, учреждений, которые находятся в маленьких городах, в сельской местности. Увеличить, в том числе и заработную плату тех медиков, которые работают в женских консультациях и родильных учреждениях.

Хотелось бы акцент сделать по поводу материнского капитала. Материнский капитал это все-таки не пособие. Это вид поддержки непосредственно семье. И направлен, в первую очередь, на поощрение за рождение второго ребенка и последующих или же усыновление второго и последующих. Понятно, что 250 тысяч рублей, которые планируются к 2010 году, вырастут. Сумма будет другая, су четом инфляции.

Мы ожидаем, что это будет, возможно, 320-330 тысяч рублей. Но первоначально, когда правительство внесло данный законопроект, мы внесли изменения и считаем, что его улучшили. В первую очередь внесли те поправки, которые сразу дали возможность значительно шире воспользоваться материнским капиталом.

Улучшение жилищных условий - это значит, что можно будет использовать и на приобретение строительного материала и на изготовление документации при строительстве жилого дома, особенно в сельской местности. И погашение кредитов. Все, что не противоречит сегодняшнему законодательству.

Кроме того, направление, которое было определено, на образование. Потому что первоначально было предложение, чтобы использовать только на дополнительные платные услуги. Мы все-таки в интересах ребенка дали возможность родителям использовать так, как они желают. Или это частное учреждение образовательное, или государственное образовательное учреждение. На все программы, которые дополнительные или основные, которые в этих учреждениях будут проходить.

На счет накопительной части пенсии, я думаю, что это будет в меньшем варианте использовано. Но это дает возможность женщинам, если они у нас сегодня не определились, то средства направить на накопительную часть пенсии, а если это необходимо, они потом с этой накопительной части могут снять и использовать на образование или здравоохранение.

Хотелось бы сказать по поводу материнского капитала. Мы ввели значительные ограничения в плане возможности получения материнского капитала, потому что говорят, маргинальные семьи будем поддерживать, неблагополучные семьи. Поэтому мы постарались защитить интересы ребенка, чтобы действительно через 3 года только будет ясно, что будет из себя представлять семья.

И не будет получения средств на руки, все на договорной основе. Для получения материнского капитала взяли структуры Пенсионного фонда. Почему это было сделано?

Сейчас наиболее разветвленная сегодня сеть, которая доходит до любой муниципальной структуры, это, конечно, Пенсионный фонд. Вот говорят, надо было взять Сбербанк. Извините, у нас банков, особенно в сельской местности, практически нет. То, что касается пенсионных отделений, они более разветвленные, наиболее информационно обеспечены. Есть взаимосвязь между различными отделениями Пенсионного фонда. Есть и опыт составления регистра. Из федерального бюджета дополнительные средства были выделены для проведения непосредственно вот это работы. Буквально только приехала из командировки, вручала пять государственных сертификатов в Брянской области молодым мамам с папами. И было интересно, на что они хотели бы его использовать. Одни сказали – на улучшение жилищных условий, остальные – на образование, в первую очередь, не второго ребенка, а даже первого ребенка, который у них есть.

Вот говорим – демографический бум. Но все акценты делаем на рождаемость. У нас сегодня три основных показателя, которые характеризуют демографию. Это рождаемость, смертность, продолжительность жизни и миграционные процессы.

Если говорить о продолжительности жизни, то здесь картина мрачная. Недавно я была в Навлинском районе Брянской области, там чернобыльская зона. Я спрашиваю – какая продолжительность жизни у вас, у мужчин? Потому что 58,5 лет продолжительность жизни мужчин, то российский показатель. А у них, например, в районе - 56 лет.

Мы - это вроде воспринимаем спокойно, но вообще - это угроза национальной безопасности. Потому что умирает, в основном, как ни печально, трудоспособное население.

Срочно нужны конкретные меры и план действия. Начиная с федерального уровня и кончая уровнем муниципальным, для нас это очень важно сегодня.

Еще много-много предстоит нам делать. Почему? Потому что на муниципальном уровне до сих пор не знают, из чего складывается вся это демографическая политика. Одной какой-то мерой изменить ситуацию нельзя.

