Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество21 марта 2007 22:00

Первоклашки плевали в Мишу по методу Макаренко

Учительница наказала озорника презрением коллектива
Источник:kp.ru
Миша перешел в параллельный класс и старается не вспоминать неприятный «урок».

Миша перешел в параллельный класс и старается не вспоминать неприятный «урок».

Жестокий урок

Это случилось накануне школьного утренника. Миша, шестилетний крепыш, не ладил с ребятами. Начинают играть (классная комната у малышей как уголок детского сада: ковер на полу, конструктор «Лего», куклы...), Миша подбежит и отнимет самую ценную для общества машинку. Еще и ногой по ней топнет! И язык покажет! И за косички девчонок дернет!

Словом, когда вошла учительница, к ней так и бросились:

- Валентина Кононовна, а он опять плевался!

- И плохими словами обзывал!

Валентина Кононовна вывела Мишу на середину.

- Поднимите руки, кого Миша обидел.

Взметнулось двенадцать ладошек.

- Подойдите ближе...

Валентина Кононовна тихо продолжила:

- А тебе, Миша, будет приятно, если все-все так же возьмут и плюнут в тебя?

В следующее мгновение Миша зажмурился. Вытянув губы трубочкой, его недавние друзья - Антошка, Вовка, девчонки с косичками - стали азартно стараться доплюнуть до цели.

- Не надо, ребята. Миша уже понял, что такое сила коллектива, - сжалилась Валентина Кононовна. - Ведь понял? Иди умойся и сделай выводы на будущее.

Мишу после занятий встречал дедушка. Состояние внука его испугало. Парнишка протянул ранец и зашептал:

- Забери меня скорее. Не хочу больше в школу!

О том, что стряслось, дедушка узнал от Валентины Кононовны.

- Эта акция не имела ничего общего с унижением. Мы просто показали, что происходит, если человек противопоставляет себя коллективу. Метод великого Макаренко! - объяснила педагог.

На утренник Миша не пошел. Сидел перед теликом молча. Смешной, лобастый, упрямый, одинокий мужичок...

Мама-врач мучилась: как поступить? Валентина Кононовна Шевчук давно могла уйти на пенсию, но не оставляла работу, и попасть к ней «под крыло» считалось большой удачей. Иные родители даже старались «передержать» чадо в детсаду, лишь бы записаться в ее класс.

...- Не хотела прежде расстраивать. Ребенок проблемный, - вздохнула Валентина Кононовна при встрече с Мишиной мамой. - Будем работать, исправлять характер.

И снова повторила что-то о пользе макаренковских приемов. Якобы у нее в практике уже был случай с мальчиком, который досаждал всем щипками. А после того как ровесники по инициативе учителя больно пощипали его, исправился.

- Но здесь человеческое достоинство задето! - возразила далекая от методики мама.

- Да не плевали слюной. Ну, может, разок долетело... На миг ситуация вышла из-под контроля. Дети произносили «Тьфу! Тьфу!» как порицание, - успокоила Валентина Кононовна.

Мама тем не менее решила перевести сына в параллельный класс. Понесла заявление директору Ларисе Ивановне Воеводе. Объясняя причину, расплакалась как девчонка.

У Ларисы Ивановны от возмущения сверкнули глаза. Ох, знать бы маме, в какую историю она влипает...

Увольнять или помиловать?

Директор Лариса Ивановна Воевода знает себе цену и уверена в своей правоте:

- Да, я иногда бываю авторитарна. Лишь потому, что убеждена: уровень учителя, согласно законам Мерфи, обязан постоянно расти и вступать в конфликт с низким, неразвивающимся уровнем... Да, Валентина Кононовна - ветеран труда, учитель-методист, мэтр! Ошибки случаются у любого. Но эта - непростительная. Представьте, как могла сложиться судьба Миши дальше - вплоть до детского суицида! ЧП расследовала комиссия и предложила Шевчук выбор: или статья с соответствующей формулировкой, или заявление «по собственному». Валентина Кононовна тут же его и написала. Есть термин: «педагогическое выгорание». Валентина Кононовна безнадежно устарела, вынесла вердикт директор. И предложила послушать мнения коллег.

