В Новокузнецке опять траур. В ближайшие дни шахтерские семьи будут хоронить погибших на шахте «Юбилейная». Сегодня в 11.30 по местному времени в забое взорвался метан. В это время под землей на глубине 517 метров работали 217 человек. Через несколько минут выжившие стали выбираться на поверхность. Начали считать сданные шахтерские фонарики: один, второй, третий... Так с незапамятных времен ведут арифметику жизни и смерти на шахтах. С помощью горноспасателей удалось вывести из шахты 179 человек. Есть погибшие - 38 человек.
Через несколько часов после взрыва почти всех выживших развезли по домам. За это время в шахтоуправлении собралось несколько десятков людей. Одни продолжали ждать известий, другим повезло больше. Милиционер из оцепления (шахту окружили силы правопорядка, в основном от проникновения журналистов) рассказал нам:
- На машине подъехала женщина с дочкой-подростком. Обе плачут, согнулись от горя. Я подумал, что это родственники погибших, а не выживших. А через десять минут они счастливые выходят с папкой, обнимаются. И видно, что он только выбрался на поверхность, как у всех горняков, глаза как будто тушью подведены. Угольную пыль за один раз не отмоешь…
…Из поднявшихся на поверхность семерых отвезли в больницу. Врачи «Скорой помощи» с возмущением рассказали, что по пути в больницу им пришлось буквально пробиваться. Несмотря на включенный аварийный сигнал, водители категорически не хотели уступать дорогу и даже грозно махали кулаками. Семьи многих шахтеров в те часы стонали от неопределенности. Родственники атакова
Напомним, что госкомиссия установила: на шахте «Ульяновская» мухлевали с датчиками, показывающими наличие метана. Делалось это ради выполнения плана. Ведь при повышенном содержании горючего газа все работы приостанавливаются и горняки должны покинуть забой. Могло ли такое произойти вчера на «Юбилейной»? Совершенно не исключается. Один из работников шахты рассказал журналистам, что взрыв случился всего за день до проверки системы безопасности. По его словам, за последний мясяц уровень метана в шахте шкалил под 10%, при норме 0,5-2%. Причем еще неделю назад встал вопрос о временном закрытии лавы, где произошел взрыв. Но этого так никто и не сделал. Более того, проблемы со смертельным газом на «Юбилейной» были очевидны. По словам сотрудника, «в последние две недели конвеер постоянно останавливался». Причем происходило это в аварийном порядке: датчики фиксировали повышенную концентрацию метана и автоматичеки подавался сигнал выхода на поверхность. Впрочем, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев опровергает эту информацию. Он заявил журналистам следующее: «В момент взрыва уровень метана выработки был нормальный, взрыв был неожиданный, угольная пыль не взорвалась. В настоящее время спасатели работают в нормальных условиях. В шахте уровень газа в норме... уже через месяц работа на шахте «Юбилейная» будет возобновлена».
Кстати, на днях Ростехнадзор закрыл шахту «Осинниковская», тоже входящую в «Южкузбассуголь». Причина: приборы системы безопасности не прошли очередную поверку.
Угольные генералы уже заявили, что выплатят семьям погибших по 1 миллиону рублей.
КСТАТИ
Почему метан так опасен?
Этот горючий газ «обитает» под землей. Бывает, что он может скопиться в небольших дозах даже в подвалах с плохой вентиляцией. Потому метан - вечный спутник всех шахтовых выработок. В советское время с ним боролись следующим образом: перед открытием новой шахты проводилась её полная дегазация. И только потом под землю спускались горняки. Это очень дорогой способ, что жутко не нравится собственникам. После взрыва на «Ульяновской» одна из шахт Кузбасса все же объявила, что проведет полную дегазацию и выделила на это 200 миллионов рублей.
Обычно же откачка метана происходит параллельно с работой по добыче угля. Да, на каждом углу под землей висят датчики, но чтобы выполнить план их иногда игнорируют, как например на «Ульяновской». Люди, готовящие документы на открытие новых шахт почти шепотом говорят о том, что в процессе данные по так называемой «метаносности пластов» могут меняться, и иногда по желанию собственников. То есть риск закладывается еще до открытия шахты. При это работает хитрая система. Одни говорят: это геологи дали нам данные по метану, а потом изменили их. Они имеют на это право, ведь замер замеру рознь. В тоже время геологи частенько утвержают противоположное: мы передали данные ученым, а что с ними делать - их забота.
Еще одна деталь. Многие институты, занимающиеся углем перешли в частные руки. Их владельцы зачастую - те же собственники. Вот и выбирай: или написать в проекте те данные по метану, что есть на самом деле, или прислушаться к владельцу своего НИИ.
Схемы взрывов на шахтах довольна типична. При повышенной концентрации этого газа достаточно маленькой искры, чтобы произошел взрыв. Например, откололся кусок угля и при ударе создал минимальный электроразряд
Фото ИТАР-ТАСС и AP
Источник: "Комсомольская правда"- Кемерово"
Ссылки по теме:
Брат погибшего горняка Александр ЮГОШКИН: Мы с Петей во сне дом деревянный строили. Оказалось, сколачивали гроб...
Взрыв на шахте в Новокузнецке убил 74 шахтера
Взрыв на шахте в Новокузнецке заблокировал под землей 186 человек
Взрыв на шахте в Новокузнецке: «Нас разбросало по стенам...»
Взрыв на шахте предсказал ясновидящий?
«Мы мечтали увидеть небо и выпить по 100 граммов водки»