Если говорить о национальном проекте «Здоровье», то, что взято первичное звено, это было сделано совершенно правильно. Я вам говорю свежие примеры.

Так, в Брянской области был только один маммограф. Что значить провести маммографию женщинам?

Сегодня в структуре смертности населения на первом месте не только сердечно-сосудистые заболевания, на втором месте идет онкология. А в структуре онкологии рак молочной железы занимает ведущее место. Поэтому женщины не ходят, не обследуются, не проводится диспансеризация. Когда разговариваешь с врачами, которые работают в кабинетах, они говорят: 20% патологии, из них впервые выявлено три онкологии, которые своевременно направлены на операцию.

Конечно, эффективность, в общем-то, есть. Поэтому именно комплекс мер может каким-то образом повлиять на сегодняшнюю ситуацию.

Сказать, что будет какой-то взрыв, нельзя. Ведь демография- это такой вопрос сложный и трудный, и в течение одного-трех-пяти лет - это не изменить.

Это надо десятки и десятки лет, чтобы поправить. У нас сегодня резерв существует. У нас сейчас самый высокий показатель смертности в Европе, самый низкий показатель рождаемости, если сравнивать с европейскими показателями. Низкие доходы населения, бедность и многие факторы, не только здравоохранения, конечно, влияют на данные показатели. И для нас было принципиально важно, что впервые на федеральном уровне со стороны главы государства было произнесено – семья, семейные ценности, престиж материнства, отцовства.

Президент первый произнес слово «родовой сертификат», слово «родовспоможение», Потому что на таком уровне никогда об этом не говорили. Вот это очень важно. И когда произошло разграничение полномочий, на федеральном уровне у нас сегодня осталось пять видов поддержки семьи.

Первый вид поддержки семьи – это единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком до полутора лет, дородовый и послеродовый отпуска, причем, они у нас хорошие, если сравнивать с европейскими показателями. Ранняя явка в женскую консультацию.

Я забыла еще об одном виде пособия сказать, ввели в этом году. Это единовременное пособие при устройстве ребенка-сироты в семью. Это семья или приемная, или опекунская, или усыновление. Я хотела бы обратить внимание, что в течение 3-х лет мы пытались повернуть правительство именно в отношении именно детей-сирот. Потому что количество детей-сирот не уменьшается, а мер комплексных не предпринимается.

Вместе с тем структуры и механизмы, которые существуют в наших государственных учреждениях, где находятся дети-сироты, они не оправдывают, потому, что только 10% детей-сирот социально адаптируются нормально. А так, около 30% попадает в криминальную среду, а остальная часть - это или больные, или алкоголики, или это наркоманы.

Мы должны, в конце концов, изменить эту ситуацию, ведь когда говорим: давайте рожать, а сами отдаем детей больше на иностранное усыновление, это неправильно.

С 1993 года в России около 65 тысяч детей отдали на иностранное усыновление. Наверное, это не разумно. Тем более, это в основном маленькие дети – 70%.

Сегодня не создана система, которая могла бы помочь найти граждан, которые хотят взять детей, которые находятся в сиротских учреждениях. Но сейчас впервые из федерального бюджета выделяются средства на содержание ребенка в опекунской семье, приемной семье.

Я считаю, что это маленькая победа. Но, к сожалению, еще пока она не ощутима. Потому что нужно много организационных вопросов провести на местах. Бюджет, по крайней мере, уже это позволил. Я готова к вопросам.

Н. Андрущенко:

- Спасибо. Не стоит ли рассмотреть, как одну из возможностей повышения рождаемости, легализацию мигрантов, где традиционно большие семьи, много детей?

Е. Лахова:

- Миграционная политика стала в последние два года более лояльной. Но нам нужно говорить не только о количестве, но и о качественном потенциале населения.

То население, которое к нам прибывает, нам сегодня просто необходимо. Даже когда мы с вами говорили о показателе рождаемости, смертности, а вот именно о качественном потенциале, из чего население, какое состояние здоровья.

Альянс-медиа:

- Вопросы трудоустройства мам, будут как-то решаться? Потому что для многих женщин сложности с работой, карьерой становятся серьезным поводом не рожать детей.