В зал стали входить женщины разных возрастов. Присаживались на краешек стула. И после ободряющего призыва Ларисы Ивановны рассказать корреспонденту «Комсомолки» всю правду о Валентине Кононовне «давали показания»:

- С ее детьми дальше тяжело работать, они производят впечатление запуганных.

- Валентина Кононовна исчерпала себя как личность и перешла Рубикон...

Встреча с учительницей

...Темно-русые волосы с проблеском седины забраны на затылке в узел. Лучистый взор. Гордая стать. Мягкая улыбка. Валентина Кононовна - просто воплощенный образ педагога из фильмов советской поры. Она приехала ко мне в гостиницу в сопровождении двух мам и одной бабушки.

- Мы - как свидетели. Чтобы Валентину Кононовну больше никто не обидел!

Мне рассказали, что проблемы начались в минувшем году, когда директор Воевода заявила: «Снова отбиваете хлеб у молодых?!» (родители первоклашек опять написали заявления с просьбой поручить их детей именно Валентине Шевчук). «Шевчук с почетом проводим на пенсию. А вам дадим отличного педагога. Жаловаться бессмысленно!» - утверждала директор. «Я принимаю класс. Не могу не оправдать доверие!» - парировала Валентина Кононовна. Исход дела решил поход мам в местное Управление народного образования. Но директор не простила учительнице победы и, по мнению родителей, просто нашла случай, чтобы поквитаться. Бабушка Мария Иосифовна заверила меня:

- Нас устраивают сталинские, макаренковские методы. С нашими детьми иначе нельзя, на голову сядут!

А мамы добавили:

- Директор держит в страхе учителей. Они бесправны и боятся потерять работу. Директора надо уволить, а Валентину Кононовну - восстановить.

Ребенок не собака

...Миша в новой среде уже обжился. Хотя вспоминать о том школьном дне не любит.

Зато Мишина мама не может привыкнуть. Ее то и дело подкарауливают родители и клянут на чем свет:

- Ты всех предала! Своего перевела в параллель, а нам вместо Кононовны какую-то неумеху подсунули, дети страдают! Иди проси, чтобы вернули Шевчук!

Мама уже сто раз пожалела, что вынесла сор из избы и попала меж молотом и наковальней. Но и промолчать не могла.

- Ребенок не собака, чтобы у него рефлекс вырабатывать...

...На днях Миша встретил на улице мальчугана из бывшего своего класса. Из «оплевывателей», кстати. Оба так и кинулись друг к другу с объятиями.

Хорошо, что детская душа еще не знает накипи жизненного опыта. Увы, эта чистая мудрость скоро проходит. А проблема, как и кому воспитывать сегодняшних ребятишек, остается...

Ольга МУСАФИРОВА.

Система своих не выдает

Рискну угадать судьбу Валентины Кононовны, не случись у нее конфликта с директрисой еще задолго до истории с Мишей. Работала бы сейчас «ветеран труда», как и прежде. Успешно внедряла бы «метод коллективного порицания». Посмотрите криминальную хронику. В последнее время в сводках новостей все чаще мелькают сообщения о жестокости учителей.

Ярославская область. Генриетта Кузнецова, 42 года проработавшая учителем начальных классов, стала лупить малышей по головам за невыученные уроки. Ее отправили на пенсию только после жалоб родителей в прокуратуру.

Подмосковный Королев. Юлия Попова, «первая учительница» элитной гимназии, оскорбляла и дубасила ребятишек прямо во время уроков. Полгода родители упрашивали школьную администрацию отстранить педагога от обучения детей. Только уголовное дело заставило директрису сдаться.

Мурманская область. Видеоролик, записанный на мобильный телефон, теперь смотрит вся страна. На нем оленегорская учительница Надежда Константинова в присутствии класса с истошным воплем лупит парнишку головой об стену.

Воскресенск. Светлана Калугина малышам в начальной школе заклеивала рты скотчем. Педагогиня потом объяснила: «Чтобы не шумели и слушали учителя». Кстати, суд оправдал действия Калугиной... после коллективного обращения коллег по школе.