Е. Лахова:

- Вопрос очень важный. Почему? Потому что вы совершенно правы. Когда женщина планирует рожать второго или третьего ребенка, она в первую очередь думает, сохранится ли за ней работа, заработная плата останется ли за ней, как она сможет повысить свою квалификацию, потому что она будет отставать от своих коллег?

Раньше было проще, работодатель один, одно было государство. А сейчас работодателей очень много. Поэтому через коллективные договора, и сегодня для нас это принципиально важно, через коллективные договора вопросы, связанные с защитой прав женщин, охраны материнства и детства, чтобы это было прописано. И сейчас профсоюзы, правительство и работодатели эти вопросы прорабатывают. И служба занятости, которая сегодня у нас имеется, по идее, должна подключиться к этому. Потому что именно она должна помочь в последующем женщинам вовремя восстановиться для того, чтобы в последующем пойти на работу. Хотя мы поставили вопрос, в частности, партия «Единая Россия», чтобы пособие по уходу за ребенком продлить с полутора до трех лет. Это может быть не сегодняшний день, но данный вопрос мы уже вынесли и будем дальше его толкать.

Н. Андрущенко:

- Тут как продолжение вопроса. Наша читательница Лилия, мы спрашивает: ответьте, кто-нибудь борется за то, чтобы включить в стаж на пенсию учебу в вузе и отпуск до трех лет по уходу за ребенком? Нам когда эти отпуска давали, обещали, что он войдет в стаж. Закон не должен иметь обратной силы. Может, я бы тоже вышла на работу, когда ребенку исполнилось полгода.

Е. Лахова:

- Каждая Дума принимает те или иные свои решения. У нас вторая Дума, когда было большинство, причем, определенное политическое большинство, тогда все данные стажи были исключены. И мы вернули на сегодня два стажа – по уходу за ребенком до полутора лет, и вернули тех, которые уходят в армию на срочную службу. К сожалению, это ведь средства, которые необходимы из федерального бюджета, которые вносить в Пенсионный фонд. Сегодня две категории мы возвратили. Полтора года мы вернули.

«Жилищная газета»:

- Вас лично и всех присутствующих дам с наступающим праздником 8 Марта. В каком состоянии сейчас находится закон об опеке и попечительстве? Вы намеревались внести законопроект еще в прошлом году. Как там будут рассмотрены органы опеки и попечительства, которые сейчас молодым семьям, особенно многодетным, отказывают в выдаче льготных кредитов для покупки жилья.

Е. Лахова:

- Многие законы, которые нам бы хотелось принять очень быстро, к сожалению, они у нас не всегда получаются, особенно те законы, которые связаны с детьми. Сегодня нашим комитетом подготовлен законопроект о реформировании органов опеки и попечительства. У нас подготовлены изменения, которые мы предлагаем внести в Уголовный кодекс, в Административный кодекс, Семейный кодекс, пакет у нас составляет около 9 законопроектов.

К сожалению, пока нет поддержки со стороны правительства. Поскольку механизмы иногда бывают затратными, и в соответствии с Конституцией пока не будет положительного заключения, мы его не сможем принять. Мы отдали данные законопроекты, лоббируя через президента, передали на встрече правозащитников данные законопроекты. Отдали в правительство, отдали Нургалиеву, который возглавляет комиссию по делам несовершеннолетних.

У нас есть понимание, например, Верховного Суда и прокуратуры. Поддерживают они нас в этом направлении, но не всегда у нас идет взаимопонимание с нашим правительством. Особенно с Министерством образования, поскольку почему-то органы опеки и попечительства в соответствии с полномочиями всех ведомств закреплены за данным министерством. И по этому поводу мы уже неоднократно говорили и с министром Фурсенко, и выносили свои предложения непосредственно в правительство, чтобы полномочия каким-то образом поменять.

Мы готовы к принятию. И сегодня находимся в диалоге и согласовании.

. Андрущенко:

- А по поводу льгот многодетным матерям.

Е. Лахова:

- Льготы многодетным матерям, все, что касается семьи, после разграничения полномочий, они переданы на уровень субъектов Федерации. А раз они переданы на уровень субъектов Федерации, местным законодательством эти вопросы регулируются.

Если мы говорим про Москву, в частности, в столице данные законы существуют. Если взять другие регионы в Центральном округе, могу назвать ряд, это Белгородская область Липецкая область, где законы приняты. А в других субъектах законы отстают. Поэтому не случайно многие сейчас ставят вопрос, чтобы поднять поддержку многодетных семей на уровень федеральный.

У нас 41 млн. семей, из них только 30% неполные, то есть мама одна воспитывает ребенка. Многодетных семей, по официальной статистике, 2,7%. Семей, где дети-инвалиды, 1,6%. Семей, где 2 ребенка, это 15%, 3-4% имеют одного ребенка.

Из 41 миллиона семей 50% вообще не имеют детей. Из этих 50% половина не имеет по медицинским показаниям. Проблем действительно много, которые связаны, в том числе и с теми семьями, которые хотели бы иметь детей.

Когда мы говорим о многодетной семье, проблем не меньше в семье, в которой одинокая воспитывает, которая инвалида воспитывает. Чаще всего - это разведенные женщины. Конечно, надо, чтобы в целом была комплексная семейная политика на уровне региональном, дифференцированная. Такую модель мы в течение 14 лет отработали в одном из регионов РФ, в Самарской области.

У них диалог, любого мэра города спросишь в любом регионе, они могут сказать численность населения. А сколько у вас семей? – спрашиваю я. Начинают думать. Может, многодетных назовут. А остальную категорию не могут назвать. А там просто отработана та модель и механизмы, которые позволяют работать с любой семьей, которая имеет те или иные социальные болезни.

Сегодня социальных болезней в семье очень много, и никто ими, если честно, не занимается. Поэтому мы и говорим – плохо в семье, плохо детям, они на улице оказываются. А если оказываются на улице, то, соответственно, совершают преступления, и опять у него уже другой качественный потенциал населения.

Н. Андрущенко:

- Екатерина Филипповна, наша читательница Наталья спрашивает: а как быть семье, которая уже многодетная, четвертого рожать, чтобы остальных выучить на материнский капитал? Я воспитываю троих детей и получаю на них 600 рублей в месяц от государства. Обычные детские 200 рублей на ребенка. Будет ли предусмотрена сумма пособия для многодетных семей? Вы уже ответили в основном. Посоветуйте нашей читательнице рожать четвертого.

Е. Лахова:

- Да, я своим тоже посоветовала третьего рожать, когда они мне сказали: ты что нам не сказала про материнский капитал?

Н. Андрущенко:

- Домашним?

Е. Лахова:

- Да, домашним. Назвала пять видов пособий на федеральном уровне, которые сегодня остались. Единственные пособия, которые передали на уровень регионов, это ежемесячное пособие ребенку. Вот в чем дело. Конечно, своим местным законодательством они должны принимать, рассматривать и увеличивать. Один вид только пособия отдали. Пять видов оставили за федеральным уровнем. В этом году в бюджете заложено 155 млрд. на охрану материнства и детства и семьи. Это вместе с федеральным бюджетом, фондом социального страхования, медицинского страхования. Вообще, это сделано впервые. В том году было 70, мы считали: у, как много! А в этом году увеличили даже в 2 раза. И если говорить в отношении многодетных семей, это очень важно, чтобы законы принимались на уровне субъекта Федерации, которые сами определяют. Многодетная семья на Кавказе одна, а многодетная семья в Центральном округе или на Севере совершенно другая. И законы они должны принимать свои.

Потому, что многодетная семья на Кавказе – пять человек, а в Центральном – это три человека. Вот в чем дело. Мы не случайно даже просьбу, обоснование сделали для президента, что не только нужна материальная поддержка семьям, что необходима и моральная поддержка. Президент вроде бы дал сейчас добро на то, чтобы награды за воспитание детей, не за количество, а за воспитание детей все-таки можно было бы вернуть.

Закон обратной силы не имеет. Во все времена, и во времена Советского Союза, принималось какое-то решение, предположим, решение партии, с какого-то числа, с какого-то года вводилось то или иное пособие. Мы с 1 января 2007 года этот вид пособия поддержки ввели.