Почему люди самой гуманной профессии все чаще вызывают если не страх, то настороженность? Почему жестокие педагоги продолжают работать с детьми?

Кто довел педагогов до ручки?

Нынешняя школьная педагогика - наследие советской системы образования и разрухи 80 - 90-х годов прошлого века.

Кто сегодня работает в школе? Средний возраст российского учителя - 45 - 50 лет. Каждый шестой педагог - работающий пенсионер. Поколение 30-летних в основном сбежало - не выжить на учительские крохи. Остались - по большей частей - «троечники», которым трудно было бы выжить в новое время.

Пусть платят копейки, зато стабильность. И опять же на детях можно самоутверждаться, ведь учитель всегда прав. Мы не говорим обо всех! Но, увы, о многих...

Сегодня быть учителем непрестижно. Потому что педагог не отвечает современным меркам успешного человека. В какой еще стране мира учитель высшей категории вынужден в свободное время выращивать свиней и полоть грядки?! В глубинке это норма. А не унизительна ли система «деньги за часы»? Перед началом учебного года во многих школах разыгрывается нервная сцена: матерые педагоги вырывают у молодежи уроки, чтобы поднять зарплату...

Собирательный портрет нынешней Марьиванны - замученная бытом и безденежьем женщина старше средних лет. Издерганная, вечно усталая. У Марьванны: а) старомодное платье; б) маленькая зарплата; в) проблемы в личной жизни. А еще учительница - мелкая сошка. У нее много обязанностей, а прав почти нет. Она зависит от завуча, школьного директора и чиновника в Управлении образования. Тут еще родители свои права качают... Вот и объединяются педагоги, встают на свою защиту. Молчанием. Ни одна из историй, когда педагог обижал учеников, не всплыла по воле педагогов. Никто из учителей не крикнул в голос своему коллеге: «Маша, что же ты делаешь!» А ведь в школе всегда все известно, учителя прекрасно знают, кто как обращается с детьми.

Что тут делать? По мнению министра образования и науки России Андрея Фурсенко, нужно искать способы перевода пожилых учителей на пенсию. Но на пенсию достойную, уважительную, на которую можно прожить. Особо активным предоставлять работу, - скажем, в комиссиях по делам несовершеннолетних. А в классы повышенными окладами, жильем, социальными льготами завлекать молодежь. Звучит красиво. Но ни в каких социальных программах конкретные деньги на существенное повышение зарплат и пенсий учителям не прописаны. Так что пока вопрос остается открытым: воспитывать учеников по системе Макаренко в трактовке озверевших от унылой жизни пожилых учительниц уже нельзя. А новой системы пока не видно...

Андрей РЯБЦЕВ.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Школе нужна сильная рука!

Пошла мода ругать пожилых учителей: мол, они наказывают шалунов излишне строго. Да вы посмотрите на этих «шалунов»! Со второго класса курят и сквернословят, с третьего - пьют, из школьных туалетов только успевают бутылки выносить. А в старших классах уже появляется наркота. Детки на уроке могут учителя и матом послать, и пригрозить ему. И это не только в обычных школах, где трудные подростки. Иногда и в гимназиях такого насмотришься - то сексом могут заняться прямо в классе, то на вечере так накурятся всякой дряни, что ничего не соображают. Могут и на учителя с кулаками полезть. Ко мне прибегали молоденькие учительницы в слезах - что им наговорили великовозрастные болваны, не хочу и передавать. А попробуй их наказать - прибегают богатенькие родители: как вы посмели тронуть наших мальчиков! Я считаю, надо ужесточить требования к ученикам. Серьезно напакостил - вон из школы, пусть в платном заведении доучивается. А у нас все болтают про права учеников. А у учителей против их хамства вообще нет никакой защиты!

А. СТКОВРЫН, преподаватель физкультуры с 30-летним стажем.

А как вы считаете, что нужно сделать, чтобы ситуация в школе поменялась? Сталкивались ли вы с подобными проблемами?

Пишите нам по электронной почте: ryab@kp.ru или на адрес редакции с пометкой на конверте «Педсовет».