Н. Андрущенко:

- Продолжу вопросы читателей. «Уважаемая, Екатерина Филипповна, - пишет Андрей. – В последнее время получила распространение идеология бездетности. Как вам кажется, является ли появление сторонников этой идеи признаком зрелости общества?»

Е. Лахова:

- Я не знаю, откуда они эту моду взяли. Наш анализ показывает наоборот. Люди, которые хорошие имеют доходы, как мы говорим – богатые люди, у них стало модно иметь не одного ребенка, а иметь три, даже четыре ребенка. Не знаю, откуда и на основе чего этот анализ сделан. Я думаю, что наоборот. Нормальная полноценная семья это когда, конечно, три ребенка. Другое дело, когда мы сформировали в обществе отношение к многодетным не совсем доброжелательное, вот это совершенно неправильно. Сегодня много вопросов нам задают семьи, наш комитет, и мы стараемся, когда можем, помочь молодым, которые хотели бы родить ребенка, иметь ребенка и не могут его иметь. Потому что лечение, которое у нас проводится, в целом мире которое проводится, оно дорогостоящее. Я имею в виду ЭКО и те препараты, которые можно использовать в лечении бесплодия.

В этом году в бюджете, кстати, как высокие технологии, по-моему, около 100 женщинам дали квоту для того, чтобы можно было получить данное лечение. В течение этого года по итогам полугодия хотели бы увеличить эту сумму. Я думаю, что это будет совершенно правильное и обоснованно, чтобы попытки первые, вторые женщины, которые могли бы иметь, чтобы воспользовались этой возможностью.

У нас много факторов, которые сегодня влияют на бесплодие мужское и женское. Это тема, которую нам надо тоже поднимать и говорить. Недавно мы принимали программу «Дети России» в правительстве, и выступал главный педиатр РФ академик Баранов Александр Александрович. И он назвал такие цифры, что их волнует. Сегодня у 40% мальчиков уже страдает репродуктивная функция, и 80%- репродуктивная функция страдает у девочек-подростков.

Причин, конечно, очень много. И употребление пива, которое влияет на репродуктивную функцию, и, может быть, то копирование девочек топ-моделей, поскольку неупотребление в достаточном количестве белка, микроэлементов, витаминов, когда идет активный гормональный рост, такие изменения, это, конечно, просто необходимо. И другие факторы, которые влияют, даже вода. Мы приняли программу «Чистая вода», должна быть, и во многом вода тоже в какой-то степени влияет.

«Жилищная газета»:

- В стране много беспризорников. Недавно в одном издании промелькнула информация о том, что государство должно создать организацию в школе, по типу Макаренко «Республики ШКИД».

Е. Лахова:

- Хотела бы дать тоже разъяснение по поводу беспризорников и безнадзорников. Безнадзорники всегда у нас во все времена были в России, во времена Союза. Это связано с тем, что дети на улице, потому что родители или неблагополучные, или заняты на работах и детьми не занимаются.

Что касается беспризорников, хотела бы дать пояснение. Обычно перед всеми выборами количество беспризорников у нас резко сразу возрастает, прямо миллионы. Потому что это иногда бывает хороший популизм политический. Сегодня та статистика, которую мы имеем, от 600 до 800 тысяч беспризорных детей, которые без места проживания, особенно в крупных городах.

Пока мы не переведем акцент на семью и не будем заниматься семьей, у нас количество беспризорных детей будет большое. Акцент мы говорим: на семью, семью. Плохо в семье – плохо ребенку, Он сразу будет на улице. В отношении школы, централизованно на федеральном уровне есть программа «Дети России». В ней есть одна из подпрограмм профилактики безнадзорности и правонарушений у детей. Там есть определенные меры, которые направлены на защиту прав этих детей.

Но в то же время каждый регион поступает по-своему. Например, в Кемеровской области губернатор открывает кадетские школы. Сейчас в Брянске тоже открыли кадетскую школу МВД. Сейчас хотят кадетскую школу пожарных открыть и т.д.

И больной вопрос, что у нас нет ювенальных судов, ювенальной юстиции, это тот вопрос, который мы в течение многих лет пытаемся протолкнуть. Пока в первом чтении приняли изменения в Законе о судебной системе о том, что ювенальным судам должно быть дано добро, что они должны быть у нас. И в Ростовской области доказали уже, есть четырехлетний опыт, пилотные проекты открыли, 16 судов открыли.

В чем дело? У нас каждое ведомство отвечает за детей. Образование, здравоохранение, социальная защита в регионе, милиция говорит, все говорят о детях. Причем, средства определенные затрачиваются на это. А результатов нет. У нас преступность подростковая растет. Количество родителей, которых лишают родительских прав, не уменьшается, наоборот, увеличивается. Количество детей, которые убегают из семьи, тоже не уменьшается, оно увеличивается.

По официальной статистике 2005 года, 16 тысяч детей, это только по официальной статистике, которые вообще школу не посещает, это безграмотные дети. Можно было бы назвать много таких моментов.

Мы говорим: над всеми этими ведомствами должна быть та структура, которая могла бы четко наметить тот план реабилитационных мероприятий в отношении конкретного подростка. А это может только ювенальный суд. Европа это показала, доказала, есть опыт, который мы могли бы перенять. К сожалению, положительные моменты такие лоббировать всегда очень сложно.

Агентство социальной информации:

- Вы сказали, что у вас до сих пор не создана система по поискам граждан, которые бы хотели усыновить детей-сирот. Каким образом, может, будет создан какой-то банк данных?

Е. Лахова:

- Банк данных детей-сирот у нас создан, вы знаете, региональный и федеральный. И очень хороший вопрос задаете, знаете почему? Потому что это та проблема, больная проблема, с которой мы каждый день практически работаем. Сегодня появился гражданин, который захотел взять ребенка. Он идет в структуру образования. В образовании сидит инспектор, который курирует эти сиротские учреждения и банк данных. Вот тут и начинается. Буквально свежий случай.

Вчера в комитете женщина была, которая говорит: с 2005 года, с октября 2005 года, в городе Москве она не может взять ребенка под опеку. Сейчас мы разбираемся по этому поводу, и уполномоченного по правам человека подключили. Но это нереально. Пришла в органы опеки, они должны сразу сказать. Он говорит: я хочу девочку 4-5 лет. Они говорят –нет, все больные девочки. Девочек нет. Или говорят – квота уже вышла. Или берите в патронатную семью.

Патронатная, приемная семья это совершено разные структуры. Мы говорим о приемных семьях, а нам лоббируют патронатную семью. Потому что за счет патронатной семьи количество сирот у нас никогда не уменьшится, они по-прежнему являются воспитанниками этих учреждений. Мы считаем, что данной структурой и сиротами должно заниматься не министерство образования. Эти должно заниматься Министерство здравоохранения и социального развития, то есть социальное министерство. Потому что надо заниматься профилактикой сиротства.

К сожалению, у нас большое количество детей остается в родильных домах. Сразу рожают и сразу оставляют. Такого не было, и количество детей не уменьшается. Пока не произойдут эти изменения, вряд ли поменяется ситуация.

Мы в Центральном округе проводили семинар в Калуге. Там есть воля губернатора Артамонова, который сказал: мы должны помочь модернизировать эти учреждения. В течение 3-х лет они уже закрыли два учреждения сиротских, два или три, и перепрофилировали под дошкольные учреждения, которых не хватает. Но они открыли около 500 приемных семей, они из бюджета закладывают. На каждого ребенка, который находится в учреждении сиротском, тратиться от 10 до 15 тысяч рублей ежемесячно. Они заложили в бюджет. Мы сегодня из федерального бюджета в приемную семью даем 6500 рублей, на содержание 4000 и 2500. Плюс они дополнительно. 9500 только в приемную семью. Многие семьи берут. Но нам же важно, чтобы не только из-за денег брали. А те, которые могли бы действительно воспитывать, содержать, развивать этих детей, любить этих детей.

Для этого должна быть и система подобрана к этому. Они открыли центр, открыли школу, где родители стараются повести учебу и подбор этих граждан к детям, не всегда они бывают совместимы. Но важно и сопровождение в последующем этих семей. Вот в чем дело.

Например, сделала это Калуга или Самара, где 3,5 тыс. приемных семей в России, 50% всех приемных по России открыли, а в Москве, например, всего 8 приемных семей. Есть разница? Есть. Сегодня идет препятствие самой системы образования, препятствие в устройстве детей в семью. Почему? Во-первых, сиротские учреждения будут закрываться, люди же работают в этих учреждениях. И фактически все штатное расписание зависит от количества тех детей, которые находятся в этом учреждении. Нельзя такую задачу взаимоисключающую ставить, ведь финансирование идет через эту же структуру. Пока не будут переданы полномочия, изменить ситуацию очень сложно. Вот те регионы, которые сами эти полномочия пытаются сделать, изменить своим местным законом, у тех подвижки пойдут быстрее.

Н. Андрущенко:

- Екатерина Филипповна, вот уже два месяца прошло с момента получения мамочками сертификата, есть ли какая статистика, сколько человек в стране получили такой сертификат?

Е. Лахова:

- Я не знаю сейчас свежей статистики такой. Почему? Потому что это небольшое количество. Во-первых, мамы пока еще не торопятся, понимают, что это через 3 года. Оформление простое, во многих регионах пенсионные отделения наоборот идут навстречу, чтобы можно быстрее оформить.

Н. Андрущенко:

- У нас в «КП» был материал, наш корреспондент прошла с молодой мамой все инстанции. Нужно было для этого затратить 14 дней и собрать 14 документов. Это в Москве.

Е. Лахова:

- Нет, это совершенно неправда. Насколько официально я знаю, что там 4 или 5 документов. Основные документы – свидетельство о рождении, паспорт, это самые основные документы. Информация о семье и т.д. Там немного. Иногда бывает хорошее дело и хорошие законы, которые мы принимаем, наши чинуши, которые сидят в структурах этих, все портят. Также как по сиротам, наиболее коррумпированное сегодня это направление у нас. Есть проблемы здесь, да.

Н. Андрущенко:

- Поскольку мы сегодня говорим о многих законах, которые должны способствовать рождаемости, вот письмо еще нашей читательницы Марины. «Уважаемая Екатерина. О каких законах о стимулировании рождаемости может идти речь, если инфраструктура для детей не готова. Например, у нас в Уфе очередь в садик в моем районе более 3000 человек, примерно на 3-5 лет. Куда девать ребенка и куда еще рожать, если и для текущих детей нет садиков?»

Е. Лахова:

- Все определяют, конечно, это люди и человеческий фактор. Глава государства по поводу детских дошкольных учреждений сказал. Мы были рады, потому что мы проанализировали всю ситуацию на территории России. Около миллиона очередность, в 2 раза количество сократилось дошкольных учреждений, на 40% выросла оплата за ребенка в дошкольном учреждении. Каждый регион провел у себя анализ. Мы и партию используем, и женские организации. Например, со стороны женских организаций, мы взяли в одном регионе, во втором, в третьем регионе проанализировали, посмотрели, сколько? 500 детских дошкольных учреждений. А сколько было их до этого? 550, к примеру. Где 50 этих дошкольных? Приватизировали – сложно вернуть. А то, что передали в аренду, то, что перепрофилировали, иногда чиновники заняли, то система образования заняла дошкольное учреждение, очень часто это, то налоговая служба, то еще кто-то. Какая есть возможность, чтобы модно было вернуть – это раз. Во-вторых, мы посмотрели, как можно сделать и использовать административный ресурс.

Например, в начале 90-х годов было мало дошкольных детей в дошкольных учреждениях. А когда мало детей в дошкольных учреждениях, их взяли и перевели в школы-нулевки. А сейчас многие сделали обратное, направили из школы в дошкольные учреждения. А сейчас сделали наоборот, из дошкольных учреждения направляют непосредственно в школы. В одном регионе только благодаря административным мерам они с 5000 уменьшили до 1800 очередность. Кроме того, я думаю, с Грызловым Б.В. мы эту тему обсуждали, и при формировании сейчас бюджета на три года, а мы будем его рассматривать сразу на три года, в частности, мы будем планировать выделение средств из федерального бюджета на условиях софинансирования субъектами строительство детских дошкольных учреждений. Мы сейчас поставили задачу, чтобы эта цифра консолидированная была около 4 млрд. 2 млрд. из федерального бюджета, и 2 млрд, чтобы субъекты Федерации дали.

Н. Андрущенко:

- И еще вам вопрос. Такой же, как был президенту на его большой пресс-конференции. Видимо, читательница наша что-то не услышала. Может, вы скажете об этом что-то ей. « Нас уже кормили ваучерами и сертификатами на жилье. Не станет ли материнский капитал очередной бумажкой для оклеивания стен через 3-5 лет? – пишет Светлана. А президенту журналистка, молодая мама, задала вопрос, что у нее пятилетняя дочь. Как страна будет дальше развиваться, будут ли выплачивать этот материнский капитал? И она хотела бы гарантированно, что ее дочь получит для ее внуков будет этот капитал. Будет ли такое?

Е. Лахова:

- Время покажет. Доживет дочка, сколько ей будет? 18, 20 лет? Ей сейчас 5 лет. Данная поддержка семьи будет оказываться в течение 10-15-20 лет, пока определили до 2016 года. Это будет видно в последующем. Если будет все-таки положительные результаты, я думаю.

А что касается недоверия, конечно, людей тоже можно понять. Люди всегда, как бы ни была власть, они ей всегда недовольны. В бюджет, который мы будем рассматривать сейчас на три года, на 2010 год, закладывается 132 млрд. рублей. Сегодня деньги эти нигде не отложены, их никто не крутит. Мы сразу говорим, что в 2010 году 132 млрд., и уже эта Дума при рассмотрении бюджета на три года будет закладывать эти средства.

Н. Андрущенко:

- А они не могут также пропасть или попасть под сомнения, как накопительная часть пенсии?

Е. Лахова:

- Вряд ли это пропадет, потому что это определено законом о материнском капитале и федеральным бюджетом конкретно. А федеральный бюджет мы все-таки ежегодно принимаем.

Н. Андрущенко:

- Екатерина Филипповна, в канун 8 Марта как женщинам быть счастливыми в нашей стране?

Е. Лахова:

- (смеется) Между прочим, наша организация проводит много сейчас мероприятий. Мы проводим и женские встречи, и съезды женщины сейчас активно проводят. У нас была и женская фракция с Государственной думе.

Женщины сегодня, несмотря на то, что у нас вроде бы 10% всего в Государственной думе, но количество женщин, которое влияет на принятие решений, становится больше. А посмотрите, кто раньше мог подумать, что Матвиенко может быть губернатором Санкт-Петербурга?

Вчера у нас встреча состоялась Грызлова с руководителями Законодательных собраний. Приезжали женщины, заместители председателей областных Законодательных собраний, Государственных советов. И 4 парламента возглавляют женщины. Причем, в двух городах-миллионниках, в Волгограде, Новосибирске тоже возглавляет женщина. Сколько сегодня поселений у нас формируется, более 70% женщина. Там просто бюджета нет, поэтому их там больше, конечно.

А в отношении счастья… Сегодня в государстве стали больше говорить о семье, о детях, о будущем детей, об образовании, здоровье, доступности, качества оказания помощи. И, конечно, то, что поворот такой сделан в отношении семьи, это очень немаловажно для нас. И мы, я имею в виду мы, потому что я Союз женщин России представляю, движение женщин России, мы в этом плане рады, чтобы можно было каким-то образом локомотивом тоже быть проведения всех этих вопросов.

Женщина может быть счастлива тогда, когда у нее все рядом, что ее окружает, дает ей возможность быть доброй, любить, быть терпеливой, спокойной. Женщина есть женщина, она этим и отличается от мужчин. Женщина может все, что мужчина. Отличие ее только в том, что она еще может родить. И вот это самое-самое главное отличие женщины, которая должна реализовать, когда она живет на земле. Потому что чувство материнства - это самое-самое большое чувство. Поэтому каждой женщине, чтобы быть счастливой, надо иметь ребенка.

Н. Андрущенко:

- Спасибо, Екатерина Филипповна, с наступающим праздником!

Фото Ивана ТИМОШИНА.

 
Читайте также